Выпускайте льва! Как Макс Ферстаппен усмирил своих демонов...

Бен Андерсон
22 октября 2019 в 9:39
Фото: autosport.com

Максу Ферстаппену потребовалась пара лет, чтобы переболеть в Формуле 1 "детскими болезнями", и сейчас он – зрелый и уверенный в себе гонщик, представляющий серьезную угрозу будущим достижениям Льюиса Хэмилтона. Послушаем голландца, которому совсем недавно исполнилось 22 года...

Во время летнего Гран При в Бельгии, соседствующей с родными для Макса Нидерландами и по причине этого привлекающей на свои трибуны огромные толпы его болельщиков, гонщик Red Bull Racing уделил корреспонденту F1 Racing почти час своего драгоценного времени и даже согласился сделать титульное фото. Увы, рычать, как лев, он отказался со словами: «Да ну, я не такой...»

А какой?

Макс Ферстаппен © autosport.com
Макс ФерстаппенФото: autosport.com

В социальных сетях Ферстаппен активно использует тег "#unleashthelion", что можно перевести как "дай волю льву" или "спусти льва с привязи". К тому же, он разместил изображение льва на своем шлеме. И это не просто дань уважения своей стране, в которой лев является национальным символом. Макс действительно чем-то напоминает царя зверей и наверняка не против занять это место на ближайшие годы в зверинце, именующемся Большими Призами.

Итак, Макс Ферстаппен о…

...О льве...

«Конечно, без национальной принадлежности Нидерландам здесь не обошлось, но мне вообще кажется, что лев – очень впечатляющий представитель фауны.

Лев – это символ доминирующей силы и мощи. К тому же, меня очень впечатляет его внешний вид. Мне хотелось изобразить какое-то свое особенное видение этого животного, а не копировать существующие – гармонично вписать собственный логотип в изображение льва (на логотипе Макса (на фото ниже) глаза и брови льва составляют буквы MV, прим. пер.)

Макс Ферстаппен © autosport.com
Макс ФерстаппенФото: autosport.com

С тегом #unleashthelion всё это смотрится, мне кажется, очень неплохо. Кроме того, лев, как мне видится, хорошо отражает мое стремление всегда быть лидером и насаждать свою власть».

...Об оранжевой армии болельщиков...

«Я единственный голландский гонщик в Формуле 1 – думаю, это идет мне на пользу в плане поддержки. Но до того, как я стал выигрывать гонки, такого бума не было.

Люди в Нидерландах вообще очень активно поддерживают своих спортсменов – они любят Формулу 1 и обожают быстрые машины.

Кроме того, думаю, здесь сработал фактор моего отца. Многие из тех, кто раньше поддерживал Йоса в Больших Призах, привили эту любовь своим детям, которые тоже со временем стали следить за Формулой 1, а затем и за мной.

Также визуально помогает национальный яркий оранжевый цвет. Наденьте всё оранжевое, и вот вы уже голландец! Ну, или фанат McLaren...»

В начале карьеры пилота Формулы 1 Макс Ферстаппен отличался несдержанностью поведения на трассе и недостатком уважения к непосредственным соперникам, что часто выливалось в ненужные столкновения в гонках и потери очков.

К тому же, он был очень нетерпеливым, что в частности привело к совершенно необязательной аварии в заключительной тренировке в Монако в прошлом году. По сути, этой своей оплошностью он вручил ценный приз победителя Гран При своему напарнику по команде Даниэлю Риккардо.

В первых шести гонках сезона-2018 у Ферстаппена были и другие ненужные ошибки, из-за которых ему не удавалось стабильно набирать очки.

Однако 16 месяцев спустя мы видим уже совершенно иного Макса Ферстаппена. Версия 2.0, лев… Ничего не напоминает? Но голландец действительно изменил свой подход к гонкам и стал более спокойным и уравновешенным пилотом, при этом не принося в жертву стремление бороться за самые высокие места.

...О Гран При Монако-2018...

«Я бы сказал, что тот Гран При был низшей точкой в моей карьере. Непосредственно перед этим у меня также было несколько таких ситуаций – знаете, 50 на 50, либо тебе повезет, либо нет. И мне не везло в них. В результате запустилась ниспадающая спираль, дна которой я достиг как раз в Монако.

С тех пор… В общем, я всегда говорил себе, что скорость у меня есть, и это самое главное. Я всегда был быстр – даже не в самых удачных гонках. Я думаю, что после Монако я как бы сделал шаг назад, и это позволило мне продвинуться как в плане чистой скорости, так и в отношении стабильности».

Макс Ферстаппен © autosport.com
Макс ФерстаппенФото: autosport.com

Результатом такого подхода стала серия из 21 гонки в Топ-5, начиная с прошлогоднего Гран При Бельгии и заканчивая недавним этапом в Венгрии. Лишь Льюису Хэмилтону принадлежит более продолжительный отрезок из 22 первых пятерок подряд.

Отныне Макс пилотировал так, будто ему нечего было доказывать окружающим. Он более не стремился непременно возглавить каждую сессию, включая свободные заезды.

...О попытках выигрывать гонки в первом повороте...

«Не-е-ет, я больше этим не занимаюсь! В этом отношении я расслабился. Мой отец всегда говорил мне, когда я еще гонялся в картинге: «Даже когда тебе кажется, что ты едешь недостаточно быстро, ты всё равно едешь быстро». Ну, я просто хотел побыстрее. Я был нетерпелив. Но я успокоился в этом смысле, и это пошло мне на пользу».

Макс Ферстаппен © autosport.com
Макс ФерстаппенФото: autosport.com

«Я думаю, после прошлогодней гонки в Монако Макс серьезно задумался, – заметил руководитель команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер. – На него было больно смотреть, ведь он понимал, как редко у тебя будет в Монако столь быстрая машина, за рулем которой ты способен выиграть. Он понимал, что упустил блестящий шанс. Именно это, по-моему, стало катализатором для него, и он подумал: «Ну, ладно, пожалуй, пора с этим завязывать». Это вкупе с естественным взрослением пошло ему на пользу».

Ферстаппен оставил позади свой девиз «Я и мой отец против всего мира», который был присущ ему на старте карьеры в Формуле 1. С того момента он почувствовал, что является в спорте частью чего-то большего, чем он сам. Кроме того, даже лидером. Особенно после ухода Даниэля Риккардо в Renault.

...Об уходе Даниэля из Red Bull Racing...

«Конечно, когда ты только приходишь в команду, то делаешь всё, чтобы с тобой считались и воспринимали тебя как сильного гонщика. Со временем я кое-чему научился, а Даниэль начал испытывать на моем фоне серьезные проблемы.

Думаю, он это видел по результатам после первых шести гонок. Потом он, конечно, ушел. Пришел Пьер Гасли, с которым у нас были равные возможности. Разумеется, ко мне инженеры и механики поначалу прислушивались чуть больше при выборе направления развития шасси, но это и понятно – у меня было больше опыта. Думаю, это нормально. Если гонщик быстр, к нему, конечно, стоит прислушиваться.

Так происходит в абсолютно всех видах спорта, не только в Формуле 1. Если ты хорошо себя показываешь, твои советы и рекомендации не будут обходить стороной. В этом году я чувствую себя за рулем абсолютно комфортно. Я хорошо знаю всех парней в команде. К тому же, я по-прежнему набираюсь опыта, что также мне помогает. Мы прогрессируем вместе».

Макс Ферстаппен © autosport.com
Макс ФерстаппенФото: autosport.com

Что однозначно стало глотком свежего воздуха для Макса, так это переход команды Red Bull Racing с моторов Renault на Honda. Трудно забыть все эти радиопереговоры голландца с боксами после бесчисленных сходов из-за проблем с силовой установкой в последние годы. Последним примером острого недовольства Макса по радио стал прошлогодний Гран При Венгрии – начиная с того момента он больше не сходил по причине сбоя мотора.

