Мнение: Mercedes покинет Ф1 в 2020-м. Явные и скрытые предпосылки
Формула 1 – это большая мозаика, фрагменты которой порой складываются годами, а когда звучит то или иное громкое и неожиданное заявление, ты зачастую думаешь, что предпосылок к этому было полно, а намёков – еще больше. Давайте вместе с редактором AUTOSPORT.com.ru Александром Гинько посмотрим, какие признаки указывают на скорый уход из Больших Призов лидеров последних лет – заводской команды Mercedes, и к чему это может привести...
Заводской команды? Послушайте, а вас никогда не коробило употребление этого термина в отношении Mercedes последних лет в Формуле 1? Ferrari – заводская команда, Alfa Romeo, Maserati и Honda былых инкарнаций, да даже Mercedes 50-х, но никак не современная биби из (Б)рэкли & (Б)риксворта.
Заводские деньги, сконвертированные по курсу в фунты стерлингов – это да, а что еще есть немецкого в современных машинах «Серебряных стрел»? Кроссовки Льюиса Хэмилтона, да шильдик с трехлучевой звездой?
Чем же по сути является нынешняя команда Mercedes? ПРОЕКТОМ. У этого образования есть все признаки проекта. Начало ему было положено более чем искусственно – путем покупки чемпионской команды Brawn GP в конце 2009-го с сохранением руководителя. Типичное начало для амбициозного проекта. Что еще нужно громкому национальному проекту? Правильно, громкие имена определенной национальности. Не стоит лишний раз говорить, кого команда пригласила на роль "свадебного генерала". В напарники же к Михаэлю Шумахеру выписали из Williams еще одного гонщика с немецким паспортом и громкой родословной – Нико Росберга.
На проектную мощность коллектив вышел через три года (уже с боевым, а не пилотным, составом из Льюиса Хэмилтона и Росберга), став вторым в Кубке конструкторов следом за Red Bull Racing, доедающей последний кусок своего чемпионского хлеба. Целью же создания проекта было доминирование в наступающей эпохе гибридных турбированных силовых установок. И цель эта была с легкостью достигнута. Да, когда мы говорили, что в этой команде нет ничего немецкого, мы, конечно, слукавили – без математического расчета, проведенного с немецкой точностью и педантичностью здесь явно не обошлось.
А что мы имеем в виду, говоря о том, что Mercedes в Формуле 1 – это проект? Нет, это не обидное обзывательство. Вы ведь не можете себе представить, что Ferrari вдруг возьмет и покинет Большие Призы? Конечно, в Маранелло уже не первое десятилетие с завидным постоянством грозятся уйти из Ф1, но у понимающих людей эти заявления не вызывают ничего, кроме улыбки. Но проект – совсем другое дело. Каждый проект характеризуется наличием цели, а также начала и конца жизненного цикла, последний из которых тесно связан с достижением первого.
При этом цель может попутно дополняться и корректироваться в зависимости от успешности проекта. Вряд ли изначально в Mercedes могли ставить перед собой задачу превзойти рекорд Ferrari по количеству завоеванных титулов в Кубке конструкторов подряд, который был равен шести. Но сейчас и эта цель вполне достижима, и даже в следующем сезоне. А что дальше? Все цели выполнены и перевыполнены, всем спасибо, все свободны.
Грядет очередная кардинальная смена технического регламента, а это всегда отчасти лотерея, ведь никто заранее не знает, какая команда выстрелит в новой эпохе. Сейчас Mercedes на пике, и завершить свой проект они захотят непобежденными.
Кто-то скажет: А почему бы им не попытаться удержаться в лидерах и тем самым добиться невиданного для Формулы 1 результата – сохранения статус-кво после смены регламента? Причин сразу несколько. Во-первых, В 2021 году свершится то, о чем так долго говорили большевики, – будет-таки введен потолок бюджетов для команд, а это значит, что для должной подготовки к новой эпохе уже в этом году, пока ограничения еще не введены, им придется потратить неслыханные средства – потом будет уже нельзя.
