Сможет ли Юри Випс повторить путь Даниила Квята?

Крэг Вуллард
27 августа в 10:12
Фото: FormulaRapida.net

Red Bull – самая удивительная команда в Формуле 1 в том смысле, что не перестает удивлять болельщиков своими неожиданными решениями в отношении составов двух своих коллективов. Быть может, совсем скоро мы станем свидетелями еще одного сюрприза...

Если и есть в Формуле 1 команда, ни капли не стесняющаяся решений о рокировках гонщиков в своих коллективах с привлечением парней из младших категорий, то это, безусловно, Red Bull.

В этом сезоне концерн второй раз за последние три года решился на перетасовку составов RBR и Toro Rosso прямо по ходу чемпионата, что всегда очень рискованно и сопряжено с большими сложностями. Но руководство в Милтон-Кинсе это не пугает – они любят привлечь к себе внимание в межсезонье, когда в других коллективах ровным счетом ничего не происходит.

При этом концерн сразу расставил точки над i, заверив, что решение поменять местами Александра Албона и Пьера Гасли еще ничего не значит, и составы команд на следующий сезон далеко не определены.

Это был повод встрепенуться и взять себя в руки не только действующим пилотам Больших Призов, но и молодым бычкам, стоящим на пороге Королевы автоспорта.

Эстонец Юри Випс, представляющий в Формуле 3 команду Hitech GP, – как раз один из таких бычков, в одиночку сражающийся в молодежном первенстве с трио пикадоров из Prema в лице Роберта Шварцмана, Джехана Дарувалы и Маркуса Армстронга. В настоящий момент 19-летний гонщик идет вторым в личном зачете с отставанием от Шварцмана на 12 очков. Но если учитывать, что на счету эстонца больше побед по субботам, именно его можно считать гвоздем нынешнего сезона, несмотря на неудачный старт кампании в Барселоне.

В последние годы у Red Bull наблюдаются серьезные проблемы с привлечением гонщиков в Формулу 1 из своей молодежной программы. Из последних четырех дебютантов Toro Rosso лишь Пьер Гасли выступал в комбинезоне с быками в младших сериях. Те времена, когда у концерна наготове было сразу несколько молодых пилотов, способных дебютировать в Ф1, давно прошли. Частично это случилось из-за введения строгой системы очков в суперлицензии, да и пирамида молодежных серий уплотнилась, а соперники также обзавелись своими Академиями.

Так или иначе, решение концерна в очередной раз сменить коней на переправе говорит о том, что не всё так ладно в их королевстве. Для того, чтобы бороться за титулы, нужен стабильный состав пилотов, и если у Макса Ферстаппена есть контракт еще как минимум на год, то Албон, Гасли и Даниил Квят находятся в подвешенном состоянии, что не идет на пользу Red Bull.

Юри Випс © formulascout.com
Юри ВипсФото: formulascout.com

В столь смутные времена концерн может вновь обратиться к своей молодежной программе в поисках нового таланта. И если учесть все факторы, о которых мы поговорим позже, ближе остальных к Формуле 1 из молодых бычков сейчас находится именно Юри Випс.

Чемпион немецкой Формулы 4 2017 года был приглашен в Академию Red Bull в конце сезона-2018 после очень сильно проведенной кампании в Европейской Ф3, где он занял четвертое место в личном первенстве и второе после Шварцмана – в зачете дебютантов. Неудивительно, что в этом году именно с россиянином эстонец делит первые два места в Формуле 3.

Випс – отличный кандидат для продвижения. Он невероятно быстр, умеет выжимать максимум из любой техники, находящейся в его распоряжении, прогрессирует с каждым годом и еще далеко не достиг своего потолка. После ухода из программы Red Bull Карлоса Сайнса и Даниэля Риккардо настало время для привлечения новых талантов. И Юри Випс – настоящая звездочка на небосклоне команды.

Надо отметить, что приглашение эстонца в Hitech было отнюдь не случайным, а вполне логичным ходом.

«Хельмут [Марко] позвонил мне в прошлом октябре перед этапом в Хоккенхайме и сказал: «Слушай, мы хотим куда-то пристроить Юри Випса», – рассказал в интервью Formula Scout босс Hitech GP Оливер Оукс. – Я давно знаю эстонца, ведь за ним присматривал [Марко] Асмер. Так что это можно назвать естественным процессом. Я сам бывший пилот Red Bull, и мы с Хельмутом постоянно находимся на связи. Так что ничего необычного в выборе Юри я не вижу».

И хотя старт карьеры Випса в качестве члена молодежной программы Red Bull оказался не самым удачным – у него возникли проблемы на Гран При Макао и в первых гонках Ф3, – он постепенно выправил ситуацию и сейчас является одним из самых перспективных пилотов на подходе к Большим Призам. И в Милтон-Кинсе этого не замечать просто не могут.

Юри Випс © formulascout.com
Юри ВипсФото: formulascout.com

«Первые гоночные уик-энды в новой для меня программе прошли не лучшим образом – были проблемы с квалификациями, но теперь всё пришло в норму, – признался Юри в интервью Formula Scout после этапа в Сильверстоуне, где он одержал вторую подряд победу в основных заездах. – Нужно стараться проводить уик-энды целостно и стабильно – не только первую гонку. В этот раз во втором заезде я также имел все шансы подняться на подиум, если бы на старте меня не выбил [Маркус] Армстронг. Такие вещи раздражают, но мы остаемся в обойме борьбы за титул, так что всё в порядке».

Если бы Випс сумел пройти первую половину сезона более гладко, сейчас он вполне мог бы лидировать в личном зачете в борьбе с трио Prema. По итогам сезона ему необходимо остаться в первой тройке, чтобы заработать недостающее количество баллов в суперлицензию для возможного дебюта в Формуле 1.

Если это ему удастся, эстонец станет единственным пилотом молодежной программы Red Bull, обладающим всем необходимым для перехода на новый уровень. Более того, он сможет повторить путь Даниила Квята, который после победы в GP3 (предшественнике нынешней Ф3) в 2013 году сразу дебютировал в Больших Призах, миновав промежуточную серию GP2 (ныне Ф2).

Однако, говоря о Випсе, не стоит забывать и о Патрисио О'Уорде, экстренно заменившем Дэна Тиктума в японской Суперформуле после провала двукратного победителя Гран При Макао на старте сезона. В Red Bull очень надеялись, что титулы в Indy Lights и IMSA Prototype Challenge позволят мексиканцу обрести недостающее количество баллов в суперлицензию, но это оказалось не так.

А дебют Патрисио в Формуле 2 в Австрии показал, что ему еще только предстоит адаптироваться к специфическим шинам Pirelli. В следующем году О'Уорд может остаться в Суперформуле или перейти в Ф2, но до Больших Призов ему еще очень далеко.

Юри Випс © formulascout.com
Юри ВипсФото: formulascout.com

Юри Випс, напротив, регулярно выступает на шинах Pirelli, которые, по общему мнению, в этом году стали гораздо ближе к прототипам, использующимся в Формуле 1, по сравнению с теми, что были в GP3. Кроме того, он уже знает львиную долю трасс Ф1, а те, на которых еще не ездил, вполне может усвоить на симуляторе в Милтон-Кинсе. Также у Red Bull есть полные сведения о его сильных и слабых сторонах, что пригодится в случае дебюта эстонца в Гран При.

Против скорого перехода Юри в Ф1 говорит только одно – отсутствие логики в некоторых решениях Red Bull. Но этот же фактор может качнуть маятник решений концерна и в другую сторону, и в этом случае эстонский гонщик может дебютировать в Формуле 1 сразу в составе Red Bull Racing. Это может произойти, если в команде решат, что им не подходит ни один из трех нынешних претендентов на место в RBR.

Но это маловероятный вариант. Более логичным решением было бы приглашение Випса в команду Toro Rosso. А это возможно в том случае, если Квят или Гасли либо покинут программу, либо пойдут на повышение. Так или иначе, теперь у Red Bull есть запасной вариант, и вполне боеспособный.

Если так случится, Юри Випс может стать первым эстонским гонщиком в истории Формулы 1. А с учетом опыта Александра Албона, который впервые опробовал машину Больших Призов только на предсезонных тестах, а в Бельгии уже станет напарником Макса Ферстаппена, очень вероятно, что совсем скоро мы сможем увидеть над подиумом Ф1 и эстонский флаг...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.formulascout.com/could-juri-vips-be-red-bulls-next-shock-f1-promotion/53368

Юри Випс © formulascout.com
Юри ВипсФото: formulascout.com