«Я не шофер, я гонщик». Последнее гоночное интервью Стирлинга Мосса

Стюарт Кодлинг
13 апреля в 8:22
Фото: Sunday Times Driving

12 апреля на 91-м году жизни скончался легендарный британский гонщик – сэр Стирлинг Мосс. И сегодня мы обратимся к его последнему интервью в статусе боевого пилота, которое он дал в 2011 году – ни много ни мало в 81 год!..

Профессиональная карьера одного из лучших пилотов мирового автоспорта Стирлинга Мосса, блиставшего на трассах еще в 50-х годах прошлого столетия, завершилась в 2011 году – совсем недавно по сравнению с годами его выступлений.

В тот день 81-летний Стирлинг должен был участвовать за рулем 1961 Porsche RS 61 в Гонке легенд в Ле-Мане в паре с Яном Натхоллом, но после одного круга на тренировке решил, что пришло-таки время повесить шлем на гвоздь…

Ту гонку Мосс смотрел из боксов Porsche, а после заезда лично вручал трофеи победителям. После этого он уделил время для интервью британскому Autosport, которое мы и предоставляем вашему вниманию.

Почему вы именно сегодня решили завершить профессиональную карьеру пилота?

Стирлинг Мосс: Знаете, я выехал на трассу, преодолел один круг – довольно медленно. И вдруг я отчетливо понял, что если наберу скорость, которую хочу, то меня накроет страх. Конечно, мне доводилось в жизни испытывать страх, но я никогда не садился за руль с ощущением, что скорость может испугать меня. Мой порог страха явно изменился. И тогда я подумал: «Мне это не нужно». Я гонялся ради удовольствия, а тут удовольствие пропало. Так что я решил, что пора завязывать.

Стирлинг Мосс © autosport.com
Стирлинг МоссФото: autosport.com

После ухода из Формулы 1 вы участвовали в самых разных гонках. Что вы думаете о гонках на исторических автомобилях?

Стирлинг Мосс: Это просто здорово! Тут классные люди и классные машины. Мне очень нравится. Здесь все так мило общаются друг с другом, не то что в Формуле 1. Когда я ездил в Больших Призах, там тоже все общались – гонщики тогда очень много времени проводили вместе.

После моего ухода этого стало меньше – возможно, из-за увеличившегося коммерческого давления. А в тех гонках, в которые я перешел, всё было по-старому.

Взять, к примеру, эту Гонку легенд в Ле-Мане. Данкан Уилтшир всё очень здорово устроил – он соединил вместе классных людей и классные машины. Так что мне очень везло по жизни – я всегда гонялся в приятной атмосфере.

Стирлинг Мосс © autosport.com
Стирлинг МоссФото: autosport.com

Есть ли машины, которыми бы вы очень хотели управлять, но не сложилось?

Стирлинг Мосс: Знаете, я очень хотел погоняться в Индианаполисе, но в мое время это было очень накладно в плане затрат времени. Нужно было участвовать во всех этих тестах новичков и так далее – в общем, весь май надо было там провести. Так что для того чтобы там поучаствовать, мне пришлось бы пропустить гонки четыре в Европе, которые я мог выиграть. Сейчас я очень жалею, ведь мне действительно хотелось там погоняться.

Помимо этого мне трудно вспомнить машины, которые я хотел бы пилотировать, но мне не довелось. В спорткарах я управлял Ferrari GTO в версии с укороченной колесной базой. Мне всегда нравилось гоняться за рулем Ferrari – эти машины привлекательны тем, что вроде никто из пилотов еще не погиб в них по вине механической поломки.

У других машин, которыми я управлял – всякие Lotus и тому подобное – то и дело отпадали колеса. Но я управлял и шикарными автомобилями вроде Maserati и Mercedes.

Вы ломали ноги, позвоночник, получили очень сильную травму головы в Гудвуде и даже падали в шахту лифта. По ходу вы неубиваемый...

Стирлинг Мосс: Ну, автоспорт в мое время был очень опасным занятием. Он и сегодня опасен, но, конечно, не так, как тогда. И это была одна из причин, почему я решил этим заняться. Такими мы были парнями! Хотел ли бы я сегодня ездить в Формуле 1? Не знаю.

Спорт очень изменился, а мне бы не хотелось менять свою жизнь. Да, сегодня гонщики очень много зарабатывают, но как насчет удовольствия? Льюис Хэмилтон после победы [напомним, это интервью 2011 года] сначала идет на интервью в прессой, потом – с Vodafone… Я после победы в гонке тащился за какой-нибудь цыпочкой! Тогда не было этой бесконечной болтологии. Это была другая жизнь!

Вы как-то сказали, что вашей любимой машиной Ф1 была Maserati 250F. А у вас есть любимый спорткар?

