Посвящение другу. Итоги Гран При Бельгии
Эмоциональная победа Леклера, командная игра Феттеля и парад обгонов от пилотов Red Bull – в обзоре ключевых событий гонки в Спа
Главное
К своим 21 годам Шарль Леклер перенес несколько тяжелых ударов судьбы. В 2014-м он потерял своего друга и наставника Жюля Бьянки, получившего смертельную травму в аварии на Сузуке. В 2017-м в возрасте 54 года умер его отец Эрве. И по ходу гоночного уик-энда в Спа Шарль получил ещё один тяжелый удар. В чудовищной аварии в гонке Формулы 2 погиб его друг и коллега Антуан Юбер, с которым он был знаком с семи лет.
«Мы начинали вместе, дебютировали в одной гонке в 2005-м. Кажется, на старте Антуан был первым, я вторым. У меня много воспоминаний о том времени», – говорит Шарль.
«Перед стартом я сказал Шарлю: пожалуйста, выиграй в память об Антуане», – рассказал Пьер Гасли, ещё один ровесник и друг Юбера.
Наверное, так Шарлю сказала и мама Антуана, с которой он встретился в воскресенье утром после минуты молчания. Поэтому если кто и обязан был выиграть в это воскресенье, то это Шарль. «Возможно, он самый подходящий победитель сегодня», – заявил босс Mercedes Motorsport Тото Вольф после финиша.
Только сам Леклер знает, чего ему стоило собраться с эмоциями и победить, да ещё и в первый раз в Формуле 1. А из лидирующей группы он по понятным причинам был в наиболее подавленном состоянии. На параде пилотов при проезде места трагедии гонщик Ferrari лишь на мгновение взглянул в сторону, где всё случилось, после чего опустил голову. Невозможно представить, что он чувствовал в гонке, за которую 44 раза проехал по этому роковому участку. Но психологическая стойкость 21-летнего пилота не может не впечатлять.
Дай бог, чтобы Шарль как можно скорее выиграл второй раз, в более радостной атмосфере, и по-настоящему насладился победой.
Путь к победе
Всё-таки, как бы Ferrari ни была быстра в тренировках и квалификации на отдельных этапах в этом году, а в гонках скорости им по-прежнему не хватает, мешают проблемы с шинами. Да, Леклер уверенно провёл большую часть дистанции и пролидировал в общей сумме 38 из 44-х кругов, но если бы не Феттель, оттормаживавший Хэмилтона два десятка кругов, то и в третий раз после старта с поул-позиции монегаск остался бы без победы. По сути, Ferrari побила Mercedes их же собственным оружием, ведь сколько раз в прошлом сезоне «ведомый» Валттери Боттас сдерживал конкурентов ради напарника. Можно вспомнить гонки в Венгрии, Италии, Бразилии...
«Без помощи Феттеля мне было бы труднее выиграть. Спасибо ему», – сказал Леклер после финиша.
Тем не менее, заслуг Леклера тактика Ferrari нисколько не умаляет. Не считая ошибки в Les Combes на девятом круге, он провёл идеальную гонку в тяжелейшей психологической обстановке.
Хороший день для…
Лидер дружины Red Bull Макс Ферстаппен, обычно делающий шоу на трассе, сошёл уже в начале первого круга. Однако товарищи голландца по концерну Алекс Албон, Даниил Квят и Пьер Гасли сполна компенсировали его отсутствие в гонке. Все трое обгоняли, оборонялись – одним словом, находились в центре борьбы.
Без учета перестановок на первом круге в Спа на пит-стопах, они на троих совершили 19 обгонов из 58 среди всех участников: Албон – семь, по шесть Квят и Гасли, В частности, Гасли вместе с Пересом красиво обогнал Кими Райкконена, исполнившего в конце прямой Kemmel роль Рикардо Зонты. Албон по внешней траектории на выходе из Pouhon обогнал Риккардо на 35-м круге, а на последнем круге с выездом на траву опередил Переса на прямой Kemmel.
Что говорить про позиции на финише: Албон прорвался с 17-го на пятое место, Квят с 19-го – на седьмое, а Гасли поднялся с 13-го на девятое. Хельмут Марко критиковал только Пьера за нерешимость при обгонах, а отреагировали все разом...
Плохой день для…
Себастьян Феттель в кризисе, и это факт. Не считая первой тренировки, весь уик-энд в Спа немец находился в тени своего молодого напарника Шарля Леклера. Отставание было непозволительно огромным для четырехкратного чемпиона мира – 0,6 секунды во второй тренировке, 0,4 в третьей и 0,7 секунды в квалификации. Причем в квалификации Себ проиграл Шарлю уже в шестой раз подряд.