...О переходе RBR с Renault на Honda...

«Заключительный год сотрудничества стал для нас последней каплей после трех лет недовольства, поскольку перед этим годом было сделано много обещаний. Что-то типа «Не волнуйтесь, мы всё исправим». Я лично был только за. Мне тоже хотелось, чтобы всё наладилось. И я был рад выкладываться на всю катушку. Но каждый год ситуация повторялась – все эти сходы из-за надежности и недостаток мощности…

В какой-то момент я уже не выдержал. Да, я был очень зол в радиообмене в Венгрии, но от прессы вы знаете лишь десятую часть от того, что происходило на самом деле. Мы не можем говорить всё, потому что мы на войне… И в определенный момент ты уже не можешь совладать с собой. Я понимаю, что все работали на износ, но этого было недостаточно.

К тому времени, когда они [Red Bull] приняли решение перейти на Honda, я уже побывал у них на базе в Сакуре. И я понял, что они действительно способны на многое со своими производственными мощностями. И с первого же дня сотрудничества перед нами не ставили никаких ограничений в плане испытаний – всё на полную катушку.

В Honda прекрасно понимали, что отстают по мощности, и знали, что у них нередко возникают проблемы с надежностью, но сезон-2018 с Toro Rosso пошел им на пользу в плане понимания происходящего. В первый же день тестов, когда мы только завели новую силовую установку, мы понимали, что у нас есть еще два-три запасных мотора, готовых к работе – это были небо и земля по сравнению с тем, что было у нас раньше.

На предсезонных тестах у было не так много проблем. Но запасных частей было столько, что любые проблемы можно было бы быстро устранить. В Renault предпочитали переносить детали с одного мотора на другой, а у Honda другой подход – они меняют всю установку. И в целом интеграция двигателя и шасси у японцев очень существенно отличается.

Макс Ферстаппен © autosport.com
Макс ФерстаппенФото: autosport.com

В общем, я остался очень впечатлен тем, как они работают, и в особенности их групповыми взаимодействиями. Я впервые узнал, что такое японский менталитет. Они предельно сконцентрированы на своей работе, не очень разговорчивы, но когда говорят, то делают это коротко и по делу. Мне это очень по душе.

Я в чем-то похож на них. Не люблю болтать без толку. Я честен и прямолинеен. На дерьмо я говорю дерьмо, и так и должно быть».

...О соперничестве с Mercedes...

«Вы же знаете, что это наш первый совместный сезон с Honda, и мы еще не раскрыли всего потенциала нашего союза. Но и в Mercedes сидят не дураки, вы сами видите, как они прогрессируют из года в год.

Побить их будет очень сложно. Но я верю, что нам это по силам».

...О развитии аэродинамического пакета по ходу сезона...

«Мы постоянно работаем над этим и смотрим, что можно улучшить в этом аспекте. Аэродинамика была сильной стороной Red Bull и когда они становились чемпионами мира, но эта команда никогда не начинала сезон с доминирования – она всегда набирала обороты по ходу чемпионата.

Но сейчас мы, конечно, уже далеко от лидеров. В межсезонье посмотрим, что мы сделали не так, чтобы в будущем не повторять своих ошибок».

...О возможном переходе в Mercedes...

«Я очень доволен тем, где сейчас нахожусь, потому что это очень классный проект. Все смотрят в одном направлении, у всех общая цель – выиграть. Все в команде – победители в душе.

К тому же, как я уже сказал, у нас нет никаких ограничений, так что я надеюсь, что в следующем году мы поборемся. Команда сильна сама по себе, а с помощью Honda мы сможем нивелировать отставание».

Если в сезоне-2020 всё будет так, как хочет Макс, и команде Red Bull Racing удастся сделать этот недостающий шаг, лев, наконец, будет спущен с привязи!..

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9557/how-verstappen-conquered-his-demons

Макс Ферстаппен © autosport.com
Макс ФерстаппенФото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle