Не пора ли самородку раскрыть свой талант?
В этом сезоне Ромен Грожан понемногу утрачивает реноме молодого таланта, но выступления в Сильверстоуне – и в особенности на Нюрбургринге – позволяют предположить, что француз все еще может преуспеть в Ф1, считает Эд Стро
На старте гонки в Сильверстоуне между машинами Ромена Грожана и Марка Уэббера произошел контакт, в результате которого куда большие потери понес австралиец.
Такое бывало и прежде, но в отличие от прошлогоднего этапа на Сузуке, где после гонки Уэббер пытался ворваться во владения Lotus, чтобы поговорить с французом по душам, события развивались иначе.
И все же, в первый момент виновником столкновения многие сочли именно франко-швейцарского пилота, причем главным основанием для такого вывода стала его репутация. В действительности же это был обычной гоночный инцидент, вызванный неудачным стечением обстоятельств. Грожан сделал все возможное, чтобы минимизировать последствия от неизбежного контакта, когда оказался зажат между машинами Уэббера и Дженсона Баттона.
В этом сезоне Грожану есть, что доказывать. Некоторые сомневались в правильности решения Lotus продлить соглашение с гонщиком, но, учитывая талант француза, его просто нельзя было сбрасывать со счетов столь скоро.
2013-й многие называют тем самым годом, который и предопределит дальнейшую судьбу чемпиона GP2 в Больших Призах. На бумаге сейчас все выглядит так, что вероятность "уйти" для француза сейчас куда выше, нежели "остаться".
В активе Грожана всего 41 очко в сравнении со 118-ю зачетными баллами его товарища по команде Кими Райкконена. Не считая пары подиумов, завоеванных в Бахрейне и в минувшей немецкой гонке, Ромен добился лишь нескольких финишей в конце зачетной десятки. А до этапа в Германии пилот в четырежды кряду оставался с "баранкой" – включая уик-энд в Монако, который из-за многочисленных аварий стал для пилота настоящей катастрофой.
Среди семи команд, оба пилота которых зарабатывали очки, лицевой счет француза в сравнении с напарником впечатляет меньше всего. И хотя Грожан по чистой скорости едва ли уступает чемпиону мира 2007 года, трехкратное отставание от напарника не может считаться удовлетворительным результатом.
Лучшее процентное соотношение очков товарищей по команде
(в скобках указан пилот, набравший большее количество зачетных баллов)
Нико Росберг (Льюис Хэмилтон) 84,8%
Даниэль Риккардо (Жан-Эрик Вернь) 84,6%
Адриан Сутиль (Пол ди Реста) 63,9%
Марк Уэббер (Себастьян Феттель) 59,2%
Серхио Перес (Дженсон Баттон) 48,5%
Фелипе Масса (Фернандо Алонсо) 46,3%
Ромен Грожан (Кими Райкконен) 35,3%
Грожану еще повезло, что этот материал публикуется после Нюрбургринга – до немецкой гонки его показатель в сравнении с Кими и вовсе составлял 26,5%.
Перед стартом этого сезона долгосрочные перспективы Ромена вызывали определенное сомнение, но на сегодняшний день ситуация осталось прежней - пилот сохранил свое место за рулем машины, а команда пока не объявила о контракте с кем-то другим. Многие задаются вопросом: почему? Дело в том, что даже неважная статистика не мешает Грожану продолжать выступления, и на то есть несколько весомых причин.
Многие считают, что в этом есть личная заинтересованность со стороны руководителя Lotus Эрика Булье, которого всегда воспринимали как менеджера Ромена. И хотя в этом действительно есть доля правды, их профессиональные отношения выстроены несколько иначе. Булье отвечает за программу развития молодых пилотов Gravity Sports, которая имеет непосредственное отношение к компании Genii, владеющей Lotus. Будучи главой как команды, так и программы развития молодых пилотов, Булье заинтересован в Грожане по одной простой причине: тот обладает редким природным талантом. И Эрик все равно окажется прав, продолжая сотрудничество с пилотом, даже если этот талант так никогда и не удастся раскрыть.
«Люди продолжают так говорить, но я вовсе не его менеджер, - объясняет Булье, который перед своим назначением на должность руководителя команды был не слишком хорошо знаком с Грожаном – и едва ли не первым делом, заняв кресло босса в Энстоуне, отказался от его услуг! – Я всего лишь возглавляю программу поддержки молодых пилотов от имени Genii. Здесь важно разграничивать понятия».
Булье переходит к объяснениям, почему он твердо продолжает поддерживать Грожана, за плечами которого уже 34 старта в Гран При. Его аргументы звучат убедительно, не в последнюю очередь потому, что они точно совпадают с моим собственным мнением об огромном потенциале Ромена, который ему лишь от случая к случаю удается демонстрировать в гонках Ф1. Безусловно, Булье все делает правильно, создавая для Грожана максимально благоприятные условия, чтобы тот смог раскрыться.
«Я выбрал Ромена, поскольку он обладает по-настоящему редким талантом, и буду поддерживать его до тех пор, пока не пойму, что он больше не способен добиваться высоких результатов, - говорит Булье. – Я сам прошел путь из младших серий, начиная с самых низов, и редко когда встречал гонщиков, обладающих такой скоростью. Журналисты продолжают меня спрашивать, почему я его поддерживаю, но все в паддоке знают, насколько Ромен талантлив и как редко удается отыскать столь способного пилота.
Если он сможет сделать это [реализовать свой потенциал], мы сорвем большой куш. За нас будет выступать пилот, способный бороться за победы как в гонках, так и в чемпионате. Если ему этого не удастся, что ж, ничего не поделаешь. Но нам стоит рискнуть».
Комментарии Булье дает понять, что для него это своего рода азартная игра. Безусловно, главный вопрос сейчас в том, сможет ли пилот вообще раскрыть свой потенциал, а не когда это произойдет.
На этапе в Монте-Карло Грожан был быстр, но попал в две серьезные аварии, в одной из которых разбил машину о барьер, а в другой – налетел сзади на автомобиля Даниэля Риккардо. Этого оказалось достаточно, чтобы даже самые преданные поклонники француза стали задаваться вопросом, а сможет ли вообще пилот когда-либо собрать все компоненты воедино. Шансы на это еще остаются, и Булье, понятное дело, разделяет эту позицию.
«Пока что нельзя говорить, что он выступает блистательно – или проваливается раз за разом, - оценил глава Lotus результаты Грожана в этом сезоне. – Как вы можете заметить, он справился с проблемами, преследовавшими его в прошлом году, что позитивно. Правда, из-за этого в первых трех гонках Ромен был излишне консервативен, однако уже на этапе в Бахрейне ситуация круто поменялась.
В неудачном выступлении в Барселоне нет его вины, на машине возникли неполадки с подвеской. Если бы их удалось избежать, Ромен поднялся бы на подиум. Быть чуть позади Кими вовсе не зазорно, именно этого мы от него и ожидаем. Да, в Монако все прошло не лучшим образом, но в квалификации в Канаде на трассе в самый неподходящий момент появились желтые флаги, а затем и вовсе пошел дождь - после чего он уже не мог что-то изменить.
Безусловно, Ромен добился прогресса в сравнении с прошлым годом. Когда вы сталкиваетесь с трудностями, всегда сложно продолжать движение вперед, но именно это качество и отличает настоящих чемпионов. В некотором смысле Ромен удивил меня, поскольку смог преодолеть неприятности своего дебютного сезона [2012 года]. Но сейчас ему нужно сделать еще один шаг вперед, поверить, что он действительно способен бороться как за победы в отдельных гонках, так и за чемпионский титул. Это должно изменить его психологию».
В Сильверстоуне Грожан вновь не смог завоевать очков, но были и позитивные моменты. Он опередил своего напарника в квалификации впервые с прошлогоднего Гран При США (хотя всего и на семь сотых секунды) и боролся с ним в первой части гонки, но затем попал в трафик и в итоге сошел с дистанции из-за усугубившихся проблем с передним актикрылом.
[Но уже через неделю на этапе в Германии Грожан продемонстрировал именно то, чего от него и ждут в команде. Он лишь немного уступил своему напарнику в квалификации, заняв на старте пятое место, а в воскресенье и вовсе выглядел быстрее чемпиона мира 2007 года, запомнившись самым длинным первым отрезком на мягких шинах. В итоге француз вынужден был пропустить товарища по команде лишь после приказа с командного мостика, которому повиновался беспрекословно. Впервые с апрельского этапа в Бахрейне поднявшись на подиум, пилот сохраняет уверенность, что в будущем у него еще будет шанс поспорить за победу].
Вопрос заключается лишь в том, способен ли он регулярно добиваться высоких результатов? Пока что у нас, к сожалению, есть все основания считать супербыстрого Грожана и Грожана, умеющего избегать ошибок, двумя абсолютно разными людьми. Если вы посмотрите на француза, когда он мчится по трассе, то вам становится ясно, что порой он действует почти инстинктивно, несчетное количество раз корректируя траекторию движения в виражах.
А что, если столь высокая скорость гонщика обусловлена постоянным пилотированием на пределе возможного – из-за чего, безусловно, зачастую возникают ошибки? Но если спросить Булье, являются ли скорость и стабильность двумя несовместимыми понятиями, и босс Lotus даст решительный ответ.
«Нет, я так не считаю, - уверен Эрик. – Формула 1 предъявляет очень высокие требования. Для того, чтобы регулярно быть на вершине, вам нужно полностью отдаваться гонкам. Никакие внешние факторы не должны отвлекать вас – будь то личная жизнь, друзья или СМИ. И Ромену нужно добавить именно в этом компоненте».
Об этом уже говорилось ранее. В прошлом году - после того, как Грожана отстранили от участия в Гран При Италии после случившейся по его вине массовой аварии в первом повороте на этапе в Спа, Булье как раз говорил, что нужно свести к минимуму влияние отвлекающих факторов, которые мешают французскому гонщику. Каждый из них сказывается на его выступлениях. В профессиональном спортсмене есть множество качеств, которые могут навредить таланту – очевидно, самую главную проблему Грожана стоит искать на психофизическом уровне. Он продолжает посещать психолога, но, возможно, пилоту просто стоит перенять немного уникального спокойствия, которым так славится его товарищ по команде.
Похоже, жалобы на проблемы с машиной в начале сезона были, хотя бы отчасти, вызваны слишком большим вниманием, которое он пытался уделить настройкам машины - в результате Грожан просто не понимал, в каком направлении стоит двигаться.
«Если вы по-настоящему хотите чего-то добиться, то в первую очередь фокусируетесь на главных составляющих, - сказал Булье. – Возможно, Ромен принимал во внимание просто слишком много вещей. Ему следует действовать по примеру товарища по команде - концентрироваться на главном, а остальное придет.
Всегда нужно четко контролировать свои действия. В Ф1 важно умение сосредотачиваться и не обращать внимания на то, что несущественно для интересов дела».
У Грожана есть не так много времени, чтобы научиться этому. Булье и Lotus предоставляют ему все возможности, чтобы раскрыть свой потенциал, но если до конца сезона французу не удастся достичь поставленной цели, то очень маловероятно, что ему дадут еще один шанс.
Но независимо от того, оправдает ли Грожан возложенные на него надежды, решение Lotus поддерживать француза можно считать правильным – не в последнюю очередь потому, скорость напарника подстегивает Райкконена, гарантируя нам, что не будет почивать на лаврах в статусе безоговорочного лидера команды.
«Редко можно встретить таких гонщиков, как Ромен, - признается Булье. – Он как неограненный алмаз, которые требует дальнейшей полировки.
Мы не собираемся поддерживать его вечно, если он не будет приносить нам результатов – но основная проблема, мешающая делать это, скрывается у него в голове. Ромен должен поверить в себя, обрести зрелость и уверенность в своих силах, поскольку эти качества и отличают настоящих чемпионов.
Он побеждал во всех сериях, в которых прежде участвовал, так что прекрасно знает, как выигрывать гонки. Да, возможно, тогда он превосходил своих соперников в масштабе дарования - но даже по меркам Ф1 у него достаточно способностей, чтобы стать чемпионом мира.
Ромену просто необходимо раскрыть собственный талант и выкинуть из головы все свои страхи».
Если говорить о нынешней ситуации, то неумолимо приближается момент, после которого в Lotus поймут: французу так и не удастся реализовать все свои возможности, и пора отказываться от его услуг в пользу проверенного временем пилота, который пусть и не настолько талантлив, но способен более эффективно распоряжаться собственной скоростью.
Ромен уже оказывался в подобной ситуации. После того, как тогдашняя Renault [она же нынешняя команда Lotus] отказалась от его услуг по окончании 2009 года, пилот покинул формульные гонки, оставив лишь короткий след в истории Больших Призов. Но он оказался достаточно силен психологически, чтобы вернуться - и сейчас ему вновь нужно собраться с силами, чтобы сделать еще один качественный шаг вперед.
За прошедшие полтора года мы видели лишь проблески настоящих способностей француза. Но сейчас Грожан должен демонстрировать их регулярно. Пилот уже пять раз поднимался на подиум, что доказывает его потенциал, но ему необходимо регулярно бороться в группе лидеров.
Способен ли он на это? Безусловно.
Сможет ли? Возможно.
Но и время не стоит на месте.