Как пережить "24 часа Ле-Мана"

Рик Уилсон
20 июня 2013 в 4:28

Не только пилотам требуется отыскать верный ритм на кольце Сартэ – это также касается и болельщиков. Один из постоянных зрителей суточного марафона Рик Уилсон будет вашим гидом в этом путешествии

Для меня всё началось в июне 1980 года, когда я приобрёл выпуск AUTOSPORT с отчетом о марафоне в Ле-Мане. В том году гонка выдалась на славу, и я твёрдо решил для себя, что в следующий раз обязан увидеть всё лично.

Не иначе, тот давний рассказ вызвал привыкание и имел необратимый эффект, так как с той поры я всего раз пропустил эту гонку.

За все эти годы меня много раз спрашивали, что такого завораживающего я нашел в этой гонке, чтобы продолжать приезжать на нее вновь и вновь. В процессе моей подготовки к 32-му посещению 24-часового марафона в Ле-Мане, я приготовил краткий очерк, основанный на моём опыте и на том, что я увидел за всё это время в качестве болельщика. Надеюсь, он вам поможет!

Существует несколько способов ‘прочувствовать’ Ле-Ман: кемпинг, отель или же, к примеру, специально организованный тур. Но для меня всё стало ясно, когда я открыл для себя всю прелесть пребывания в палатке где-то во французских полях. С тех пор я не искал других вариантов.

Сразу по прибытию на место, мы делаем круг по трассе, после чего направляемся к месту нашего лагеря. Мне очень нравится тот факт, что часть гоночного кольца проходит по дорогам общего пользования.

Начинаем мы от поворота Tertre Rouge, затем следуем по знаменитой прямой Мульсан вплоть до связки поворотов Porsche, которые были включены в конфигурацию кольца в 1972 году – однако еще существует старая дорога вдоль трибун, где располагался первоначальный участок Maison Blanche.

Кемпинг в Ле-Мане
Кемпинг в Ле-Мане

Даже не пытайтесь подражать мощнейшим Porsche 917 и Ford GT40, так как на протяжении всей недели вдоль всей трассы дежурят бдительные полицейские.

Если вам посчастливилось приехать за неделю до старта марафона, у вас будет замечательная возможность увидеть, как машины проходят техническую инспекцию в самом центре города. Это потрясающее зрелище, и, если вам выпадет такой шанс – не упустите его!

Вечера среды и четверга отданы под тренировки и квалификации. Наблюдать, как машины проносятся по трассе в сгущающихся сумерках – настоящее удовольствие.

Раскалённые тормозные диски, языки пламени из выхлопной трубы вследствие перегазовки, мощные фары, стремительно отбирающие у тьмы апексы поворотов по мере того, как эти машины мечты исчезают где-то в ночи – увиденное зрелище и услышанные звуки останутся с вами навсегда. Всё это, начиная с ‘шёпота’ дизельных Audi и заканчивая ‘грохотом’ V-образных "восьмёрок" Corvette, можно назвать частью самой настоящей гоночной магии.

Пятница – день отдыха, и хотя на трассе ничего не происходит, можно увидеть и сделать немало интересного. Например, прогуляться по пит-лейну или взглянуть на парад пилотов в центре города. Благодаря открытию удобной трамвайной ветки несколько лет назад, добраться с автодрома до центра Ле-Мана не составляет большого труда.

В пятницу вечером в кемпингах начинается большой праздник. Огни фейерверков освещают небо вплоть до рассвета следующего дня. Всё это действо очень красиво, однако предупрежу тех, кто собирается хоть немного поспать перед последующим 24-часовым бодрствованием – сделать это будет практически нереально.

Субботний рассвет, и на автодроме показываются машины, в боксах копошатся сотрудники команд, пытаясь внести последние изменения в настройки перед предстоящей гонкой.

Затем довольно быстро проходят гонки поддержки. Обычно они представляют собой ходовую демонстрацию исторической техники определенного периода. В прошлые годы здесь можно было увидеть машины популярной группы C, блиставших мощностью и красотой в марафонах 1980-х. В этом году организаторы решили обратиться к более давней истории и продемонстрировать гоночную технику, выпущенную в период 1949-1965 годов.

И вот, наконец, стартует главная гонка: участников ожидает длинный 24-часовой марафон. Все с интересом ждут первых пит-стопов, чтобы понять, как будут развиваться события далее.

Благодаря наличию нескольких категорий, борьба которых идет параллельно, на трассе постоянно происходит что-то интересное.

По ходу гонки спать некогда, поэтому важно вздремнуть перед стартом © LAT
По ходу гонки спать некогда, поэтому важно вздремнуть перед стартомФото: LAT

Без радио не обойтись. Много лет назад диктор по громкоговорителю объявлял о ситуации в гонке каждый час, однако из-за рёва моторов практически ничего не было слышно. Затем произошло чудо – появилось Радио Ле-Ман, которое круто изменило восприятие гонки.

Как только начнет подступать вечер, появляется много развлечений для болельщиков вне трассы.

Многочисленные пивные в 'деревне болельщиков' с обратной стороны паддока предлагают всем желающим немного освежиться, благодаря прогулке на вертолёте вы можете насладиться прекрасными видами автодрома с высоты птичьего полёта, а для не слишком ярых фанатов автоспорта проводятся музыкальные концерты.

Вы можете наблюдать за происходящим на трассе из поворотов Mulsanne, Indianapolis, Arnage или Porsche. Туда можно доехать на машине, но также доступны и автобусные маршруты, однако очереди на них всегда очень длинные, даже глубоко за полночь.

Достаньте детальную карту местности и совершите прогулку, чтоб размять ноги, или покатайтесь по окрестностям на велосипеде, если у вас есть такая возможность.

Если же вы не успеете в этом году увидеть всё, не переживайте – я уверен, что вы точно вернётесь в Ле-Ман!

КАК СПРАВЛЯЮТСЯ ПИЛОТЫ

Ле-Ман проверяет на выносливость не только болельщиков, но и пилотов. Гонщик Джонни Моулем поведал о своём режиме и особенностях подготовки к уже девятому по счету старту в 24-часовом марафоне в Ле-Мане.

«Хотя мы с командой HVM Status GP совсем недавно заключили сделку, подготовкой к гонке я занимался ещё с апреля, - рассказал пилот Lola LMP2. – Если говорить о физических упражнениях, то важно было значительно увеличить нагрузку в упражнениях на шею, кроме того, за несколько недель до старта я начал употреблять в пищу тяжёлые углеводы, чтоб немного набрать в весе – около килограмма. Я ем много пасты.

За пару дней до гоночного уик-энда нужно обильно пить жидкость, чтоб организм не испытывал в ней потребности. Это перед легкоатлетическим марафоном вы сначала усиленно тренируетесь, а затем сводите нагрузку к минимуму. Для Ле-Мана не так важна физическая выносливость: гонка требовательна к затратам психофизической энергии.

Моулем в гонке 2011 года © LAT
Моулем в гонке 2011 годаФото: LAT

Очень легко испытать от всего этого нервный срыв!

Лично я между своим отрезками стараюсь покинуть трассу, немного расслабиться, привести мысли в порядок, но никогда толком не сплю.

Где-то на фоне у меня всегда тихо звучит радио, чтоб быть в курсе, что происходит с нашей машиной.

Каждый раз, когда я отправляюсь в Ле-Ман, я испытываю легкое ощущение идиосинкразии (болезненная ментальная реакция на отдельные раздражители – мед.). Невозможно приручить Ле-Ман: если вы полагаете, что вам это удалось, он тотчас напомнит об обратном весьма болезненным для вас образом!»

  • Поделиться: