F1-2000. Шасси, вернувшее Ferrari на вершину Формулы 1

Джейк Боксалл-Легг
9 июня в 8:18
Фото: reddit.com

Для Ferrari машина с юбилейным индексом F1-2000 стала олицетворением возвращения славной титульной эпохи в Маранелло и начала пятилетнего доминирования Михаэля Шумахера. Заглянем "под капот" легендарного шасси вместе с Джейком Боксалл-Леггом...

Для команды звездного статуса, коей, безусловно, является Ferrari, нынешняя 11-летняя беспобедная засуха в Кубке конструкторов может показаться аномальной, но в истории Скудерии были времена и похуже.

После триумфа Джоди Шектера в 1979 году красные буквально выпали из седла своего гарцующего жеребца и следующие два десятка лет провели в полном безвестии, не считая двух титулов в Кубке конструкторов в 1982-м и 1983-м.

В конце 90-х, когда в Маранелло образовалось сплоченное трио из Михаэля Шумахера, Росса Брауна и Рори Бёрна, беститульный период Ferrari несколько раз должен был прерваться, однако сначала Михаэля лишили всех заработанных очков в 1997-м за столкновение в финале сезона с Жаком Вильнёвом, годом позже – после смены регламента – неожиданно выстрелила McLaren с Микой Хаккиненом, а в 1999-м лидер команды сломал ногу посреди сезона, что помешало ему побороться за титул.

И все же в 1999-м Скудерия смогла вернуть себе трофей в командном зачете впервые за 16 лет, а Эдди Ирвайн остановился всего в двух очках от заветного чемпионства. Если даже ирландцу удалось так успешно выступить, легко себе представить, что с той машиной мог вытворять Шумахер до получения травмы в Сильверстоуне.

Наступление нового тысячелетия всё расставило по своим местам. Шасси F399 эволюционировало в F1-2000, сохранив при этом свои лучшие качества и став более стройным и поджарым. Заимствование у McLaren идеи размещения в области передней перегородки характерных плавников позволило инженерам за зиму серьезно изменить геометрию носового обтекателя, посадив его на диету.

F1-2000 © autosport.com
F1-2000Фото: autosport.com

Также в Маранелло пересмотрели концепцию компоновки и внешнего вида боковых понтонов, пустив их по наклонной в направлении задней части шасси для более равномерного перехода воздушного потока к заднему антикрылу. Таким образом, в хвосте боковины получили более клиновидную форму, тогда как впускные отверстия были изменены в нижней части, чтобы лучше сочетаться с увеличенными пластинами боковых дефлекторов.

Но главным изменением межсезонья стал новый 90-градусный 10-цилиндровый двигатель Ferrari 049. Увеличение угла развала цилиндров позволило понизить центр тяжести установки, а с нехваткой общего баланса решено было бороться при помощи изменения последовательности срабатывания цилиндров.

Присоединившись к команде, Росс Браун добился того, чтобы отдел разработки шасси и моторостроительный департамент работали в тесном взаимодействии, чего не наблюдалось в Маранелло ранее. И это пошло коллективу на пользу.

Также на стыке тысячелетий в Ferrari изменился состав пилотов. Ирвайн покинул Скудерию и перешел в Jaguar, а в обратном направлении после продажи команды Джеки Стюартом направился Рубенс Баррикелло. Бразилец славился умением хорошо настраивать шасси, и в Маранелло рассчитывали, что он окажет Шумахеру большее сопротивление, чем Эдди.

В те времена команды не были ограничены в тестах, и гонщики Ferrari проводили всё свободное время, наматывая бесконечные километры во Фьорано и Муджелло. В сумме перед стартом очередного сезона они проехали больше девяти сотен кругов.

И хотя цифры на одометре новенькой F1-2000 больше напоминали телефонный номер, к старту чемпионата Скудерия подошла в роли догоняющей. В McLaren также не теряли времени в межсезонье, серьезно доработав свое прошлогоднее шасси.

