Пять лучших гонок легенды Формулы 1 Джека Брэбема

Кевин Тёрнер
28 июля 2020 в 8:21
Фото: CNN.com

Трехкратный чемпион мира и основатель одной из величайших команд в истории Формулы 1 Джек Брэбем – настоящая легенда. В канун 60-летия первого титула австралийского пилота мы решили вспомнить его лучшие гонки...

Сэр Джон Артур Брэбем, более известный как Джек Брэбем – поистине культовая фигура в мировом автоспорте. Он трижды становился лучшим в чемпионате мира Формулы 1 и основал одну из самых успешных гоночных команд.

Прошло уже шесть десятков лет с момента завоевания австралийцем первого титула в драматичных обстоятельствах в Себринге, и сейчас самое время перенестись в прошлое и вспомнить наиболее значимые и важные выступления Джека.

Брэбем принял участие в 126 стартах Гран При и одержал 14 побед, не считая прочих достижений. Так что кандидатов на роль пяти лучших гонок было хоть отбавляй. При выборе достойнейших мы принимали во внимание обстоятельства гонки, технику, которая была в распоряжении Джека, силу его оппонентов, а также мнение самого главного героя.

Джек Брэбем © autosport.com
Джек БрэбемФото: autosport.com

5 место. Гран При Южной Африки, Кьялами, 1970 год

Машина: Brabham BT33
Старт: 3
Финиш: 1

Несмотря на разговоры о скором уходе Джека на пенсию, сам австралиец очень неплохо отзывался о новом шасси с индексом BT33 – первой машине команды, построенной на базе монокока. И он подтвердил ее превосходство над соперниками уже в дебюте сезона 1970 года в ЮАР.

Вечером в пятницу – после тренировок – в команде обнаружили падение мощности мотора и решили сменить его перед субботней гонкой.

Брэбем отлично стартовал, но вскоре возникли проблемы с коробкой передач – скорости переключались с трудом, – и его опередил ушедший в гонку с поула Джеки Стюарт на March-Ford. После этого Джек столкнулся с Lotus Йохена Риндта.

В результате первый круг австралиец завершил лишь шестым и на протяжении еще нескольких кругов пытался понять, всё ли в порядке с его машиной. Стюарт тем временем увеличивал свой отрыв от преследователей.

Убедившись, что шасси серьезно не повреждено, Брэбем начал отчаянную погоню. На четвертом круге гонки он опередил Брюса Макларена на одноименном шасси, а следом за ним оставил позади BRM Джеки Оливера. Еще через круг Джек обошел Жана-Пьера Бельтуаза на Matra, а на шестом обороте расправился с Ferrari Жаки Икса, выйдя на второе место.

Отрыв Стюарта на тот момент составлял 6,1 секунды, и на первых кругах их очного противостояния он практически не менялся, несмотря на то, что Джек все дальше уезжал от Икса.

Постепенно австралиец сокращал отставание от лидера, и на 18-м круге из 80 между гонщиками впервые осталось меньше секунды. Несмотря на удар камнем, отлетевшим от машины Стюарта, Джек уже на 20-м круге опередил действующего чемпиона мира и тут же начал отрываться от него. Через пару поворотов он скрылся из виду, и больше соперники его не видели.

Нарастив отрыв до 13,5 секунд, Джек сбавил темп и выиграл заезд с преимуществом 8,1 секунды, захватив лидерство на старте чемпионата. И это за месяц до своего 44-го дня рождения и на фоне постоянных слухов об уходе из гонок.

Джек Брэбем © autosport.com
Джек БрэбемФото: autosport.com

4 место. Золотой кубок Аултон-Парка, 1964 год

Машина: Brabham BT10
Старт: 1
Финиш: 1

Почти сразу после своего образования команда Brabham стала производить конкурентоспособные шасси с открытыми колесами. В 1964 году Золотой кубок Аултон-Парка перешел из внезачетных этапов Ф1 в категорию Ф2 и стал ареной захватывающей баталии между Грэмом Хиллом, Денни Халмом, Джеком (все – на Brabham) и Джимом Кларком на Lotus.

Во время тренировки квартет лидеров разделили всего 0,6 секунды, а в пелотоне также были восходящие звезды Риндт и Стюарт, которые далеко не отставали. А впереди была гонка из 40 кругов.

Кларк захватил лидерство на старте, и четверка лучших в порядке Джим, Халм, Хилл и Брэбем сразу утвердила определенный задел над остальным пелотоном. Вскоре Джек опередил Хилла, который после этого завершил гонку досрочно из-за технических проблем.

На девятом круге лидерство захватил Денни Халм, тогда как Кларк и Брэбем за его спиной несколько раз поменялись местами. В итоге австралийцу удалось опередить обоих и в свою очередь стать лидером заезда на середине дистанции. Следующим из-за технической поломки выбыл Халм.

«Круг за кругом зрители имели возможность наблюдать за великолепной дуэлью Кларка и Брэбема, – написал в обзоре журналист Autosport Грегор Грант. – Австралиец сражался, как лев, ни в чем не уступая Джиму».

На 34-м круге Кларк безуспешно предпринял попытку обгона в повороте Lodge, а кругом позже сделал это уже результативно, однако совсем скоро Брэбем вернул себе первенство.

«Заключительные пять кругов дистанции Джек провел просто великолепно, тогда как Кларку не удалось извлечь дополнительную скорость из своих запасов, – продолжил Грант. – Брэбем провел изумительно расчетливую гонку, отбивал все атаки Джима и заслуженно выиграл за рулем собственноручно построенной машины. Неудивительно, что после финиша зрители искупали лидеров заезда в овациях».

Джек Брэбем © autosport.com
Джек БрэбемФото: autosport.com

3 место. Гран При Великобритании, Брэндс-Хэтч, 1970 год

Машина: Brabham BT33
Старт: 2
Финиш: 2

Это была запоминающаяся гонка, которую Брэбем проиграл дважды. Перед гонкой Джек делил второе место в личном зачете чемпионата со Стюартом – пара уступала лидеру Риндту на Lotus 72 восемь очков.

В квалификации австралиец совсем немного проиграл Йохену, взявшему поул, и в гонке стартовал вторым.

Британский Autosport написал: «Машину Brabham заправили под завязку, но, судя по всему, последнюю каплю топлива они не долили. Именно она и стоила Джеку победы».

На старте лидерство захватил Брэбем, но вскоре Жаки Икс на Ferrari провел великолепный маневр по внутренней траектории в повороте Druids, заехав при этом на траву, и возглавил пелотон.

В начале седьмого круга на машине Икса возникли проблемы с дифференциалом, из-за чего ему пришлось завершить заезд досрочно. Одновременно с этим Риндт опередил Джека и таким образом вышел разом с третьего места на первое.

На протяжении следующих 60 кругов разрыв между лидерами не превышал полутора секунд, а часто находился в пределах секунды, при этом Lotus 72 была немного быстрее на прямых.

Наконец на 69-м круге Брэбем решился на атаку.

«Мне пришлось очень долго ждать, но в итоге он все-таки спутал передачу на выходе из Bottom Bend, и я смог подобраться к нему вплотную, схватить немного слипстрима и перетормозить его в конце прямой», – вспоминал Брэбем в своей книге «When the flag drops».

Джек очень быстро оторвался от преследователя и за круг до финиша его преимущество над Риндтом составляло 13,3 секунды.

«Я был просто в шоке, когда в повороте Stirling's Bend двигатель на моей машине затих и больше не подавал признаков жизни, – добавил австралиец, позже высказавший предположение о том, что виной всему было то, что механик чересчур обогатил топливно-воздушную смесь перед стартом. – Мне не о чем было волноваться в той гонке – разве что о том, что закончится топливо».

Риндт проехал мимо замершего на трассе Джека и выиграл заезд. И хотя второе место было отдано Брэбему, оно его никак не могло обрадовать после такой гонки.

«Думаю, из всех разочарований в моей карьере это было самым сильным», – подытожил австралийский гонщик.

Но история на этом была не окончена – впереди была новая драма. Стюарды исключили из результатов заезда победителя Риндта за то, что заднее крыло на его машине было поднято выше допустимых норм. Через несколько часов австрийца восстановили в протоколе, и Брэбем проиграл гонку во второй раз.

«Я даже не думал, что мне могут отдать ту победу. Да мне, честно говоря, и не хотелось, чтобы Йохена дисквалифицировали», – рассказал позже Джек.

Джек Брэбем © autosport.com
Джек БрэбемФото: autosport.com

2 место. Гран При Франции, Реймс, 1960 год

Машина: Cooper T53
Старт: 1
Финиш: 1

Брэбем сыграл важную роль в заднемоторной революции, начатой командой Cooper. В Реймс в 1960 году действующий чемпион мира Джек прибыл, имея в активе две победы на двух последних этапах. Однако мало кто верил, что он сможет противостоять более мощным переднемоторным Ferrari на столь скоростной трассе.

«Нам говорили, что мы вряд ли сможем справиться с Ferrari V6, – вспоминал Брэбем в 2009 году, – но у меня были свои идеи».

Фил Хилл на Ferrari захватил лидерство на старте заезда. Брэбем прошел его еще до окончания первого круга, и в дальнейшем они несколько раз менялись позициями в борьбе, в которую также включился Вольфганг фон Трипс.

«Это трио пилотов вело потрясающую борьбу – они обгоняли друг друга при первой же возможности, – написал британский Autosport в своем отчете. – С трибун было просто страшно за этим наблюдать».

«У Ferrari была скорость, но Реймс – очень слипстримная трасса, на ней очень важно выбрать правильную позицию, – заметил сам Брэбем. – Когда передо мной оказывалась Ferrari, я всегда получал возможность атаковать в конце прямых».

А так австралиец вспоминал об этой гонке в своей книге: «Я обогнал Фила на прямой и сместился влево перед очередным правым поворотом. Не знаю, что заставило меня посмотреть в зеркало перед тем, как повернуть! Я просто не поверил глазам – прямо на меня неслась Ferrari с заблокированными колесами и без шансов затормозить! Если бы я его не увидел, он бы влетел в меня на всем ходу. Хорошо, что я успел выправить руль, и он пролетел мимо меня. Вот серьезно – он ехал километров на 80-100 в час быстрее меня!»

После схода Хилла Брэбем вернул себе лидерство. Вскоре трансмиссии на машинах Ferrari дали сбой, и австралиец выиграл заезд с отрывом от ближайшего преследователя в 48,3 секунды. Четыре первых места заняли гонщики на Cooper, что ознаменовало собой конец эпохи переднемоторных шасси в Формуле 1.

Джек Брэбем © autosport.com
Джек БрэбемФото: autosport.com

1 место. Гран При Германии, Нюрбургринг, 1966 год

Машина: Brabham BT19
Старт: 5
Финиш: 1

Джек Брэбем лишь раз выиграл Гран При Германии, и эта победа стала одной из лучших в его карьере. И это неудивительно, поскольку добыта она была на 22-километровом кольце Нюрбургринга в сложнейших условиях.

На тренировке у австралийца возникла проблема с коробкой передач, и в квалификации он смог показать лишь пятое время, уступив 4,3 секунды обладателю поула Джиму Кларку.

Перед стартом гонки пошел дождь, и на первых метрах дистанции в лидеры вышел Джон Сёртис на Cooper-Maserati, тогда как Лоренцо Бандини на Ferrari стал вторым. Тройку замкнул Брэбем. Но уже к концу первого круга Джек обошел и оставшихся двух соперников. Таким образом, стартовав пятым, на второй круг он ушел уже лидером.

Сёртис далеко не отпускал Джека, и после 12 кругов из 15-ти дистанция между ними составляла всего 1,5 секунды.

«Джон оказывал максимально давление на Брэбема, но обогнать его было не так и просто, – писал Грант в Autosport. – Австралиец штамповал круг за кругом, не допуская ни единой помарки».

Менее чем за три круга до конца гонки Джек, наконец, получил возможность вздохнуть свободнее, когда у Сёртиса возникли проблемы с КПП – она застряла на четвертой передаче. В результате отрыв Джека увеличился до 44 секунд, но более говорящим было его превосходство над шедшим третьим Риндтом – 2 минуты и 32 секунды!

Это была четвертая подряд победа австралийца.

«Оба гонщика показали просто невероятный пилотаж под дождем на скользком Нюрбургринге, – написал Грант. – Теперь только чудо может позволить соперникам Брэбема зацепиться за борьбу в чемпионате».

«Это была шокирующая гонка – слишком опасная, – вспоминал Джек на страницах своей книги. – Мы каждый следующий круг проезжали в совершенно новых погодных условиях – дождь лил то на одном, то на другом участке трассы. Нам приходилось преодолевать целые реки, текущие через трассу.

Я остался очень удовлетворен той победой, ведь я впервые выиграл в Германии на Нюрбургринге. Возможно, это была действительно лучшая победа в моей гоночной карьере...»

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9764/jack-brabham-10-greatest-drives

Джек Брэбем © autosport.com
Джек БрэбемФото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle