«Забыть этот кошмар невозможно». Трагическая Имола-1994 глазами участников

1 мая 2020 в 15:01
Фото: flipboard.com

26 лет прошло с самого трагичного Гран При в современной истории Ф1. Коллеги Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны вспоминают тот поистине «черный» уик-энд…

Михаэль Шумахер

Benetton-Ford
Старт: 2 Финиш: 1

«Я ехал следом за Айртоном и видел его аварию. Но в тот момент я даже представить не мог, что последствия будут такими трагичными.

Знаете, это может звучать странно, но в тот уик-энд я впервые осознал, что в гонках, которые я так сильно люблю, может кто-то погибнуть. Прежде мне казалось, что в наше время смерть на гоночной трассе невозможна. Вечером того воскресенья я даже думал об уходе из гонок. Мы с Коринной долго об этом говорили». (Комментарий от 2011 года)

Айртон Сенна и Михаэль Шумахер на Гран При Сан-Марино-1994 © F1i
Айртон Сенна и Михаэль Шумахер на Гран При Сан-Марино-1994Фото: F1i

Деймон Хилл

Williams-Renault
Старт: 4 Финиш: 6

«После остановки гонки никто вокруг не понимал, что с Айртоном. Это знал только один человек – Сид Уоткинс.

Были тревожные слухи. Но команда пыталась оградить меня от этой информации. Да и я сам понимал, что надо отстранится от плохих мыслей. Всё, что я мог сделать в тот момент, – вернуться за руль и продолжить делать свою работу.

После гибели Роланда Ратценбергера в субботу казалось, что страшнее уже быть не может. Все в Формуле 1 были уверены, что времена, когда гибель гонщиков была обычным делом, остались далеко в прошлом. Для молодого поколения гонщиков и болельщиков произошедшее было шоком».

Деймон Хилл и Берни Экклстоун © Autosport.com
Деймон Хилл и Берни ЭкклстоунФото: Autosport.com

Никола Ларини

Ferrari
Старт: 6 Финиш: 2

«Во время церемонии награждения мы не знали, что с Айртоном. Было только известно, что он в больнице. В знак траура о Роланде мы отказались от шампанского. Но думали ли мы тогда, что Айртон погиб? Нет».

Подиум Гран При Сан-Марино-1994 © autosport.com
Подиум Гран При Сан-Марино-1994Фото: autosport.com

Мика Хаккинен

McLaren-Peugeot
Старт: 8 Финиш: 3

«Черный» уик-энд. По другому описать тот гоночный уик-энд я не могу. Это был один сплошной кошмар. Хочется повернуть время вспять и отменить тот Гран При.

Я считаю, что отменить этап надо было сразу после аварии Рубенса Баррикелло в пятницу. Очевидно, что новые машины не подходили трассе в Имоле. Нужно было признать: что-то идет не так. И тем более гонку следовало отменить после гибели Роланда. Мы не должны были выходить на старт в воскресенье. Понятно, что сейчас легко рассуждать и принять тогда такое решение было бы непросто. Но…»

Мика Хаккинен на Гран При Сан-Марино-1994 © @1990sF1
Мика Хаккинен на Гран При Сан-Марино-1994Фото: @1990sF1

Карл Вендлингер

Sauber-Mercedes
Старт: 10 Финиш: 4

«Проезжая Tamburello, я сразу понял, что в аварию попал кто-то из гонщиков Williams. Но поскольку место там очень скоростное, было невозможно понять, что именно произошло. Я только видел, что машина сильно разбита. А после остановки мой гоночный инженер Тим Райт сказал, что это Сенна, но с ним вроде бы всё в порядке.

Трагичная новость пришла уже после гонки. Помню, ко мне подошел Петер Заубер и со слезами на глазах сказал: «Айртона больше нет». Не могу передать словами, какой шок я испытал в ту секунду.

Это казалось чем-то невозможным. Столько лет в Формуле 1 не было смертельных аварий [с 1986-го] и тут за один уик-энд мы потеряли сразу двух гонщиков».

Карл Вендлингер © @1990sF1
Карл ВендлингерФото: @1990sF1

Хайнц-Харальд Френтцен

Sauber-Mercedes
Старт: 7 Финиш: 7

«Гоночный уик-энд в Имоле вспоминается как мистический и зловещий. Но не могу сказать, что накануне его старта у меня было какое-то предчувствие. До аварии Рубенса Баррикелло в первой квалификации в пятницу всё складывалось достаточно спокойно. А в субботу нас всех потрясла гибель Роланда Ратценбергера. С того момента стало понятно: трагические события следуют одно за одним и, возможно, эта цепочка продолжится.

Мы с Роландом были друзьями. Полтора года мы вместе гонялись в Японии, а в начале уик-энда встретились несколько раз и вместе фотографировались. Он был хорошим парнем. С Айртоном я тоже общался в тот уик-энд. Он спрашивал, как мне в Формуле 1, интересовался, как я попал в автоспорт. В общем, ему было интересно знакомиться с новичками.

После шокирующей гибели Айртона в гонке сложилось ощущение, что автодром в тот уик-энд окружили какие-то темные силы – слишком уж много трагических событий произошло за эти несколько дней. Серьезные аварии происходили и раньше, но в худшем случае обходилось травмами, а тут сразу два смертельных инцидента».

Хайнц-Харальд Френтцен © autosport.com
Хайнц-Харальд ФрентценФото: autosport.com

Мартин Брандл

McLaren-Peugeot
Старт: 13 Финиш: 8

«Тот уик-энд напомнил мне 1985-й, когда в гонках спорткаров часто происходили смертельные аварии и мы не понимали, почему их так много, и не знали, что произойдет в следующий раз.

Отчетливо помню, как я объезжал обломки от машины Williams в Tamburello. Сначала я думал, что в аварию попал Деймон Хилл. Только после возвращения на стартовое поле я узнал, что это на самом деле был Айртон. Нам сразу сказали, что с ним всё в порядке. В трансляции на ТВ-экранах в боксах мы видели, как он подвигал головой. Так что казалось, что всё будет хорошо. Но как мы знаем, фактически это было его последнее движение.

Серьёзные аварии происходили в повороте Tamburello и раньше, как с Герхардом Бергером в 1989-м, и всегда обходилось. Поэтому мы продолжили гонку. Мы ещё не знали, что Айртон погиб мгновенно...

После финиша гонки в паддоке стояла оглушительная тишина. Люди молча бродили туда-сюда. Поступало много противоречивой информации. Одним из первых о смерти Сенны мне сообщил Кеке Росберг. Я передал его слова Рону Деннису, он промолчал...»

Мартин Брандл © autosport.com
Мартин БрандлФото: autosport.com

Марк Бланделл

Tyrrell-Yamaha
Старт: 12 Финиш: 9

«Атмосфера в паддоке была подавленной весь уик-энд. Помню странное ощущение утром в воскресенье: даже после тяжелой аварии Рубенса в пятницу и гибели Роланда субботу казалось, что это ещё не всё. Но в то же время было какое-то ощущение смирения: да, мы рискуем, но это наша работа, надо продолжать.

Тяжелее всего в тот уик-энд было общаться с родными. Мой старший сын был уже достаточно взрослым и всё понимал, но я не хотел говорить с ним об этом. Помню тяжелый телефонный разговор с папой и мамой, но после этого разговора мне как раз стало легче. В команде, в паддоке нельзя было так давать волю эмоциям и приходилось держаться».

Марк Бланделл © @1990sF1
Марк БланделлФото: @1990sF1

Джонни Херберт

Lotus-Mugen-Honda
Старт: 20 Финиш: 10

«На самом деле авария не казалась такой уж страшной. Проезжая мимо, я видел разбитую машину Айртона – ничего серьезного. Так что я особо не волновался. А когда через несколько часов пришла эта трагическая новость, мы все осознали, насколько же хрупка человеческая жизнь.

Я хорошо знал Айртона. Он верил в бога, верил, что бог помогает ему и защищает его на трассе. Трудно было осознать, что всё закончилось вот так».

Джонни Херберт © @1990sF1
Джонни ХербертФото: @1990sF1

Оливье Панис

Ligier-Renault
Старт: 19 Финиш: 11

«Ужасный гоночный уик-энд. Забыть этот кошмар не получается даже спустя столько лет. Скажу честно, это самое худшее воспоминание за всю мою автоспортивную карьеру.

Когда гонку остановили мне, 23-летнему новичку, хотелось бросить всё и уехать прочь с автодрома. Но отменять гонку не собирались.

После того гоночного уик-энда Формула 1, в том числе усилиями Ассоциации пилотов Гран При (GPDA), многое сделала для повышения безопасности. Но очень грустно, что сподвигли нас к этому такие трагические события».

Остановка гонки в Имоле-1994 © @1990sF1
Остановка гонки в Имоле-1994Фото: @1990sF1

Герхард Бергер

Ferrari
Старт: 3 Сход

«После аварии Роланда Ратценбергера меня всего трясло, ноги подкосились. Я сомневался, что выйду на старт в воскресенье. Я не знал, хочу ли вообще дальше участвовать в гонках и рисковать жизнью. В конце концов я сосредоточился на своей работе, вышел на старт, но это решение далось мне очень непросто.

Это правда, что Айртон сильно переживал по поводу безопасности в тот уик-энд. До гонки мы много говорили на эту тему. Но то, что произошло... В Tamburello бывали и более ужасные аварии. Если бы не это стечение обстоятельств, которое привело к травме головы...

Как Айртон Сенна пытался предотвратить свою гибель

Сразу схода я отправился в больницу к Айртону. Тяжело вспоминать. Он был подключен к аппарату жизнеобеспечения и фактически был мертв. Тогда я видел его в последний раз».

Айртон Сенна и Герхард Бергер в паддоке Гран При Сан-Марино-1994 © @1990sF1
Айртон Сенна и Герхард Бергер в паддоке Гран При Сан-Марино-1994Фото: @1990sF1

Рубенс Баррикелло

Jordan-Hart
Не стартовал

«Всё, что я помню о своей аварии в пятницу: очень молодой и очень глупый гонщик хотел слишком быстро войти в поворот. Что было дальше я не помню: ни саму аварию, ни пребывание в больнице, ни визит Айртон ко мне в палату. Первое, что я помню: возвращение в паддок в субботу утром и как мне тяжело было дышать из-за сломанного носа.

Гонку я смотрел уже из дома в Англии. Кадры после аварии, когда Айртон движет головой, давали надежду, что он жив. Хотя, конечно, всё было совсем наоборот. Очень грустно вспоминать…

Знаете, что-то в тот уик-энд было не так. Хотите верьте, хотите – нет, но какие-то зловещие потусторонние силы присутствовали в Имоле в те выходные».

Авария Рубенса Баррикелло в пятничной квалификации Гран При Сан-Марино-1994 © www.p300.it
Авария Рубенса Баррикелло в пятничной квалификации Гран При Сан-Марино-1994Фото: www.p300.it

Дэвид Брэбэм

Simtek-Ford
Старт: 24 Сход

«После гибели Роланда мы с командой не знали, что делать. Вообще следовало отказаться от участия. Но ни команда, ни я никогда раньше не были в такой ситуации. В субботу вечером я сказал, что сяду за руль на разминке в воскресенье утром, а там посмотрим. В итоге я решил принять участие в гонке. Я посчитал, что это лучший способ поддержать команду.

Я замыкал пелотон на седьмом круге и место аварии проехал, когда пыль и обломки осели. Мне сначала показалось, что разбита машина Tyrrell. Сразу после остановки гонки не сразу стало понятно, кто попал в аварию. Подробностей не было, поэтому мы не знали, насколько всё серьёзно.

После схода на 27-м круге я решил не дожидаться финиша и сразу уехал домой. О смерти Айртона я узнал из новостей по телевизору. Я был в шоке. От этой шокирующей новости у меня закружилась голова, пришлось сесть на ближайшее кресло».

Дэвид Брэбэм © @1990sF1
Дэвид БрэбэмФото: @1990sF1

Джей-Джей Лехто

Benetton-Ford
Старт: 5 Сход

«Перед выездом из Монако в Имолу я обедал вместе с Роландом – мы были хорошими друзьями. На следующий день мы вместе поехали на Гран При. А в субботу его не стало, я видел его аварию в прямом эфире.

На следующий день погиб Айртон, мой кумир, с которым ещё в субботу вечером я тренировался в одном спортзале. А отлетевшее колесо от машины врезавшегося в меня на старте Педро Лами улетело на трибуну и травмировало пять человек. Такое не приснится даже в самом кошмарном сне».

Машина Джей-Джей Лехто после аварии на старте © autosport.com
Машина Джей-Джей Лехто после аварии на стартеФото: autosport.com

Педро Лами

Lotus-Mugen-Honda
Старт: 22 Сход

«Кошмарный был уик-энд: авария Баррикелло, смерть Ратценбергера, моя авария, гибель Сенны.

В момент аварии Сенны я общался с португальскими и бразильскими репортерами. Ни они, ни я, вообще никто не представлял, что всё так закончится. Я не мог поверить, даже когда вокруг начали говорить, что всё плохо. Никто не верил, что Айртон может погибнуть на трассе».

Авария Педро Лами на старте © autosport.com
Авария Педро Лами на стартеФото: autosport.com

Оливье Беретта

Larrousse-Ford
Старт: 23 Сход

«Я видел аварию в Tamburello. Не знал, чья это машина, но сразу понял, что удар был очень сильным. В этом скоростном повороте не было барьера из покрышек и какой-либо другой защиты – просто бетонная стена. Но я даже подумать не мог, что в аварию попал Сенна.

После остановки гонки я попытался узнать у ребят из команды, что произошло. И они сказали, что последствия очень серьезные. Тем не менее мы продолжили гонку.

Я не смог доехать до финиша в тот день. Через десять кругов после рестарта у меня сломался двигатель. После схода с трассы я пообщался с маршалами. Они рассказали подробности аварии Айртона и сказали: «Сегодня очень трагичный день». Добавить было нечего. Сложно передать словами, насколько тяжело было слышать эти слова».

Машины Айртона Сенны после аварии © autosport.com
Машины Айртона Сенны после аварииФото: autosport.com

Эрик Кома

Larrousse-Ford
Старт: 18 Сход

«В воскресенье утром я сидел рядом с Айртоном на брифинге пилотов. Он сказал мне: «Мы не можем так продолжать». Мы были в хороших отношениях с ним после Спа-1992, когда он фактически спас мою жизнь после аварии в тренировке. Мы оба были шокированы событиями двух предыдущих дней гоночного уик-энда.

В гонке как раз перед аварией Айртона я столкнулся с Эриком Бернаром и свернул на пит-лейн. Заезд был остановлен, но команда не знала, поэтому проверила машину и выпустила меня обратно. После некоторой путаницы маршалы разрешили мне выехать с пит-лейна. Но я доехал только до Tamburello – трасса была перегорожена маршалами, медицинскими машинами, уже прилетел медицинский вертолет. Мне оставалось только припарковаться и выйти из машины. Я видел Айртона, лежащего на земле в окружении медиков, и так хотел ему помочь, но понимал, что ничего не могу сделать. Ужасное чувство

Я не стал ждать рестарта, покинул трассу и сразу улетел домой в Лондон. Я вообще больше не хотел участвовать в гонках, но команда убедила меня продолжить сезон. Я получил такую психологическую травму, что десять лет ни с кем не говорил про тот эпизод после остановки в Tamburello».

Поворот Tamburello после аварии Айртона Сенны © autosport.com
Поворот Tamburello после аварии Айртона СенныФото: autosport.com

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8165/imola-1994-memories-from-senna-rivals

Комментарии для сайта Cackle