F1-2000 © autosport.com
F1-2000Фото: autosport.com

В Мельбурне Шумахер и Баррикелло квалифицировались третьим и четвертым позади дуэта McLaren, за которую выступали Мика Хаккинен и Дэвид Култхард. Было очевидно, что финн нацелен на борьбу за третий подряд титул, но в гонке красные тактично намекнули на то, что путь его на этот раз будет не столь беспрепятственным.

На старте заезда Мика и Дэвид сохранили свои позиции, но еще до экватора гонки двигатели Mercedes на их машинах прекратили свою работу – снова, как и год назад, возникли проблемы с клапанной пружиной.

Гонщики Ferrari перехватили лидерство и не упустили его до окончания заезда. При этом в команде перевели Рубенса на тактику двух пит-стопов прямо по ходу дистанции, чтобы он мог опередить Хайнца-Харальда Френтцена на Jordan, который пробился в четверку на старте. Результатом стал победный дубль красных в дебюте чемпионата. К слову, это была первая гонка в Формуле 1 для Дженсона Баттона и Ника Хайдфельда – как же давно это было…

Шумахер выиграл следующие две гонки в Бразилии и Сан-Марино, а оступился только на нехарактерно раннем Гран При Великобритании. Победителями перед домашними трибунами стали Култхард и Хаккинен (именно в таком порядке), а практически весь уик-энд проходил под проливным дождем.

F1-2000 © autosport.com
F1-2000Фото: autosport.com

Середина сезона прошла во взаимных обменах победами между гонщиками Ferrari и McLaren: Хаккинен выиграл в Испании, Шумахер – в Германии и Канаде, а Култхард одержал победы в Монако и Франции, причем в Маньи-Куре шотландец взял верх в очной борьбе с Михаэлем, дошедшей до столкновения.

Мика после четырех этапов без побед вернулся на первую ступеньку подиума в Австрии и захватил лидерство на первых кругах гонки в Хоккенхайме после суматошного старта для гонщиков Ferrari. Шумахер на первом круге столкнулся с Джанкарло Физикеллой, а Рубенс после проблем с надежностью вынужден был стартовать лишь 18-м и прорываться через пелотон. Но бразилец сделал это блестяще и одержал свою первую победу в Больших Призах, опередив Хаккинена на семь секунд.

Увы, следующие две гонки прошли для Скудерии безуспешно, а оба раза выигрывал финн, что позволило ему выйти в лидеры чемпионата с отрывом в шесть очков.

Но в Ferrari и не думали сдаваться – Шумахер одержал блестящую победу перед домашними для команды тифози в Монце, после чего главенствовал в первой для Формулы 1 гонке в американском Индианаполисе, тогда как у Хаккинена возникли проблемы с мотором.

Свой третий титул чемпиона и первый в составе Ferrari Михаэль завоевал за один этап до конца чемпионата – в Японии. Мика сделал всё, что мог, и даже лидировал на начальной стадии заезда. Шумахеру удалось выйти вперед во время второй череды остановок в боксах, а итоговое превосходство немца над соперником составило 1,837 секунды.

Это был первый трофей Скудерии в личном зачете за 21 год. В финале в Малайзии Шумахер снова победил, а на подиуме команда праздновала с незабываемыми красными париками на головах.

Для Ferrari это был очень важный и знаковый трофей, но кто знал, что в следующие несколько лет им не будет равных в Больших Призах? Так начиналась славная глава красного трио Шуми-Браун-Бёрн, и немаловажную роль в ней сыграло легендарное шасси F1-2000…

F1-2000 © autosport.com
F1-2000Фото: autosport.com

Спецификация:

Шасси: Композитный ячеистый монокок из углеволокна
Подвеска: Двойные рычаги с толкателями и торсионами
Двигатель: Ferrari 049 90-градусный V10
Объем двигателя: 2,997 куб. см.
Мощность: 805 л.с./17,300 об/мин
Коробка передач: 7-ступенчатая ручная
Шины: Bridgestone
Вес: 600 кг
Гонщики: Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло

Результаты шасси*:

Старты: 34
Победы: 10
Поулы: 10
Быстрые круги: 5
Подиумы: 11
Очки: 170

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9482/the-car-that-restored-ferrari-f1-respectability

F1-2000 © autosport.com
F1-2000Фото: autosport.com

Комментарии для сайта Cackle