Даниил Квят. Прощенный. Рождение дочери и перерождение отца
В конце 2017 года Даниил Квят покинул молодежную программу Red Bull, уступив дорогу Пьеру Гасли. Но за шанс вернуться в Формулу 1 он ухватился двумя руками. Как это было? Вспомним вместе с Эдом Стро...
Гонку, которая, как казалось, должна была стать последней в карьере пилота Формулы 1 для Даниила Квята – в США в 2017-м, – россиянин провел на очень высоком уровне.
Он показал 11-е время в субботу, а днем позже сумел принести коллективу из Фаэнцы важное очко, несмотря на проблемы с батареей и вынужденную необходимость переключиться на более щадящий режим работы мотора. Но было уже поздно.
Если бы тогда вы сказали Даниилу, что спустя полтора года он будет стоять на подиуме, да еще и с быком на комбинезоне, он бы, скорее всего, просто рассмеялся.
Руководитель команды Toro Rosso Франц Тост заметил тогда, что решение расстаться с россиянином было принято на высшем уровне управления концерна по причине «обоюдной утраты доверия». Но если мы вспомним, в том сезоне на машине Квята то и дело возникали технические проблемы, так что утрату его доверия к команде вполне можно было понять, но никак не команды – к нему.
После перевода обратно в Toro Rosso Даниил показывал очень приличную скорость, но конвертировать ее в результат ему никак не удавалось. В итоге на протяжении 14 совместных с Карлосом Сайнсом гонок в сезоне-2017 россиянин уступил напарнику по средней скорости всего 0,17%, но при этом сумел набрать всего четыре очка, в то время как у испанца их было ровно в 12 раз больше.
Примерно такая же картина наблюдалась в их противостоянии и год назад – после замены Макса Ферстаппена на Квята в младшей команде концерна: Сайнс планомерно набирал очки, проводя чистые уик-энды, а у Дани это не получалось.
Российскому гонщику было непросто смириться с таким положением вещей, а поражения от Сайнса, которого он за несколько лет до этого одолел в GP3, давались ему тяжело. И вместо того, чтобы сфокусироваться на рабочем процессе и просто делать свое дело, не обращая внимания на сиюминутные результаты, он постепенно утратил концентрацию.
Но в минувшее воскресенье в Германии мы увидели совершенно иного Квята. Да, удачный пит-стоп с переходом на слики, но он и до этого момента претендовал на очки, стартовав 14-м в сложнейших условиях, и сделал всё, что от него зависело, чтобы подняться на пьедестал.
Менее чем за сутки до этого момента у российского гонщика и его избранницы Келли Пике родилась дочка. Но перерождение самого Даниила произошло задолго до этого.
Даниил Квят и Келли Пике назвали свою первеницу Пенелопой
Нынешний сезон Квят проводит на очень высоком уровне, даже если не считать сверхуспешный Гран При в Хоккенхайме. Он стал более взрослым и расслабленным, проявляет характер и более или менее одинаково флегматично реагирует на взлеты и падения – как свои, так и команды.
Квят прошлой формации вряд ли так взвешенно отреагировал бы на ситуацию в Бахрейне нынешнего года, когда команда по ошибке поставила ему в квалификации использованный комплект шин вместо нового.
Год, проведенный вне Формулы 1 и подальше от Red Bull, безусловно, пошел россиянину на пользу. При этом он сумел не выпасть из гоночной обоймы, что удается немногим, а воспользовался шансом поработать на базе Ferrari в качестве пилота по развитию. Это помогло ему лучше понять рабочие процессы одной из ведущих команд Больших Призов и, как он это сам назвал, «поработать над собой».
Но давайте вновь перенесемся туда, с чего начали – на Гран При США 2017 года.
Еще перед началом уик-энда Даниил прекрасно понимал, что это будет лишь единичное его появление за рулем машины, поскольку предыдущие два этапа в составе Toro Rosso провел пришедший ему на смену Пьер Гасли, а в Остин он не смог прилететь лишь из-за пересечения с важной гонкой в японской Суперформуле.
Но, как мы знаем, когда нечего терять, порой груз ответственности сваливается с плеч, и это идет на пользу делу. Так вышло и в этом случае. Квят уже тогда дал понять, что несколько изменил свой подход к делу, и ему удалось провести уик-энд так, как не удавалось на протяжении всего второго отрезка за команду из Фаэнцы.
Это лишний раз показывает, как тонка грань между успехом и неудачей в спорте высших достижений. Даниил остался тем же парнем, что и был, просто прибавил в опыте и стал гораздо лучше справляться с прессингом.
Мало кто вспоминает, что свой первый сезон в Формуле 1 уфимец провел отлично. Он занял десятое место в итоговом рейтинге гонщиков британского Autosport 2014 года, а когда Себастьян Феттель собрал вещи и переехал в Ferrari из Red Bull, именно россиянин занял его место, а не будущий двукратный чемпион Формулы Е Жан-Эрик Вернь.