Стирлинг Мосс: Конечно, 250F было очень здорово пилотировать, но не побеждать на ней. В спорткарах в мое время трассы были другими. C Mercedes 300 SLR мало кто мог соперничать. Но в том же Монако, например, вы бы не хотели, чтобы у вас была одна из этих машин.

Стирлинг Мосс © autosport.com
Стирлинг МоссФото: autosport.com

Думаю, мне трудно будет выделить какую-то одну машину и трассу, поскольку у меня всегда была свобода выбора – где и на чем гоняться. У нас с Робом [Уокером] даже не было контракта, я просто спрашивал: «Мы можем тут поездить?», на что он отвечал: «Спроси Альфа [его механика]», и мы ехали. Мне очень повезло, что тогда в гонках всё было так просто, это подходило моему характеру.

А что вы думаете про Ле-Ман?

Стирлинг Мосс: Гонка тоже сильно изменилась. Сегодня пилоты могут атаковать на протяжении всей дистанции. В мою эпоху машины были не столь надежными, так что нам не позволяли выжимать из них всё. Мне просто говорили в команде: «Давай поосторожнее с ней, езжай быстро, но не слишком». Мне это очень не нравилось. Сейчас я думаю, что это восхитительная гонка – так что гонка, которая мне так не нравилась, превратилась в одну из лучших.

Часто меня выпускали на трассу в качестве «зайца», чтобы загнать оппонентов. Мне такая роль нравилась. Я люблю гонки. Я же не шофер какой-нибудь, а гонщик. Мне нравилось быть таким «зайцем» – иногда техника выдерживала, иногда – нет. Сегодня машины гораздо более надежные, так что пилоты могут атаковать всю гонку.

Какие у вас планы на будущее?

Стирлинг Мосс: Я ухожу из профессиональных гонок, но буду по-прежнему их поддерживать. Мне нравится, что сегодня происходит в мире автоспорта, а в Motor Racing Legends делают прекрасную работу, организовывая гонки классических машин. Я счастлив быть частью этого движения.

Какую гонку вы считаете лучшей в своей карьере?

Стирлинг Мосс: Мне очень трудно выбрать между Mille Miglia 1955 года и Гран При Монако 1961-го, но я все же отдам предпочтение последней.

Это была 100-круговая гонка на два с половиной часа, и в ней участвовали очень сильные парни: там был [Джим] Кларк, Дэн Герни и оба Хилла [Фил и Грэм].

Я начал гонку впереди, а к концу второго круга был вторым. На 14-м круге я вышел в лидеры, и с того момента и до самого финиша между мной и двумя Ferrari [Фила Хилла и Ричи Гинтера] было не больше пары секунд. [Гинтер в итоге финишировал вторым в 3,7 секунды от Мосса, а Хилл стал третьим].

Гран При Монако-1961 © autosport.com
Гран При Монако-1961Фото: autosport.com

Что касается моей скорости в гонке, то если бы я проехал все круги в квалификационном темпе, с которым взял поул, то финишировал бы всего на 40 (!!!) секунд раньше на дистанции в 100 кругов! Давление соперников было столь огромным, что я атаковал всю гонку. Буквально в каждом повороте я говорил себе, что следующий круг проеду идеально, но сваливался с поребрика сантиметров на 15 и думал: «Ладно, попробую еще раз!»

Стирлинг Мосс © autosport.com
Стирлинг МоссФото: autosport.com

Это было невероятно! А в условиях такого давления к тому же очень трудно поддерживать высокую концентрацию. Когда бы я ни посмотрел в зеркало заднего вида, там непременно была красная машина.

Стирлинг Мосс © autosport.com
Стирлинг МоссФото: autosport.com

После гонки я был вне себя от счастья. Признаться, я на протяжении всей гонки думал, что гонщики Ferrari просто играют со мной в кошки-мышки, а на последнем круге легко вырвутся вперед, у них же мотор на 50 лошадей мощнее. И только после финишной черты я осознал, что выиграл. Я глянул на приборы с маслом, и с ними всё было в порядке – машина [Lotus-Climax] показала себя просто великолепно.

Стирлинг Мосс © autosport.com
Стирлинг МоссФото: autosport.com

В той гонке я почти каждый круг проезжал на пределе возможного с полнейшей концентрацией внимания.

К тому же это была очень длинная гонка, не полтора часа, как сейчас.

Оглядываясь назад, я понимаю, что провел более 500 гонок, финишировал примерно в 400 из них и выиграл 212 раз. Так что мне трудно было выбрать лучшую гонку. Но я выбрал.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/3604/stirling-moss-on-his-retirement-from-racing
https://www.autosport.com/f1/feature/5781/race-of-my-life-stirling-moss

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle