Боттас или Окон? Окон или Боттас? Кого выбрать Mercedes?..

Эд Стро
9 августа 2019 в 9:43
Фото: tvasports.ca

Руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольф признался, что ему приходится бороться с самим собой при мысли о том, что ближе к концу сезона нужно будет принимать непростое решение о составе команды на следующий год. Эд Стро решил помочь австрийцу сделать нелегкий выбор...

Перед боссом Mercedes Тото Вольфом стоит большая дилемма. В Венгрии он подтвердил, что в команде всерьез озадачились вопросом о том, сохранить ли в команде Валттери Боттаса на следующий сезон или дать шанс более молодому Эстебану Окону.

Этот выбор может не только кардинальным образом повлиять на карьеры обоих гонщиков, но в конечном счете предопределить судьбу ныне доминирующего коллектива в Формуле 1 на долгие годы вперед.

Замешательство команды понять можно, ведь сделать выбор будет очень непросто. И Боттас, и Окон уже подтвердили свой класс и готовность к борьбе за высшие награды. При этом они находятся на разных стадиях карьеры, обладают диаметрально разным характером, и слабости у каждого свои.

Давайте хоть немного подсобим команде в принятии решения, выделив сильные и не очень стороны обоих пилотов.

Чистая скорость

Да, сезон для Валттери сошел с рельс в последних двух гонках перед летним перерывом, но своих качеств квалификационного бойца он не растерял. На протяжении прошедших 12 этапов финн в среднем уступал Льюису Хэмилтону всего 0,078 секунды по субботам, и это потрясающий результат с учетом того, что ему противостоит лучший, если верить статистике, специалист по квалификациям за всю историю Формулы 1.

На одном круге Боттас действительно быстр, и в этом нет никаких сомнений. Более того, за последние три года он стабильно сокращал свое отставание в этом аспекте от британца. Даже за рулем лучшей машины не всякому удастся взять десять поулов и переквалифицировать Хэмилтона в трети случаев.

Но и Эстебан довольно быстр по чистой скорости, что он не раз демонстрировал за свою карьеру. Да, в свои первые 12 месяцев в Формуле 1, включающие полгода в 2016-м за Manor и столько же в первой половине 2017-го за Force India, он был бит в квалификациях Паскалем Верляйном и Серхио Пересом. Но в следующие 18 месяцев у француза было стабильное, пусть и небольшое преимущество в квалификациях над мексиканцем.

Эстебан Окон и Серхио Перес © autosport.com
Эстебан Окон и Серхио ПересФото: autosport.com

Не стоит забывать также и статистические выбросы, дающие полезную информацию. К примеру, в Монако в прошлом году Окон квалифицировался первым во втором эшелоне, обладая при этом шестой по скорости машиной в пелотоне, а в гонке сумел сенсационно сохранить шестое место.

Чего Эстебану не доводилось делать, так это противостоять по субботам действующему и многократному чемпиону мира на одинаковых машинах. Мы не можем судить о том, как он проявит себя в этих непростых обстоятельствах.

Победитель: Валттери Боттас – только благодаря более или менее успешному опыту квалификационных противостояний Льюису Хэмилтону.

Гоночный темп

Валттери и Тото в один голос признают, что главной проблемой финна в этом году является управление состоянием шин в гонке. Да, в нынешнем сезоне резина Pirelli стала жестче, что немного помогло финну, но временами ему никак не удается справиться с износом и термической деградацией шин. В Бахрейне, Испании и Великобритании, к примеру, именно это помешало Боттасу лучше себя проявить.

В прошлом году все его спады в гонках также были связаны с этим аспектом, что в конечном счете вылилось в пятое место в личном зачете по итогам чемпионата. Но когда с шинами все в порядке, Валттери показывает отменный гоночный темп. И подспорьем ему будет то, что в сезоне-2020 резина должна разрушаться медленнее.

Валттери Боттас © autosport.com
Валттери БоттасФото: autosport.com

Эстебан постепенно увеличивал свой гоночный темп во время выступлений в Force India при том, что ему приходилось противостоять одному из лучших гонщиков в отношении управления резиной – Серхио Пересу. Будет ли этого достаточно, чтобы сражаться на равных с Хэмилтоном? Большой вопрос. Но если бы мне сегодня предложили, чтобы один из этих двух гонщиков проехал за мою команду гоночный отрезок, я бы выбрал француза. К тому же, у него в этом аспекте куда больше потенциала в будущем.

Кроме того, Окон способен адаптировать свой гоночный стиль и поддерживать большую скорость в поворотах, тогда как Боттас в таких попытках излишне нагружает резину, что не идет ему на пользу.

Победитель: Эстебан Окон. Хотя Боттас и прогрессирует по этой части, адаптивность француза позволяет ему меньше зависеть от шин.

Опыт

Боттасу уже 29 лет, и за его плечами шесть с половиной сезонов в Формуле 1, два с половиной из которых он провел в партнерстве с Льюисом. Он досконально знает команду Mercedes и уже давно привык ко всем ее тонкостям в работе, коих огромное множество.

Как-то финн признался, что был удивлен тем богатством выбора, который предоставила ему команда в техническом плане. Пояснил он это на примере работы с дифференциалом.

Валттери Боттас © autosport.com
Валттери БоттасФото: autosport.com

«Режимы дифференциала можно менять непосредственно при прохождении поворотов, – сказал тогда Валттери. – На входе в вираж можно открыть дифференциал пораньше, заранее отрегулировав, насколько быстро и сильно он будет открываться.

То же самое касается и прохождения апекса поворота. Можно очень тонко настраивать этот аспект. На выходе из виража мы следим за тем, как быстро блокируется дифференциал в зависимости от прилагаемой мощности, и это тоже поддается настройке.

Каждый поворот особенный, и у каждого свой стиль пилотирования, так что дифференциал ведет себя совершенно по-разному. Мы много делаем, чтобы его отрегулировать под конкретные требования».

Также не стоит забывать, что Боттас уже успел ощутить вкус борьбы за победы в гонках и чемпионство, тогда как Окон пока сражался лишь в середине пелотона. Да, там тоже очень плотно, но все же это другой уровень давления, несопоставимый с борьбой за поулы и победы неделя за неделей. Валттери уже привык к этим условиям, а мы знаем на примере Пьера Гасли, что прессинг может серьезно сказаться на способности гонщика приносить результат.

Окон свои два с половиной года в Формуле 1 ездил на машинах с моторами Mercedes, так что тоже прилично знает о тонкостях работы с этими силовыми установками. Кроме того, француз преодолел не одну тысячу километров на симуляторе команды. Но это не сравнится с настройкой машины в боевых условиях и стабильным ведением ее к победам.

Победитель: Валттери Боттас. У него больше опыта в Формуле 1 и опыта работы непосредственно с Mercedes и их тонкостями.

Гоночное мастерство

В отношении Боттаса у многих возникают вопросы касательно его умения правильно вести гонки. Еще в бытность пилотом Williams финн неоднократно принимал не самые верные решения в первом повороте на старте заездов.

Недавний Гран При Венгрии лишний раз доказал, что в этом плане у Валттери есть определенные проблемы. После блокировки колес в первом вираже в попытке пройти Макса Ферстаппена он проиграл борьбу колесо в колесо Льюису, а затем еще допустил контакт с Шарлем Леклером в четвертом повороте – именно он сместился в сторону Ferrari, а не наоборот, как могло показаться во время трансляции.

Валттери Боттас © autosport.com
Валттери БоттасФото: autosport.com

Во время прорыва из конца пелотона Валттери надолго застрял за Даниэлем Риккардо, что лишний раз напомнило о его недостаточном умении проходить более медленные машины. Мы видели схожий эпизод и в Хоккенхайме, когда в попытке догнать Лэнса Стролла, неожиданно забравшегося слишком высоко, финн допустил ошибку и вылетел с трассы.

Это не говорит о том, что он неспособен бороться, просто делает это он явно хуже того же Хэмилтона, который не раз без единого инцидента прошивал пелотон. Этим Валттери напоминает своего предшественника Нико Росберга, который в пылу борьбы также временами показывал себя не лучшим образом.

Окон, наоборот, очень эффектно смотрится в очной борьбе на трассе. Но и его карьера в Формуле 1 не обходится без инцидентов. Прошлогоднее столкновение с Максом Ферстаппеном на Интерлагосе, когда Эстебан был круговым, многим запомнилось.

Кроме того, он частенько допускал контакты с напарником по команде Серхио Пересом, а в Баку в прошлом году упустил возможность побороться за подиум, когда сцепился с Кими Райкконеном на первом круге. Многие из этих ошибок объясняются недостатком опыта и излишним желанием доказать свою профпригодность.

Но были и моменты, когда Окон проявлял несвойственную его возрасту зрелость – вспомнить хотя бы прошлогодний Спа.

Победитель: Эстебан Окон. Француз по-прежнему прибавляет в гоночном мастерстве, тогда как у Валттери есть в этой области фундаментальные проблемы, от которых будет не так просто избавиться.

Агрессивность

Одной из главных слабостей Боттаса, по общему мнению, является его мягкий характер, что отличает его от большинства чемпионов. И хотя финский гонщик не раз заявлял, что в этом году будет гоняться более жестко, ему по-прежнему не хватает той настойчивости, которая помогла Росбергу в сезоне-2016 одолеть Льюиса.

Нико Росберг © autosport.com
Нико РосбергФото: autosport.com

Гран При Венгрии снова обнажил разницу между Боттасом и Хэмилтоном. В борьбе колесо в колесо во втором повороте финн поджал напарника, но при этом оставил ему место. А двумя виражами позже британец, увы, не ответил партнеру взаимностью. Валттери может сколько угодно утверждать, что он прибавляет в агрессии, но себя не изменишь, а эта черта просто не свойственна его характеру.

Окон – рыба из совершенно иного аквариума. Будучи пилотом Force India, он раз за разом, не стесняясь, вступал в очные поединки с напарником Серхио Пересом. Француз совершенно неуступчив на трассе, и если речь будет идти о противостоянии соперникам, это здорово, а если с самим Хэмилтоном?

Но всё это не делает Окона таким уж неприятным парнем, с которым нельзя было бы договориться.

Победитель: Ничья. Если говорить о том, у кого больше личностных качеств чемпиона мира, наверное, это Эстебан. Но если рассуждать о потенциальной гармонии в коллективе, здесь лучше подойдет Боттас.

Командная работа

Валттери Боттас – достойный член семейства Mercedes. Хэмилтон характеризует их партнерство как наиболее взаимоуважительное из всех, в которых ему доводилось участвовать.

Для содействия Льюису в завоевании чемпионских званий это идеальный напарник. И те немногочисленные конфликты, которые возникали между гонщиками Mercedes в последние пару лет, довольно быстро сходили на нет.

Эстебан Окон продемонстрировал команде в этом году, что он готов им помогать во всем, в том числе в работе на симуляторе, и хорошо справляется с техническими аспектами этой работы.

Эстебан Окон © autosport.com
Эстебан ОконФото: autosport.com

Быть может, в отношении настройки шасси в будущем он может превзойти Валттери. Но его соревновательная жилка способна разрушить идиллию на корню. Он, как и Шарль Леклер в Ferrari в этом году, может пойти на принцип и с первого же года в команде попытаться доказать, что способен побить Хэмилтона в очном поединке.

Победитель: Валттери Боттас, пока Льюис будет оставаться первым номером в команде и безраздельно претендовать на чемпионские титулы.

Перспективность

Сезон-2020 – это, конечно, хорошо, но команде необходимо думать и о долгосрочной перспективе. В следующем году Mercedes однозначно понадобится гонщик, который будет поддерживать Льюиса в его стремлении к очередному титулу. Но дальше у британца контракт заканчивается.

Можно предположить, что Хэмилтон не остановится на достигнутом и попытается взять восьмой трофей, чтобы опередить Михаэля Шумахера. Но вполне вероятно, что он завершит карьеру или перейдет в другую команду.

Сам Льюис отметил, что готов гоняться еще как минимум лет пять, но при этом выразил неуверенность по поводу смены технического регламента в сезоне-2021 и намекнул на возможный переход в Ferrari.

Если Mercedes оставит в команде Валттери, в следующем году у них будет состав пилотов, каждый из которых способен бороться за победы, сохраняя при этом общую гармонию.

Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон © autosport.com
Валттери Боттас и Льюис ХэмилтонФото: autosport.com

В лице Эстебана Mercedes может получить достойного преемника Хэмилтона, который, заручившись годичным опытом боевого пилота команды, вполне способен будет претендовать на чемпионство с сезона-2021, тогда как относительно Валттери есть вопросы, особенно с учетом того, что в прошлые годы в личном зачете он занимал лишь третье и пятое места, а в нынешнем сезоне к нему уже совсем близко подобрался Макс Ферстаппен.

Если Хэмилтон останется в команде в долгосрочной перспективе, Валттери Боттас будет лучшим вариантом для поддержки его амбиций на бесчисленное количество титулов. Тогда как в случае ухода британца из "Серебряных стрел" Эстебан Окон способен будет подхватить упавшее знамя.

Победитель: Окон, если Хэмилтон уйдет, и Боттас, если останется.

Заключение

Суть дилеммы для Тото Вольфа состоит в выборе правильного баланса между стремлением взять всё золото мира с Хэмилтоном и приобретением второго гонщика, потенциально способного достойно заменить британца в случае его ухода из команды.

Исторически если в коллективе есть суперзвезда, то команда стремится взять ему в напарники пилота, способного поддерживать уровень выступлений, необходимый и достаточный для притязаний на Кубок конструкторов. И Валттери Боттас сегодня в полной мере соответствует этим требованиям.

Эстебан Окон, возможно, потенциально является более сильным и перспективным пилотом, чем финн, но в этом случае есть риск возникновения трений между напарниками, что в конечном счете может негативно сказаться на целях команды.

В общем, оба гонщика достойны контракта с Mercedes, у них разные сильные и слабые стороны, и при этом они совершенно по-разному могут повлиять на внутрикомандную динамику.

Выбор за Mercedes...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9374/should-mercedes-choose-ocon-or-bottas

Тото Вольф © autosport.com
Тото ВольфФото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle