Леонид Мащицкий: Едешь 200 км/ч и ничего не видишь дальше 5 метров перед собой!
AUTOSPORT.com.ru рассказывает о непростой 24-часовой дороге россиянина ко второму чемпионскому титулу Blancpain GT Series
Гонщикам Формулы 1 дай любую трассу — хоть 3,3-километровое уличное кольцо в Монако, хоть 7-километровый стационарный автодром в Спа — вы неизменно услышите жалобы на трафик. 20 машин, среди которых при этом есть условные три уровня скорости, ухитряются мешать друг другу в коротких сессиях. А теперь представьте, что в той же Бельгии на той же трассе появилось втрое больше автомобилей, и все они равны по своим характеристикам! И длится гонка целые сутки в любую погоду.
Трафик здесь — не сиюминутная трудность, а норма жизни. Норма наряду с капризами погоды, техническими проблемами, собственными ошибками и помарками соперников, а также не всегда адекватными судейскими решениями и тактическими вызовами. Норма для знаменитой гонки «24 часа Спа». И норма для российского гонщика Леонида Мащицкого — теперь уже двукратного чемпиона серии Blancpain GT Series Endurance Cup в классе Am, призёра суточного марафона в Бельгии этого года — с которым вместе мы следили за перипетиями нынешней гонки. С единственной разницей, что Леонид был за рулём гоночного Lamborghini Huracan GT3 EVO, а автор этих строк — в боксах команды команды Barwell Motorposrt, которую представлял Мащицкий и его напарники Адриан Амштутц, Ричард Абра и Патрик Куяла.
90% успеха в Спа — это удача
Пилоты считают, что в 24-часовой гонке в Спа практически 90% успеха — это удача, ведь на трассе здесь одновременно находятся очень много машин. Очень много — формулировка достаточно мягкая, потому что речь идёт о 72 (!) спорткарах (впервые в истории гонки) категории GT3. Особенности регламента делают эту технику максимально близкой по скорости, так что Aston Martin Vantage AMR GT3, Audi R8 LMS GT3, Bentley Continental GT3, BMW M6 GT3, Ferrari 488 GT3, Honda Acura NSX GT3 (да-да, именно Honda Acura одновременно), Lamborghini Huracan GT3 EVO, Lexus RCF GT3, Mercedes-AMG GT3, Nissan GT-R Nismo GT3 и Porsche 911 GT3 R едут плюс-минус в одном темпе.
Но этого не скажешь о пилотах, которые находятся за рулём — градация по уровню мастерства не всегда отражает истинную скорость. И это важно помнить, когда борешься на трассе. Гонщики топового класса Pro практически не допускают ошибок и сражаются достаточно чисто, но подчас грубовато. «Пилоты-любители» Am не столь быстры, чаще допускают помарки и не отличаются предсказуемым поведением. И всё это нужно держать в голове от старта до финиша, не расслабляясь ни на мгновение.
«В зачёте Am у нас есть конкретные категории пилотов, которые могут участвовать в «24 часах Спа», и у каждой из них определён свой лимит времени нахождения за рулём. Исходя из этого и собственных приоритетов каждой команды, строится тактика на гонку. Для нас, например, был важен чемпионат, а для экипажа №33 — победа именно в этом марафоне, они на это и работали всю дистанцию. Нам же нужно было собрать очки на трех разных отрезках — после 6 часов, после 12 и финальный», — поясняет российский пилот Barwell Motorsport.
Такая необычная схема начисления очков — одна из особенностей марафона в Спа. Поэтому можно не добраться до финиша, как это случилось с экипажем SMP Racing, но набрать достаточное количество зачётных баллов для сохранения лидерства в чемпионате перед финальным этапом. Ну а можно не просто доехать до подиума «24 часов Спа», но и попутно собрать «лишние» очки и досрочно оформить титул.
На трассе творилось настоящее месиво
Но до победы в чемпионате было ещё далеко. 24 часа не кажутся такими уж короткими, когда речь идет о гонке, где всё может решить любая мелочь. К чести Barwell Motorsport, на пит-стопах механики работали как часы, итальянский спорткар работал без сбоев, а сами пилоты и стратеги делали всё правильно.
«На одном из рестартов после возобновления гонки мы поступили тактически правильно и просто решили проехать через пит-лейн, чтобы не участвовать в плотной борьбе. На трассе творилось настоящее месиво — гонщики бились за позиции в абсолютном зачёте «24 часов Спа», а у нас шло своё сражение, за титул. Зачем нам было стоять с ними рядом? Чтобы, как Aston Martin Vantage AMR GT3, оказаться в стене? В Garage 59 решили, что им это нужно, и поплатились, лишившись даже подиума. Выбор был: либо потерять 30 секунд на проезде через боксы, либо потерять всю гонку. Каждая команда сама решает, как поступить. Если бы хотели выиграть марафон, то ставили бы на максимальный риск, но для нас важнее был чемпионат», — анализирует Леонид итоги марафона.
Первые 6 часов гонки были самыми фантастическими за последние два года
Трасса Спа-Франкоршам сама по себе непростая, а в дождь — подавно. Поэтому Мащицкий, завершив очередной стинт, делится наблюдениями из-за руля и объясняет то, что со стороны обывателю кажется нелогичным. Например, смена привычных траекторий в поворотах и на торможениях — где-то приходится тормозить с другой стороны трассы, потому что накатанный шинами посуху асфальт в дождь превращается практически в каток и заставляет искать «держак». А на разгоне другая проблема — электроника «душит» машину, не позволяя ей буксовать на скользком отрезке асфальта, так что снова лучше сместиться в сторону.
То же самое при езде по прямой, когда предпочтительней уйти на более влажную часть, чтобы остудить дождевые покрышки и продлить им жизнь. Сделай такое на сухом асфальте и будешь минимум пару-тройку кругов чистить резину от налипшего мусора, но в дождь съезжать с сухой траектории жизненно необходимо. Где-то вместо полного газа посуху педаль приходится приотпускать, а то и вовсе притормаживать. На отдельных участках лучше избегать поребриков и искусственной травы за ними, а порой безопаснее проехать по влажному бордюру, но делать это исключительно на прямых колёсах — малейший поворот руля приведёт к серьёзной аварии. По признанию самого Леонида, мокрая трасса увеличивает время прохождения круга на 20 секунд по сравнению с сухой, а если дождь сильный и ещё туман, как это было в 2019-м, то смело можно прибавлять сразу 25 секунд к обычному результату. И, конечно, нужно постоянно отлавливать машину.
«Обычно я не езжу больше одного стинта, потому что из-за моего высокого роста возникают проблемы с коленом, но после старта я проехал двойной отрезок — за два часа за рулём была всего пара кругов под зелёным флагом. Ехать на ограничителе 80 км/ч — никаких проблем. Единственное, что надо постоянно греть резину, а от этого начинает укачивать. Но если честно, то первые шесть часов гонки были самыми фантастическими с точки зрения борьбы с Garage 59. Сначала они нас перехитрили тактически, потом — мы. Затем организаторы почему-то на выезде с пит-лейна включили красный светофор, который обычно используется при машине безопасности на трассе, а были жёлтые флаги. Слава богу, и мы, и соперники в этот момент были в боксах, и наши потери оказались одинаковыми. Эта ситуация ещё раз подтвердила, что гонка в Спа очень часто превращается в лотерею», — с улыбкой вспоминает двукратный чемпион.
В первый раз за 14 лет в гонках мне было по-настоящему страшно
По своей сути «24 часа Спа» в 2019 году превратились сразу в две гонки. Первая — изнуряющая погодой часть от старта и до красных флагов, вторая — 5-часовой спринт, который решал вообще всё. При этом главным соперником абсолютно для всех 72 машин на трассе была погода. Тренировки и квалификация прошли при изнуряющей жаре, но в день гонки резко похолодало, а старт и вовсе прошёл под проливным дождём. До самой ночи осадки то прекращались, то вновь обрушивались на Спа, заставляя либо рисковать, либо чрезмерно перестраховываться. Переходить на дождевые шины или рискнуть остаться на сликах? Ждать жёлтых флагов или провести пит-стоп сейчас? Таких переменных было множество, и ни одна не оставляла права на ошибку.
Помимо перечисленного стратегам команд приходилось держать в уме продолжительность стинта каждого пилота (в зависимости от уровня гонщика варьируется период непрерывного нахождения за рулём), период оптимальной обязательной 5-минутной технической остановки для замены тормозов, момент для проведения единственного на все 24 часа «джокера» (пит-стоп, который может пройти быстрее минимально установленного времени), позиции в классе на момент 6 и 12 часов гонки, прогнозировать появление жёлтых флагов и машины безопасности… Если бы у компьютеров был ум, то они бы его лишились, а в Barwell Motorsport люди блестяще справились с этим адом!
Но, пожалуй, тяжелее всего пришлось гонщикам. Ещё до наступления сумерек несколько экипажей попали в аварию, а когда на Спа опустилась тьма и усилился дождь, стало совсем жутко. Гонка шла от жёлтых флагов до машины безопасности и последующего рестарта, чтобы через несколько кругов вновь быть нейтрализованной… А уж когда трассу окутал густой туман, то здесь и вовсе пришлось очень тяжко. И даже в таких условиях далеко не сразу руководство гонки приняло единственно верное решение – остановить её до улучшения погоды.
«С тактической точки зрения нам остановка гонки красными флагами не помешала. Это случилась как раз в мой стинт, когда я находился за рулём. Одна из аварий произошла прямо передо мной, и было очевидно, что нужно вывешивать красные флаги, но сделали это лишь через два часа. Позже мы узнали, что все пилоты сообщали своим командам о слишком большой опасности на трассе, и все команды писали руководству гонки о необходимости остановить заезд, но два часа ответственные за итоговое решение думали. Ситуация была не лучшая, потому что наши здоровье и жизнь действительно находились под угрозой.
В первый раз за 14 лет в гонках мне было по-настоящему страшно за рулём машины. Ты едешь 200 км/ч и ничего не видишь дальше пяти метров перед собой! Это не те условия, в которых можно проводить гонки — да, гонки сопряжены с риском для жизни, но есть моменты, когда контроль над ситуацией уже не в твоих силах и просто глупо продолжать рисковать собой и другими пилотами. На мой взгляд, в этот раз руководитель гонки просто слишком затянул с решением вывесить красные флаги — очевидно, что ему не хотелось делать этого без аварий на трассе. Но не думаю, что у него было такое моральное право», – вспоминает российский гонщик.
Как будто за тобой стадион едет и светит
Добавьте к этому необходимость постоянно пропускать лидирующие экипажи на круг и вести свою борьбу с соперниками. В ситуации, когда впереди ничего не видно из-за стены дождя и тумана, трасса не освещается, а зеркала заднего вида постоянно залиты слепящим белым светом, каждый неосторожный манёвр может завершиться грандиозной аварией. И тут на помощь приходят чудеса техники.
«У нас на автомобиле установлен радар, который позволяет мониторить ситуацию сзади. Это не стандартное оборудование, а опция, и она серьёзно облегчает жизнь. Без неё ты никогда не поймёшь по свету фар, как далеко соперник сзади — в 100 или 300 метрах. В зеркалах всё белое — как будто за тобой стадион едет и светит. А так у нас по обе стороны от дисплея разноцветные сигналы. Зелёные говорят о том, что примерно в 250 метрах сзади есть какой-то автомобиль. Когда лампочки становятся оранжевыми, расстояние сократилось примерно до 150 метров. А если огни горят красным, то машина позади приблизилась на 50 метров или даже плотнее. Потом уже появляются подсказки, которые говорят нам слева или справа находится соперник.
Это серьёзно упрощает ситуацию, когда обычные зеркала заднего вида и тем более камера фактически бесполезны. Подобный радар не даёт 100% гарантии, но помогает понять, в какой момент в какие зеркала надо смотреть повнимательнее. Это вместе с подсказками инженеров облегчает жизнь — иначе пришлось бы буквально жить, глядя в одни только зеркала», — делится техническими нюансами Леонид.
У более медленных гонщиков нет обязанности любой ценой пропустить более быструю машину, ведь у них есть и своя борьба тоже. Поэтому порой резкость экипажей Pro может играть против них самих — бывает, они провоцируют аварию, а нередко кто-то из круговых, кого уже обгоняли достаточно грязно, может ненароком заблокировать нерадивого соперника. Но в основном, конечно, гонщики проявляют друг к другу максимальное уважение.
Цель достигнута
Несмотря на то, что вторую подряд победу в Спа Barwell Motorsport завоевать не удалось, второе место и досрочные титулы с лихвой компенсировали потраченные нервы в безумной суточной гонке. Один из самых сложных и опасных за последние годы марафонов принёс российскому пилоту Леонида Мащицкого и его напарникам статус сильнейших гонщиков сезона-2019 в своём классе. Яркая, во всех смыслах этого слова, Lamborghini Huracan GT3 EVO с №77 оказалась счастливой. Говорят, семёрки приносят удачу — похоже, что не врут!