Была призрачная надежда, что в гонке Феттель переломит негативную тенденцию. Но уже к третьему кругу он отстал от напарника на 2,5 секунды.
«С самого начала я понимал, что не смогу побороться за победу. У меня не было скорости, я не мог поддерживать шины в рабочем состоянии», – посетовал немецкий гонщик.
Ранний первый пит-стоп не был способом опередить Леклера, целью его проведения было не пустить вперед Льюиса Хэмилтона. Поэтому команда и попросила его отдать позицию Шарлю, а он без проблем подчинился. «Всё, что я мог сделать – это помочь команде, предоставить Леклеру небольшой задел», – говорит Феттель.
Ещё несколько кругов он сдерживал Хэмилтона, позволив напарнику увеличить отрыв с пяти до семи секунд от гонщика Mercedes. И учитывая, что на финише Льюис почти догнал Шарля, немец действительно помог Ferrari и напарнику. Но если это всё, на что теперь способен четырехкратный чемпион мира, то новости для болельщиков Феттеля плохие. Не удивляйтесь, если к концу сезона Себастьян как минимум объявит о том, что уходит в годичный отпуск, чтобы перезарядить батарейки и обрести мотивацию…
Что ещё интересного произошло?
Прервалась серия финишей Макса Ферстаппена в топ-5, которая началась как раз в Спа год назад. Касается это и финишей голландца в целом. В очередной раз в сезоне-2019, как Австрии и Германии, Макс стартовал достаточно плохо, пропустил Кими Райкконена, и затем столкнулся с гонщиком Alfa Romeo в первом повороте. Последствия столкновения проявились только в «Красной воде», когда со сломанной левой передней подвеской он проехал по прямой и уткнулся в ограждение.
Валттери Боттас впервые со времен выступлений за Williams, с 2014 года, финишировал на подиуме в Спа. Но произошло это во многом за счет проблем Феттеля с шинами. Скорости в гонке, как и в квалификации, у Валттери не было. Напарнику Льюису Хэмилтону он проиграл 11 секунд, а в чемпионате отстал от британца уже на 65 очков. Ни о какой внутрикомандной дуэли в Mercedes не может быть и речи. Если не произойдет ничего экстраординарного, то в октябре, в Японии или Мексике, мы будем чествовать шестикратного чемпиона мира.
Началась и закончилась гонка в Спа с технических проблем у команды McLaren. Карлос Сайнс потерял мощность двигателя ещё в конце прогревочного круга и сошел через два круга. А Ландо Норрис припарковал машину в самом начале последнего круга, причем британец шел на тот момент пятым, на свой лучший результат в дебютном сезоне. В последний раз McLaren сходила с дистанции двумя машинами ещё с Honda, в Монце-2017.
Антонио Джовинацци провёл лучшую гонку в сезоне. Итальянец совершил ряд обгонов и в конце занимал девятое место. Но на самом последнем круге пилот Alfa Romeo вылетел во второй части левого скоростного поворота Pouhon и разбил машину. А ведь до лучшего результата в карьере было рукой подать.
Цитата дня
«Я рад, что этот уик-энд и эта гонка закончились. Я понимал, что выйти на старт – лучший способ почтить память Антуана. Но не думаю, что кто-то из нас на самом деле хотел участвовать в гонке. Говорю это только за себя, но уверен, что я не единственный. Я спрашивал себя, стоит ли оно того. Это простой и честный вопрос. Это наша работа, наша профессия, наша жизнь, но в конце концов это лишь гонки по кругу. Хочется надеяться, что такая трагедия произошла в последний раз», – Даниэль Риккардо о настроении пилотов после трагедии в гонке Формулы 2.
Интересный факт
Шарль Леклер стал третьим гонщиком Ferrari за последние 19 лет, открывшим счет победам в Формуле 1. На это ему потребовалось 13 гонок. Монегаск ждал дольше Рубенса Баррикелло, для которого триумфальный этап в Хоккенхайме-2000 был 11-м в составе «Красных». Но на одну гонку Шарль превзошёл другого бразильца Фелипе Массу, победившего в Турции-2006, своём 14-м старте в статусе пилота Скудерии. Любопытно, что во всех трех случаях за новым победителем на Ferrari финишировал действующий чемпион мира – Мика Хаккинен за Баррикелло, Фернандо Алонсо за Массой и, конечно, Льюис Хэмилтон за Леклером.
Следующей победы Баррикелло пришлось ждать 32 гонки, Массе – четыре. Учитывая, что скоростная Монца должна хорошо подойти машине SF90, у Леклера будет шанс выиграть снова уже на следующем этапе...