Что необычного в победе Льюиса Хэмилтона на Гран При Испании?

Марк Хьюз
17 августа 2020 в 21:59
Фото: AMuS

Почему доминирование действующего чемпиона мира Формулы 1 от старта до финиша в Барселоне можно назвать выдающимся? Объясняет Марк Хьюз...

Это было виртуозное выступление Льюиса Хэмилтона! Понимаю, звучит противоречиво, учитывая, что ключевым фактором в гонке были шины. Но да, это был один из тех дней, когда великий чемпион ловит кураж и выдает нечто из ряда вон выходящее.

Перед началом гоночного уик-энда команда Mercedes не знала, как будет сочетаться августовская жара в Барселоне с работой шин в скоростных поворотах. Предполагалось только, что машина действующих чемпионов хуже взаимодействует с резиной, чем машина Red Bull Racing. Но на пятничных тренировках команда убедилась в отсутствии пузырения шин, доставившего немало проблем в гонках на Сильверстоуне. Также выяснилось, что на серии из десяти кругов Red Bull Racing едет в одном темпе с ними, несмотря на отставание в секунду в квалификационном темпе. Но представления о поведении машин и шин на полном отрезке – от первого круга и до пит-стопа – ни у кого не было. Десять кругов подряд – это максимум на тренировках, учитывая, что в программах на свободные заезды у команд есть и другие задачи.

Так что выяснить ключевой вопрос относительно шин не удалось. А в Барселоне всегда на первом месте даже не ресурс шин, а то, как падает время круга в зависимости от деградации шин. Итак, что же мы увидели после десяти кругов в воскресенье?

Льюис Хэмилтон © AFP
Льюис ХэмилтонФото: AFP

Дальше десятого круга

Первые десять кругов после старта все пилоты ехали очень медленно – на 9-10 секунд медленнее, чем в квалификации. Все старались избежать термической деградации шин. Как правило, потеря примерно 5,5 секунды в начале гонки – это следствие полных баков. Еще 1,5 секунды – консервативный режим мотора, 1 секунда – характеристики шин. А оставшиеся 1-2 секунды – это действия гонщиков как раз по предотвращению деградации, когда основа шины перегревается, становится слишком гибкой и больше не поддерживает должным образом протектор. При деградации шин гонщик может терять до трех секунд на круге или даже больше – зависит от состояния протектора. Именно поэтому команды постоянно информируют гонщиков о температуре резины. По мере износа протектора резина сохраняет меньше тепла, и проблема становится менее острой. Так что первые десять кругов Гран При Испании гонщики в первую очередь следили за резиной, старались не приближаться к конкурентам впереди и избегать турбулентного потока, повреждающего шины.

Но это ведь ненастоящие гонки, скажите вы. Как сказать, ведь гонщику надо ещё суметь найти баланс.

До 10-го круга Макс Ферстаппен держался в 1,5 секунды позади Льюиса Хэмилтона. Но потом Хэмилтон прибавил на 1 секунду. На следующем круге – на 1,5 секунды, затем – на 1,7 секунды. Теперь гонщик Mercedes ехал практически на пределе возможностей машины и при этом не перегревал шины. Ферстаппену ответить было нечем. «Как только Льюис прибавил, я понял, что всё, борьба закончена», – сказал Макс после финиша. И это нельзя назвать пораженческим настроением, просто голландец признал суровую действительность. Как только он начинал атаковать, шины перегревались.

Основной задачей Ферстаппена, начиная с того момента, было удержать позади второго гонщика Mercedes Боттаса, провалившего старт, и он успешно справился с этой задачей. После потери времени в борьбе с Лэнсом Строллом на первых четырех кругах Боттасу оставалось только вынудить Ферстаппена атаковать сильнее на первом отрезке и, следовательно, перегреть шины. Но как только он принялся сокращать отставание, Red Bull Racing тут же позвали Макса на пит-стоп. Благодаря раннему пит-стопу голландец проехал несколько быстрых кругов и отыграл 1,2 секунды у Боттаса. На второй отрезок финн ушел с отставанием 4 секунды от пилота Red Bull Racing. При этом вновь нужно было следить за температурой шин, поэтому Валттери очень медленно догонял Макса, у которого было преимущество в виде отсутствия турбулентного потока, так как Хэмилтон уже был далеко впереди.

Но даже приблизившись Боттас ничего не мог сделать. «С каждым годом уровень прижимной силы становится всё выше и преследовать соперника становится всё сложнее. Поэтому потеря позиций на старте очень дорого обходится», – прокомментировал гонщик Mercedes. А если не удается выйти вперед и гонщик находится в интервале 1,5 секунды до соперника, значит, он напрасно убивает шины.

Ферстаппен воспользовался своим преимуществом над Боттасом в положении на трассе и раньше финна заехал на второй пит-стоп. В Mercedes, наоборот, оттянули остановку на семь кругов и переобули Валтери в Soft, чтобы все-таки попробовать догнать и обогнать Ферстаппена. Попробовать, конечно, стоило, но этот ход не помог Боттасу выбраться из ловушки, в которую он загнал себя, провалив старт. В итоге он заехал еще раз и на свежем Medium показал лучшее время круга. «Идея с переходом на мягкие шины была неплохой, но атаковать на этих шинах оказалось невозможно – они сразу перегревались», – объяснил гонщик Mercedes.

Хэмилтон же до конца гонки находился собственной лиге. «Я контролировал отрыв, хотя и ехал на несколько секунд медленнее, чем мог. Шины оставляли желать лучшего», – прокомментировал шестикратный чемпиона мира Формулы 1 после финиша. Он нашел идеальный баланс в условиях, при которых надо было ехать медленнее всех...

Источник: https://www.motorsportmagazine.com/articles/single-seaters/f1/mph-hamiltons-extraordinary-drive-in-the-zone-at-the-spanish-gp

Льюис Хэмилтон © AFP
Льюис ХэмилтонФото: AFP

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle