Дело молодости. Какими гонщиками были нынешние руководители команд Ф1
А вы знали, что это Кристиан Хорнер привёл первого россиянина в Ф-3000, а Тото Вольф блистал в гонках GT и ралли?
Автоспорт — уникальная сфера. Чтобы добиться в ней успеха, нужно мыслить по-особенному, понимать, как мыслит пилот. А потому не удивительно, что среди успешных руководителей современных команд — сплошь и рядом бывшие гонщики. И действующие чемпионы мира — не исключение.
Тото Вольф
Начал карьеру в Формуле Ford в 1992 году и гонялся в австрийской и немецкой сериях вплоть до 1994-го, когда переключился на гонки GT и добился куда большего успеха: экипаж Вольфа выиграл «24 часа Нюрбургринга» в своём классе. Вскоре Тото переключился на бизнес и инвестировал в технологии, что в итоге привело его на должность главы автоспортивного подразделения Mercedes.
Бизнес, впрочем, не помешал время от времени садиться за руль. В 2004-м Тото выиграл один из этапов итальянского чемпионата GT и выступал в одном экипаже с Карлом Вендлингером в чемпионате мира FIA GT Двумя годами позже Вольф выиграл «24 часа Дубая» и занял второе место в чемпионате Австрии по... ралли. Ну, и добавим, что какое-то время круг Тото по Нордшляйфе являлся рекордом трассы для Porsche RSR. Конечно, не уровень Льюиса Хэмилтона, но всё же неплохо для бизнесмена, не правда ли?
Кристиан Хорнер
Глава Red Bull Racing тоже не понаслышке знает что такое гонки: в 90-х он сам строил гоночную карьеру и даже дошёл до Формулы 3000 — тогдашнего аналога Формулы 2. Результатами, правда, Хорнер не блистал: в 14-ти гонках он лишь один раз пробился в топ-10, финишировав шестым в Хересе. Но не всегда всё было плохо. В 1992-м 19-летний Кристиан выиграл гонку британской Формулы 3 и завершил сезон как лучший дебютант.
Неудача в Ф-3000, впрочем, не прошла зря. Тогда Хорнеру на одолженные у отца деньги пришлось самому создавать под себя команду — именно за неё в 2000 году в серии дебютировал Виктор Маслов, первый российский гонщик на таком уровне. С 2002 по 2004 годы Arden International — так Хорнер назвал команду — выиграла три чемпионата подряд, что навсегда осталось рекордом Ф-3000. К слову, первый подержанный трейлер для Arden Хорнер купил у Хельмута Марко, с которым позже приведёт Red Bull к четырём подряд титулам в Формуле 1.
Хельмут Марко
Марко — тоже бывший гонщик. Он родился в Граце и ходил в одну школу с Йохеном Риндтом, который погибнет в Монце в 1970-м и станет чемпионом мира Формулы 1 посмертно. Хельмут пробился в Большие Призы позже своего однокашника — в 1971-м, но наивысшим достижением в его карьере так и осталось восьмое место на Гран При Монако-1972 (тогда, правда, за это очки не давали). Зато австриец может похвастаться победой в «24 часах Ле-Мана».
С автоспортом Марко пришлось завязать в том же 1972-м, когда камень из под машины Эмерсона Фиттипальди пробил ему визор и выбил левый глаз. Хельмут однако остался в автоспорте, представлял интересы Герхарда Бергера, а позже создал собственную команду — RSM Marko, которая выступала в Ф-3 и Ф-3000. Именно на базе RSM Marko в 1999 году была построена Red Bull Junior, а в 2000-х Марко был одним из главных архитекторов создания Red Bull Racing в Формуле 1.
«Поначалу я еще что-то видел левым глазом». Хельмут Марко о трагичном инциденте с камнем
Эдриан Ньюи
Сразу отметим, что Ньюи никогда не преследовал цели построить карьеру пилота и лично выступать в гонках стал уже после того, как стал известным инженером в Формуле 1. Тем не менее Эдриан регулярно выходит на старты различных клубных соревнований — и регулярно разбивает дорогие машины.
В 2006-м он уничтожил Ford GT40, а затем разбил Jaguar E-Type на фестивале Goodwood Revival. В 2010-м в Снеттертоне Ньюи разложил машину в гонке моносерии Ginetta G50 Cup. К счастью, ни в одном из этих инцидентов Эдриан серьёзно не пострадал. В 2013-м на Сильверстоуне Ньюи потерял Lamborghini Super Trofeo — когда прогревал шины.
Франц Тост
Нынешний глава AlphaTauri раньше сам был пилотом, но дошёл лишь до уровня Формулы 3. Осознав, что на трассе больших успехов он не добьётся, Тост начал изучать спортивные науки и менеджмент и в 1993-м попал на работу в агентство Вилли Вебера, который вёл дела семьи Шумахеров. Собственно, главной задачей Франца было руководить командой WTS в молодёжных сериях и приглядывать за Ральфом Шумахером — с ним Тост и перешёл в Формулу 1 в 2000 году.
Зак Браун
Браун родился в Америке и начинал карьеру там — в период с 1986 по 1990 годы он выиграл в картинге 22 гонки и отправился покорять Европу, однако, несмотря на относительно высокую скорость, задержаться в одной серии не мог и регулярно мотался через Атлантику. Так, в послужном списке Зака Брауна выступления в американской Toyota Atlantic Series, британской Ф3, американской же Indy Lights и этап немецкой Ф3.
В конце концов Браун перешёл в гонки GT и несколько раз поднимался на подиум больших гонок на выносливость — вторые места в «24 часах Дайтоны» и «12 часах Себринга», но в итоге забросил профессиональную карьеру и сосредоточился на управлении командами. Собственно, помимо McLaren Зак Браун известен успехами с United Autosports, которая выступает в гонках на выносливость по всему миру и считается одной из крупнейших в мире.
Отмар Cафнауэр
Cафнауэр попал в гонки в 1991 году, когда, будучи сотрудником Ford Motor Company, оказался в гоночной школе Джима Расселла, прошёл её и решил попробовать силы в Формуле Ford. Карьера пилота не задалась, но гонки запали Отмару в душу — в 1998-м он ушёл из Ford в BAR Racing, а также работал в командах Jaguar и Honda. К слову, в 2008-м, покинув Honda, он основал компанию Soft Pauer — она стала разработчиком первого официального тайминга Формулы 1 для iPhone.
Берни Экклстоун
Напоследок упомянем Берни Экклстоуна, который хоть уже и не имеет никаких должностей в Формуле 1, но долгие годы был её генеральным промоутером, а прежде выигрывал гонки с Brabham. Однако ещё раньше Берни сам был пилотом — и даже выиграл одну из гонок Формулы 3 в Великобритании в начале 50-х. В 1958-м Экклстоун дошёл даже до Формулы 1, но не прошёл квалификацию и на старт Гран При так и не вышел.