10 интересных фактов о первой в истории гонке Формулы 1
Формуле 1 – 70 лет. Официальный сайт чемпионата вспоминает гонку в Сильверстоуне 13 мая 1950 года...
1. Гонка прошла под двумя названиями
Невероятно, но факт: у первого в истории Гран При Формулы 1 было два статуса. Официально гонка называлась Гран При Европы. В те годы было нормальной и почетной практикой присвоить гонке такой статус. Но поскольку гонка проходила на территории Великобритании, да и ещё в присутствии королевской семьи, ей было присвоено второе название – Гран При Великобритании.
2. Woodcote был первым поворотом на трассе Сильверстоун
С 1952-го по 2011-й Woodcote был последним поворотом Сильверстоуна, а в 1950-м, наоборот – первым. Поэтому можно сказать, что этот поворот стал первым в истории гонок Формулы 1.
После Woodcote следовали Copse, Maggots, Becketts, Chapel, Stowe, Club и Abbey, выводивший на главную прямую со стартовым полем в порядке 4-3-4.
3. На гонке присутствовала королевская семья
120 тысяч зрителей пришли на автодром Сильверстоун в день гонки. Хотя, конечно, самыми почетными гостями стали король Великобритании Георг VI, королева Елизаветой и принцесса Маргарет.
4. Участие в гонке приняли Тайский принц и швейцарский барон
В начале своего существования Формула 1 была уделом аристократов, нежели спортсменов. Среди 21 гонщика на старте в Сильверстоуне были такие личности, как наследный принц Таиланда Бирабонгзе Банудей Банубанд, более известный как принц Бира, и швейцарский барон Туло де Граффенрид.
Бира, который оставался единственным тайским гонщиком Формулы 1 до Алекса Албона в 2019-м, стартовал пятым и не добрался до финиша – кончилось топливо. А де Граффенрида подвел двигатель.
5. Темп в гонке задавали три «Фа»
К 1950-му гоночному автомобилю Alfa Romeo 158 было уже 13 лет. Но благодаря 1,5-литровому мотору V8 мощностью 350 л.с. эта машина оставалась лучшей в своем классе. Поэтому трио гонщиков итальянской марки Луиджи Фаджиоли, Джузеппе Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио, чьё трио получило название Три «Фа», с легкостью опередили соперников. В квалификации они заняли три первых места и привезли секунду даже напарнику Реджу Парнелу.
На протяжении 70 кругов и двух с лишним часов три ведущих гонщика Alfa Romeo несколько раз менялись местами. Победил в итоге Фарина, опередивший на 2,6 секунды Фаджилио. А третьим финишировал Парнелл. Фанхио выбыл из-за поломки выхлопной трубы, которую, как считается, повредил при столкновении с соломенным тюком в повороте Stowe.
6. Не обошлось без зверюшек на трассе
Почти каждый сезон в Формуле 1 в одной или нескольких гонках на трассе появляются представители местной фауны – бобры, чайки, совы и даже вараны. Самая первая гонка в 1950-м не стала исключением. На трассу выбежал заяц – Редж Парнелл не успел увернуться и сбил незадачливое животное. С вмятиной на капоте британец добрался до финиша.
7. Средний возраст гонщиков – 39 лет
Трем участникам Гран При Европы/Великобритании было за 50 лет: Луиджи Фаджиоли – 51, Луи Широну – 50, Филиппу Этанселену – 53. Пятерым было за 40, в том числе победителю гонки Джузеппе Фарине (43).
Самому молодому гонщику, британцу Джеффу Кроссли было 29 лет.
8. На 11-м месте финишировал джазовый музыкант
На старт в Сильверстоуне-1950 вышел джазовый музыкант, и это не шутка. Англичанин с бельгийским паспортом Джонни Клэз квалифицировался последним, проиграв даже секунду гонщику на предпоследнем месте. По крайней мере он доехал до финиша – тоже на последнем месте и с отставанием шесть кругов от победителя.
9. Неудавшийся дебют BRM
Новый британский конструктор BRM планировал выйти на старт. Но автомобиль под управлением основателя компании Раймонда Мейса сломался после нескольких демонстрационных кругов перед стартом. Дебют Type 15 в гонках Формулы 1 состоялся только через год, там же в Сильверстоуне.
10. Гонку поддержки чуть не выиграл Стирлинг Мосс
Одним из главных героев гонки поддержки 500cc стал 20-летний Стирлинг Мосс. Будущий неоднократный претендент на титул в Формуле 1 сражался за победу вплоть до последнего поворота, но двигатель на его Cooper-JAP в самый последний момент дал сбой – отказал цилиндр – и Моссу пришлось довольствоваться вторым местом.