Peugeot 208 T16 - новое поколение группы В?
Весь мир просто сошел с ума, впервые увидев монстра Себастьена Лёба - Peugeot 208 T16 Pikes Peak. Дэвид Эванс анализирует, на какие области прототипа французской компании стоит обратить внимание организаторам чемпионата мира по классическому ралли
В 1997 году, когда машины категории А сменила техника, разработанная в соответствии с новыми правилами WRC, Дэвид Ричардс [на тот момент босс Subaru] произнес свою знаменитую фразу: «Я хочу, чтобы Subaru Impreza выглядела так, словно мчится со скоростью 160 км/ч даже в тот момент, когда просто стоит на стоянке». Так и было вплоть до того момента, пока не родилась предназначенная специально для Себастьена Лёба Peugeot 208 T16 Pikes Peak, которая по всем статьям затмевает творение инженеров команды Дэвида Ричардса.
Победитель Ралли Акрополис тоже попал под чары этой машины.
«Она невероятно красивая, - сказал он. – На машине установлены большие антикрылья, она выглядит просто отлично. Мне бы хотелось сесть за руль чего-то подобного».
208 T16 заставляет любую нынешнюю машину Мирового ралли выглядеть самой что ни на есть обычной, и причина этого в том, что техника WRC похожа между собой, а творение Peugeot - единственное в своем роде. Лёб, ранее в этом месяце поднявшийся на холм Pikes Peak в окрестностях американского города Колорадо, получил в свое распоряжение в два раза большую мощность и на треть меньшую массу в сравнении с его хэтчбеком DS3 WRC. Именно это и делает 208 T16 для него особенной.
«Все просто, - сказал Лёб с улыбкой на лице. – Здесь на один килограмм массы приходится одна лошадиная сила».
ТЕХНИКА
В этом году дороги на 20-километровом подъеме на холм Pikes Peak впервые полностью застелены асфальтом, так что Peugeot была построена больше как кольцевая машина, нежели раллийная. В ней реализованы многие разработки, которые нашли применение в кольцевых гонках, включая двигатель мощностью 875 л.с., большое заднее антикрыло и подвеска, которая была сконструирована специально для асфальтового покрытия, а не гравийного.
Франсуа-Ксавье Демесон, технический директор VW и один из создателей хэтчбека Polo R WRC, знает, что способен сделать подобный автомобиль, который будет приспособлен и к гравийным дорогам - потому как французу однажды это уже удалось. Несколько лет назад Демесон возглавлял команду Петера Сольберга, и они совместно с норвежцем построили автомобиль Citroen Xsara Pikes Peak.
«На машине Петера стоял тот же мотор, что и на Peugeot 208 T16, - сказал Демесон, - но мы разрабатывали машину для трассы, где присутствовали оба типа покрытия. На гравии всю эту мощь и крутящий момент реализовать очень сложно.
С передним и задним антикрыльями 208 T16 производит прекрасное впечатление. Внешний вид машины просто завораживает, а аэродинамический обвес обеспечивает львиный уровень прижимной силы. Создание такого автомобиля должно обойтись дешевле, чем нынешней машины Мирового ралли – здесь просторная рама, большой двигатель и полный привод. Но пилотирование такой машины слишком опасно, когда с обеих сторон дороги растут деревья».
ПРОБЛЕМА
Пилот VW Яри-Матти Латвала считает, что в будущем 208 T16 Pikes Peak должна участвовать в чемпионате мира по классическому ралли. Принимая во внимание высокий уровень прижимной силы, на гравийных дорогах в скоростных поворотах машина обеспечивала бы высокий темп.
Финн сказал: «Когда в чемпионате использовалась техника группы В, автомобили были очень быстры на прямых, но в поворотах пилотам приходилось серьезно сбрасывать скорость, поскольку уровень развития подвески не был столь высок. Сейчас ситуация изменилась, так что мы могли бы получить большую скорость и атаковать в поворотах еще сильнее».
А вот о чем беспокоится руководитель этого проекта спортивного подразделения Peugeot Жан-Кристоф Палье, человек, создавший 208 Т16.
«Думаю, многие инженеры хорошенько бы подумали, прежде чем отправить эту машину на раллийные спецучастки, - сказал француз. – Нам повезло, что за рулем 208 T16 Pikes Peak был Себастьен Лёб, но не каждый пилот на него похож.
В компании любят развивать проекты, где требуются максимальные скорости. Мы выражаем себя, работая не только над поиском еще большей мощности, но и развиваясь в области аэродинамики и внедряя новые технологии. Тем не менее, все должны понимать, что живут в реальном мире, и в классическом ралли столь высокие скорости несут в себе слишком большую опасность.
208 T16 невероятно быстрая машина - мы говорим об уровне скоростей Формулы 1».
МНЕНИЕ ЛЁБА
«Я не считаю, что участие в ралли на этой машине станет когда-либо возможным, - сказал девятикратный чемпион мира. – Это машина для кольцевых гонок, а не для ралли».
Сомнения француза также основаны на том факте, что раллийные автомобили должны быть универсальными и справляться с различными типами покрытия, от снега и льда до камней и булыжников, от разбитого бетона и до супергладкого асфальта.
«Посмотрите на её размеры, - сказал он. – Межколесное расстояние слишком велико для большинства дорог, которые используются в ралли - где не столь важны аэродинамические показатели, в то время как здесь они играют важную роль.
В обычном ралли вам никогда не представится возможности реализовать весь потенциал этой техники. Раллийный автомобиль должен быть восприимчив ко всем условиям, а эта машина - узкой направленности».
Хотел ли француз получить в свое распоряжение 875-сильный мотор, когда окажется на своем домашнем и последнем в карьере этапе чемпионата мира по классическому ралли?
«Я в этом не уверен, - сказал он. – Не думаю, что в этом есть необходимость. Современные машины вполне хороши: они эффективно позволяют вам добиваться от них максимума, к тому же на гравии пилотировать такой автомобиль очень весело.
Я не знаю, есть ли необходимость в увеличении мощности, возможно, было бы неплохо получить еще пару лошадиных сил на асфальте, но на гравии все отлично. Я считаю, было бы здорово принять участие в гонке на этой машине, но не уверен, что выступление на таких супербыстрых автомобилях пошло бы Мировому ралли на пользу.
Вам нужно знать, как правильно использовать этот автомобиль: далеко не факт, что он подойдет всем раллийным дорогам и каждому пилоту».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маловероятно, что прототип французской компании 208 T16 Pikes Peak выйдет на старт ближайшего этапа чемпионата мира в Финляндии. Тем не менее, у этой красотки определенно есть, что позаимствовать.
Просто взгляните на нее. А теперь давайте сделаем так, чтобы машины чемпионата мира по классическому ралли выглядели подобным образом. Прибавьте им более агрессивные аэродинамические формы и сделайте межколесное расстояние шире.
Все это можно сделать всего за одну ночь, причем оставив внешнюю схожесть с дорожными машинами и сохранив необходимый уровень безопасности. Еще одним не менее важным элементом, чем внешний вид, является звук мотора.
На холостом ходу прототип 208 T16 едва сдерживает всю свою агрессию и рев двигателя, который при едва уловимом увеличении оборотов стремительно вырывается наружу. Было бы здорово заставить звучать машины Мирового ралли подобным образом, после чего болельщики остались бы просто в восторге.