Вторая причина напрямую вытекает из первой и звучит она так: «А на кой?» Дело в том, что Формула 1 хоть и идет к светло-электрическому будущему, освещая себе путь лампочкой Ильича и водородными фонариками, делает она это исключительно лениво. В то же время в Штутгарте этот путь проделывают семимильными шагами, и вряд ли они готовы будут ждать, когда их догонят такие Большие, но такие медлительные Призы. Потребительский рынок не стоит на месте – прежняя разбитная романтика сменяется расчетливым прагматизмом, и новым частным и корпоративным клиентам Mercedes уже не так интересно, сколько и каких титулов они там выиграли. Эти достижения не делают их серийные автомобили более быстрыми и надежными, да еще и бросают бензиновую тень на инновационный вектор развития компании.
И подтверждением того, что в Mercedes не намерены засиживаться в ретроградах, является их совместный с Porsche дебют в Формуле Е в этом сезоне. Это может стать для них полновесной, пусть и отчасти компромиссной альтернативой Первой Формуле с учетом постоянного расширения географии электрического первенства.
Теперь посмотрим, что происходит на рынке пилотов, ведь кадры, как известно, решают всё. О том, что Льюис Хэмилтон имеет виды на Ferrari в 2021 году, не говорит сегодня только ленивый. И если сейчас это уже не звучит так шокирующе, вспомните, как вы изначально восприняли не свойственный для британца флирт разных степеней легкости со Скудерией и более чем странные слова Тото Вольфа о том, что каждый гонщик, мол, мечтает оказаться в Ferrari, и Льюис волен сам делать свой выбор… Такое редко услышишь от босса чемпионской команды, планирующей развивать свои амбиции.
А что с Валттери Боттасом? Финн в последнее время более чем активно увлекся раллийными гонками и не так давно недвусмысленно дал понять, что после окончания карьеры гонщика Формулы 1 не против был бы заняться ралли вплотную. До нынешнего сезона он так открыто не заявлял о своих намерениях.
Создается ощущение, будто веселая вечеринка подходит к концу, и действующие гонщики Mercedes откровенно засобирались по домам, одновременно начав рассуждать о своем будущем вне команды. Да, буквально во вторник итальянский журналист Роберто Чинчеро, сославшись на инсайд внутри команды, написал о том, что Льюис якобы продлил соглашение с Mercedes до конца 2022 года. Но, как мы знаем, инсайд инсайду инсайд – возможно, в команде просто не хотят накалять обстановку накануне важного сезона.
А как насчет потенциальных пилотов команды? Макс Ферстаппен, к которому в Брэкли открыто проявляли интерес на заре его карьеры, по окончании первой недели нового года неожиданно продлил контракт с Red Bull Racing сразу до конца 2023 года, фактически не оставив себе путей для отступления. А Шарль Леклер, о котором всегда высоко отзывался Тото Вольф, за пару недель до этого поставил подпись под новым продолжительным соглашением с Ferrari. Эти две юридические операции, с одной стороны, лишили большей части интриги предстоящий сезон переходов, а с другой – как бы намекнули на то, что идти, кроме как в Ferrari и Red Bull, скоро будет просто некуда. Такое же предположение высказал и итальянский эксперт Лео Туррини.
Кто же остается в обойме Mercedes? Джордж Рассел? Эстебан Окон? Но в Williams и Renault соответственно открыто заявили о том, что у обоих пилотов многолетние контракты. К тому же 23-летний француз на днях рассказал, что был очень близок к тому, чтобы в 2020-м заменить Боттаса, но Тото дал ему от ворот поворот. Неужели австриец мог отказаться от услуг молодого и перспективного Окона, который уже зарекомендовал себя в Ф1, ради сохранения в команде Валттери, грезящего о скандинавских фликах? Только в случае, если сам Вольф не собирается задерживаться в Брэкли надолго.
Что касается соглашения Тото, то оно истекает по окончании 2020 года, и его будущее видится более чем туманным. Кто-то сватает австрийца, которого трудно даже представить во всем красном, в Ferrari. Другие отправляют его на руководящую должность Формулы 1. Так или иначе, сам Тото говорит о своем будущем весьма размыто, чем дает повод для таких фантазий.
Возьмем еще выше – новый президент Daimler AG Ола Каллениус, как говорят, и до своего назначения на должность недолюбливал Формулу 1, а, побывав на провальном для Mercedes Гран При Германии этого года в Хоккенхайме, мог и вовсе разочароваться в перспективах дальнейшего участия концерна в Больших Призах.
Более того, в команде открыто заявили о том, что не будут дальше финансово поддерживать проведение этапа в Хоккенхайме, который в 2019-м прошел при их полном содействии. А что такое "заводская" команда без домашнего этапа? Представить себе отсутствие итальянской Монцы в календаре при живой Ferrari, к примеру, просто невозможно.
В свете возможного ухода Mercedes из Ф1 нельзя не вспомнить об идейном вдохновителе команды – важнейшем связующем звене между гонщиками и руководством. Конечно, речь о Ники Лауде, безвременно ушедшем в 2019 году. Австриец был человеком очень жестких принципов, не шедшим ни на малейшие уступки. Тото не раз признавал, что в некоторых вопросах не находил единодушия с Лаудой, но именно Ники был душой команды – ее гоночным стержнем. И он сам незадолго до ухода сказал, что Mercedes может покинуть спорт, если вектор его развития окажется для команды неприемлемым.
А что у нас с вектором? В последнюю неделю минувшего октября состоялось голосование за новый регламент сезона-2021, на котором были утверждены обновленные правила. Считается, что в Брэкли были не в восторге от некоторых положений регламента. Более того, сразу после голосования журналист La Gazzetta dello Sport Андреа Кремонези написал, что в Mercedes также остались крайне недовольны тем, что Ferrari не воспользовалась своим правом вето, чтобы заблокировать принятие регламента. Можно ли такое положение вещей считать удовлетворительным вектором развития спорта для Mercedes, о котором говорил Лауда?
А еще через пару недель исполнительный директор Ferrari Луи Камиллери в интервью Financial Times подтвердил, что Скудерии удалось сохранить у себя право вето в новом Договоре согласия 2021 года. Могут ли быть довольны этим в Брэкли? Вряд ли.
Идею возможного ухода Mercedes из Больших Призов поддержал и бывший владелец коммерческих прав, а ныне почетный президент Формулы 1 Берни Экклстоун.
«В конце следующего сезона у них в активе будет уже семь чемпионских трофеев, так какой им смысл оставаться здесь и дальше?» – пробросил риторический вопрос 89-летний британец.
Ну, хорошо, допустим, что Mercedes прекратит существование в Формуле 1 в виде заводской команды. Останутся ли они в качестве мотористов? Некоторые считают, что в этом нет никакого смысла. С другой стороны, тот же Экклстоун полагает, что маркетинговой отдачи за счёт производства гибридных двигателей им может быть вполне достаточно. Тем более, что производственные мощности в Брэкли и Бриксворте существуют отдельно и никак друг от друга не зависят. Так что это вполне жизнеспособный вариант и к тому же весьма действенный, если надо подождать до начала нового проекта.
В развитие этого сюжета на днях появилось довольно логичное предположение от автоспортивного журналиста Ральфа Баха о том, что Тото Вольф выкупит активы команды Mercedes вместе с Лоуренсом Строллом, а новый коллектив будет именоваться Aston Martin, переговоры о покупке акций которой канадец ведет уже давно. Интересно, кто в этом случае станет напарником будущего чемпиона мира Лэнса?
А как вам фантастический вариант повторного входа в одну реку в виде возвращения заводского сотрудничества McLaren и Mercedes? В конце сентября, когда стало известно о переходе коллектива из Уокинга на моторы с трехлучевой звездой, уже были такие предположения, но они быстро развеялись убеждениями со стороны Mercedes в том, что речь идет лишь о клиентском контракте. Сейчас же эти слова звучат не столь убедительно.
Андреас Зайдль, придя на должность руководителя команды, очень серьезно занялся ее модернизацией – в частности, в Уокинге уже приступили к строительству новой современной аэродинамической трубы, что позволит коллективу отказаться от тестирования своих шасси на базе Toyota в Кёльне. В сезоне-2019 команда уже очень здорово прибавила, а чего можно будет ждать от них с моторами Mercedes и новой трубой – можно только догадываться.
Ну и контрольный в голову – а что, если на новом витке истории, через 14 лет, в команде McLaren-Mercedes вновь сойдутся Льюис Хэмилтон и… Фернандо Алонсо, который после участия в Дакаре в очередной раз, и теперь уже с большей долей уверенности, заявил о своем возможном возвращении в Формулу 1?
Да, на днях испанец завершил свое сотрудничество с коллективом из Уокинга, но это было сделано явно с прицелом на Инди-500, где он теперь не будет обременен контрактными обязательствами. А после этого ничто не мешает ему возобновить отношения с McLaren и тогда...
Автор материала: Александр Гинько