Более того, отрезок, проведенный в старшей команде концерна Red Bull, для Даниила был куда более успешным, чем многим запомнилось. Хотя справедливости ради стоит отметить, что у его напарника Даниэля Риккардо чаще возникали проблемы с техникой. Это не умаляет заслуг Квята, но и не скрывает его главную проблему тех лет – неумение адекватно реагировать на превратности судьбы.
Вспомните Гран При России 2014 года и ту нисходящую спираль россиянина после потери нескольких позиций на старте гонки. Нередки были и случаи, когда Даниил не лучшим образом реагировал на прямые вопросы о неудачах и возникающих проблемах. И это было удивительно на фоне того, что именно психологической устойчивостью Квята объясняло свой выбор руководство концерна, когда предпочло его Карлосу Сайнсу и Антониу Феликсу да Коште на роль дебютанта Формулы 1 в 2014-м.
И главные опасения на старте нынешнего сезона заключались в том, сможет ли Даниил забыть о минувших неудачах и перезапустить свою карьеру, в третий раз войдя в воды, по сути, молодежной команды Red Bull. Однако проблемы, возникшие на старте чемпионата, россиянин принял очень взвешенно и по-взрослому.
Том Коронель: Red Bull должна поменять Квята и Гасли местами
Это лишний раз доказало нам, а главное командам, что гонщик, однажды не использовавший свой шанс, вполне способен кардинально измениться в плане своего отношения к делу. И за другим примером далеко ходить не надо – приблизительно то же самое произошло с бывшим напарником Квята по Toro Rosso Жаном-Эриком Вернем.
Француз так же, как и россиянин, демонстрировал в Формуле 1 неплохую скорость, но ему никак не удавалось стабильно проводить чистые уик-энды. В результате после ухода из Больших Призов он нашел себя в призах поменьше, к тому же, электрических. И сейчас в свои 29 лет опытный двукратный триумфатор Формулы Е пришелся бы ко двору не в одной команде Ф1.
Не стоит забывать, что многие по-настоящему быстрые парни зачастую попадают в Ф1 в слишком юном возрасте. Это может стать серьезным испытанием для молодого человека, особенно если на своем пути он привык выигрывать гонки и чемпионаты.
Одно из главных умений в жизни состоит в способности подниматься и продолжать путь после падений. Все проходят через это в обыденной жизни, но когда речь идет о неудачах в элитном спорте на глазах у миллионов зрителей, далеко не все способны с этим справиться.
И путь Квята – один из примеров того, что пройти через эти тернии бывает очень полезно.
Даже Максу Ферстаппену, являющемуся сегодня одним из сильнейших гонщиков в пелотоне, пришлось в прошлом году пройти через нечто подобное, когда череда неудач привела к огромному давлению на него в команде и извне. Упущенный шанс побороться за победу в Монако в виде разбитого шасси в заключительной тренировке нужен был ему в плане обретения психологического равновесия. После этого злосчастного инцидента он лишь раз финишировал вне очковой зоны, если не считать схода в Венгрии, и уже на протяжении 20 гонок подряд не пересекает финишную черту ниже пятого места.
История Даниила совсем иная, ведь так высоко в спорте он еще не поднимался, а значит, и давление на него было поменьше, но некоторые сходства есть. Для команд это плата за приглашение очень молодых гонщиков.
Вообще, коллективы Формулы 1 очень любят делать ставку на юных пилотов. Это почти беспроигрышный вариант – шанс приобрести потенциальную звезду за сравнительно небольшие деньги. Но и недооценивать опытных пилотов также не стоит.
Нынешняя форма Даниила вполне соответствует тому, чтобы во второй раз в карьере отправиться на повышение в Red Bull Racing, особенно с учетом проблем, с которыми столкнулся в роли напарника Ферстаппена Пьер Гасли. Да, в коллективе уже заявили, что никаких смен в составах не предвидится до окончания сезона, несмотря на то, что Квят, как кажется, мог бы лучше справиться с машиной RB15, чем француз.
Кроме того, не факт, что австрийская команда захочет проходить свой путь с россиянином заново, пусть даже его увольнение из старшего коллектива в 2016-м и было связано по большей части с желанием сохранить в обойме Ферстаппена, на которого были виды у других команд-гигантов.
Стоит отметить также, что репутация аварийного гонщика и "торпеды" в тот период закрепилась за Даниилом не вполне заслуженно и была по большому счету основана на паре контактов с Себастьяном Феттелем, вылете с трассы в Японии за год до этого и инциденте на предсезонных тестах 2015 года в Хересе со сломанным крылом, которое было у команды в единственном экземпляре. Этого, согласитесь, не вполне достаточно, чтобы говорить о россиянине как о "крэшере".
В минувший уик-энд мы получили явное подтверждение тому, что не стоит оценивать Квята по его предыдущему опыту в Больших Призах. А подиум, завоеванный в блестящем стиле, лишний раз доказывает, что Даниил вернулся в Ф1 совсем иным гонщиком. Это очень впечатляет, особенно с учетом того, что еще в прошлом году на нем, как на гонщике, многие поставили крест...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9357/the-rebirth-of-a-twice-rejected-f1-driver