«Он просто пролетел мимо!» День, когда Шумахер оставил всех в дураках
Не так давно официальный сайт Формулы 1 показал эпический Гран При Испании 1996 года, в котором родился Михаэль "Regenmeister" Шумахер, а сегодня мы поговорим о том незабываемом дне устами действующих лиц...
В автоспорте существует распространенное клише, говорящее о том, что дождь является «великим уравнителем» – именно в дождь у гонщиков на не самых быстрых машинах появляется шанс побороться на равных с записными лидерами. И не просто побороться, а реализовать свой природный талант и раскрыться по-новому.
Дождевые гонки всегда были главным коньком лучших из лучших, и Михаэль Шумахер – не исключение. Даже на ранних стадиях карьеры, когда немец еще не был признанным королем Формулы 1, виртуозное умение удерживать машину на трассе в ливень на максимально возможной средней скорости отличало его от соперников.
Первая победа в Больших Призах пришла к Михаэлю в дождливой Бельгии в 1992-м, когда он оставил всех позади аж на 40 секунд.
Но не один Шумахер в те годы славился умением быстро ездить под дождем. Лидер Williams Деймон Хилл тоже умело вел борьбу в условиях осадков, что лишний раз доказал на Гран При Японии в 1994-м, одолев Шумахера на залитой водой трассе в одной из лучших гонок в своей карьере.
Годом позже в Спа Деймон и Михаэль вновь сошлись на влажном поле боя, и тогда немец, стартовавший 16-м, в очной борьбе колесо в колесо вырвал победу у Хилла (на фото ниже). После гонки британец был вне себя от гнева и назвал недопустимым риск, которому Михаэль подвергает себя и соперников своими маневрами под дождем.
Битва за звание короля мокрых дорог продолжилась между Хиллом и Шумахером, но в Испании в 1996-м все точки над i были расставлены окончательно. Михаэль продемонстрировал одно из лучших выступлений под дождем за всю историю автоспорта и, по словам самого Деймона, оставил всех в дураках.
Баланс сил перед майским Гран При Испании был явно не на стороне Шумахера. Покинув Benetton после двух триумфальных сезонов, Михаэль еще даже не приступил к возрождению утратившей былой лоск Ferrari, а в начале сезона-1996 не нужно было быть гуру, чтобы понять, что третий титул подряд немцу точно не светит. К тому же и Williams удалось подготовить к тому чемпионату доминирующее шасси FW18.
Ferrari F310, напротив, на предсезонных тестах доставляла команде немало головной боли, а ее главной проблемой был недостаток прижимной силы. Хилл одержал победу в четырех из первых пяти гонок сезона, уступив лишь раз напарнику по команде Жаку Вильнёву в Нюрбурге. Выиграл бы британец и в Монако, если бы не вышел из строя двигатель.
Шумахеру ничего не удавалось противопоставить пилотам Williams за рулем не самой быстрой Ferrari. За две недели до Гран При Испании он разбил машину на влажной трассе в Монако на первом же круге, стартовав с поула.
Беспобедная серия Шумахера должна была продолжиться и в Барселоне – в квалификации дуэт Williams не оставил никому шансов, заняв весь первый ряд стартового поля: Хилл был впереди Вильнёва. Михаэль, уступивший лидеру приличные 0,9 секунды, расположился на третьей позиции.
А потом пошел дождь. Да какой там дождь? Ливень!
«Я стоял на поуле и смотрел на длинную стартовую прямую впереди, которая в тот момент напоминала мне дорожку в бассейне, – вспоминал Деймон в своей автобиографии. – Дождь лил как из ведра начиная с самой утренней разминки, и я был действительно обеспокоен погодными условиями перед гонкой, ведь они постоянно ухудшались.
Мы переглянулись с Жаком [Вильнёвом], стоявшим рядом на первом стартовом ряду. Мне интересно было, что думает о предстоящей гонке Михаэль, расположившийся на третьем месте непосредственно за мной. Может, не стоило проводить гонку по такой погоде?»
Но глава Формулы 1 Берни Экклстоун ясно дал понять, что заезд состоится при любой погоде.
«Как кучка идиотов – наша жажда гонок перевесила страх, и мы готовы были отправиться в бой в любой момент», – писал Хилл.
В то же время на стороне гаража Деймона приняли решение не отдавать предпочтение полностью дождевым настройкам шасси, несмотря на ухудшающиеся погодные условия. Они надеялись, что в какой-то момент дождь стихнет и появится сухая траектория. Шумахер и Ferrari, наоборот, настроили свою 310 на полностью дождевую гонку, посчитав, что такой вариант может сработать.
На старте гонки Михаэль практически растерял все шансы на успех – застряв на решетке, он откатился на далекое девятое место, а соперники с обеих сторон проносились мимо, кидая воду колесами в кокпит двукратного чемпиона мира.
У Хилла старт гонки также не задался – на первом круге он пропустил вперед напарника по команде Вильнёва и Жана Алези из Benetton.
«Спустя несколько секунд после старта заезда все вдруг поняли, что гоняться в таких условиях – настоящее безумие, – сказал позже Деймон. – Дождь был гораздо сильнее, чем в Бразилии на старте сезона. Наши шины подняли с трассы тонны воды на первых метрах дистанции, пока мы, скользя и аквапланируя, пробирались к первому повороту».
Шумахер пробился на шестое место уже к концу первого круга и пересек линию спустя 6,2 секунды после лидера заезда Вильнёва. На следующем круге с трассы вылетел напарник Михаэля Эдди Ирвайн, что позволило немцу стать пятым.
Хилла тем временем занесло (в первый раз из трех в этой гонке) в погоне за Алези, и британец на несколько секунд покинул пределы трассы, откатившись на пятую строчку и пропустив Шумахера вперед. В то время как соперники Михаэля постепенно теряли сцепление с трассой, немец ехал все быстрее. Следующими его жертвами стали напарники по его бывшего команде Benetton Герхард Бергер и Алези. А на 12-м круге Шумахер прошел и лидера гонки Жака Вильнёва, попутно установив новый лучший круг и перебив прежний сразу на 1,7 секунды.
«Он просто пролетел мимо!» – заметил позже Жак.
Освободившись от оков, Шумахер мгновенно нарастил свой отрыв от канадца, привезя ему целых пять секунд с круга, а к моменту своего пит-стопа на 24-м круге немец опережал пелотон почти на 40 секунд. Это позволило ему сменить шины, дозаправиться и при этом вернуться на трассу лидером с 20-секундным отрывом. Комментатор Мюррэй Уокер пошутил в репортаже, что у Ferrari было время, чтобы сменить Михаэлю также двигатель и коробку передач – таким было его превосходство.
Лидер чемпионата Деймон Хилл к тому времени уже давно наблюдал за гонкой из боксов, завершив дистанцию носом в пит-уолле после разворота на выходе из последнего поворота трассы.
«Михаэль показывал невероятный пилотаж в той гонке, – вспоминал позже британец. – Он просто выставил всех на посмешище!»
Вильнёв пошел на тактику одного пит-стопа, но его отставание от Михаэля было столь весомым, что это ему не помогло сократить отставание от лидера. В конце своего отрезка канадец проезжал свои круги с пустыми баками за 1.52-53, тогда как Шумахер с приличным запасом топлива штамповал круги за 1.47-48.
На последних кругах дистанции немец сбавил темп, чтобы излишне не рисковать под дождем без необходимости и сберечь ресурс двигателя. Пройдя Вильнёва в борьбе за второе место, Жану Алези удалось сократить отставание от лидера до 45 секунд к клетчатому флагу – всё это время его гнал вперед едва различимый в зеркалах заднего вида из-за брызг пилот Williams.
В результате только три гонщика, поднявшиеся на подиум, преодолели все 65 кругов дистанции, а всего в гонке финишировали шесть машин.
«Я даже не думал, что смогу выиграть сегодня, – сказал после гонки Михаэль. – Это был великий день, и мы по праву заслужили этот триумф – вся команда поработала на славу.
Если не считать проблем, возникших на середине дистанции с двигателем, в котором то и дело отключались один-два цилиндра, машина на мокрой трассе вела себя просто превосходно. Это лишний раз подтверждает, что нам предстоит много работы, чтобы понять, что с машиной не так в остальных гонках.
Впереди масса работы, но сегодня я просто наслаждаюсь этой победой, которую хотел бы посвятить всей команде».
Это было лишь началом великого шествия Шумахера в Ferrari. Британский Autosport в тот день вышел с заголовком «Волшебник из Ferrari», а в статье прошедшая гонка была названа одной из величайших дождевых гонок в истории автоспорта в исполнении Михаэля, достойной сравнения с чудесами Айртона Сенны в Эшториле в 1985-м и Донингтоне в 1993-м.
После этого заезда ни у кого не осталось сомнений в том, кто на ближайшие годы станет новым «человеком дождя».
Regenmeister был рожден...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько