Гран При Германии: обзор гонки от Марка Хьюза
Себастьяну Феттелю пришлось постараться, чтобы оставить позади пилотов Lotus, которые весьма убедительно провели гонку в Германии. Марк Хьюз считает, что на этот раз мы не увидели ничего искусственного или надуманного
До финиша оставалось пять кругов. Ромен Грожан только что пропустил вперед Кими Райкконена, предоставив ему оперативный простор. По мере того, как захватывающая гонка, проходившая прекрасным летним днем на Нюрбургринге, неумолимо близилась к все более непредсказуемому завершению, финн все интенсивнее сокращал отставание от Red Bull лидирующего Себастьяна Феттеля.
Машина Lotus демонстрировала прекрасную управляемость а передние колеса, вне зависимости от выбора резины, на протяжении всей дистанции обеспечивали отличное сцепление.
В медленных поворотах Lotus ничем не уступала Red Bull, но при этом также демонстрировала отменную скорость также на выходе из быстрого профилированного правого 11-го поворота, который выводит на заднюю прямую, где можно задействовать подвижное заднее крыло. Именно здесь ранее по ходу гонки Райкконену удалось пройти Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона.
Чем меньше оставалось кругов, тем ближе подбирался Кими к лидеру – 2,5 секунды, затем 2,1 с, 1,6 с, 1,2 с. По итогам предпоследнего круга Райкконен прибавил еще, отставание уже не превышало одной секунды, и финн получил возможность использовать DRS.
Однако на точке замера отрыва, которая находится между заездом на пит-лейн и последним поворотом, за которым начинается стартовая прямая, разница между ним и Себом все же была больше секунды. Здесь наилучшим образом демонстрировали себя более агрессивные настройки Red Bull, являющиеся залогом ее аэродинамической эффективности.
Обе машины мчались мимо заполненных трибун, двигатели Renault исполняли свою симфонию, демонстрируя по мере переключения передач богатство звукового диапазона – разгон до 300 км/ч, затем резкое торможение до второй передачи с перегрузкой в 5g перед шпилькой на входе в секцию Mercedes Arena. Здесь в медленных поворотах наиболее важна мягкость подвески, поэтому Райкконена отделяло от Феттеля уже всего несколько метров, но Кими на долю секунды утратил стопроцентный контроль над машиной, задок чуть бросило наружу и внешнее колесо оказалось на грязном асфальте.
Выйдя из четвертого поворота, они начали разгон по короткой прямой по направлению к пятому, быстрому левому, расположенному на спуске – нюрбургский замок невозмутимо наблюдал с холма за сражением современных рыцарей без страха и упрека, – затем затяжной правый на третьей передаче, новый разгон по чуть изогнутой прямой, вход в немного профилированную шпильку Dunlop с торможением от 270 до 100 км/ч.
Погоня продолжалась. Левые задние колеса обеих машин коснулись выкрашенного зеленой краской покрытия зоны безопасности за бордюрами, затем круто вверх по склону, на шестой через «эски» Михаэля Шумахера, седьмая на выходе – и затем за горизонт к точке замера перед второй зоной DRS.
На этот раз Райкконену удалось достаточно приблизиться к Феттелю, так что после профилированного левого десятого поворота, который проходится на четвертой передаче, а также быстрого 11-го на спуске с холма Кими смог воспользоваться DRS. Последний раз приближаясь к шикане, финн планировал провести атаку с открытым крылом и лишить чемпиона первой победы на домашнем для него этапе. И если бы у Кими все получилось, для него, в свою очередь, этот успех на немецкой земле тоже стал бы самым первым – причем с 16-й попытки завоевать этот Гран При…
Всего двумя днями ранее ничто не предвещало хорошего выступления Lotus: Red Bull Racing и Mercedes были безоговорочно сильнее всех, а Ferrari и команда из Энстоуна могли сражаться только за лучшую роль второго плана. Однако комбинация новой задней резины (её впервые использовали в гонке, изменив конструкцию после череды отказов в Сильверстуоне) и отменной погоды, при которой температура асфальте поднялась до 43 градусов и продолжала расти после старта гонки, изменила расстановку сил.
Машины Mercedes снова, как и в Барселоне, превратились в безжалостных пожирателей резины, а скорость Lotus оказалась даже немного выше, чем у Red Bull. С Ferrari же ситуация выглядела странно – на составе Medium, который называли козырем Скудерии, темп был до разочарования низким, но как только Алонсо перешел на Soft, выяснилось, что и он может быть опасным соперником.
По итогам тренировок все говорило о том, что почти для всех в предстоящей гонке возможна была только тактика с двумя остановками – настолько выносливой показала себя резина Medium. Что до Soft – по идее, мягкий состав едва ли позволил бы проехать даже 10 кругов, передние шины неизбежно должны начать гранулироваться.
Однако условия на трассе в воскресенье способствовали меньшему износу мягких шин и более быстрому – жестких. По этой причине – а также из-за очень неподходящего с тактической точки зрения момента выезда на трассу машины безопасности – команды были вынуждены перейти на тактику с тремя остановками.
Слабый старт Льюиса Хэмилтона, которого уже на пути к первому повороту справа обогнал Феттель, ставший лидером, а слева – Уэббер, занявший вторую позицию, оказался лишь началом проблем Mercedes в этот день.
Стала ясно, что их сильные выступления на предшествующих этапах были связаны скорее с тем, что там попросту было недостаточно жарко, и шины оставались в комфортной зоне – а вовсе не с тем, что команде удалось добиться качественного прорыва в решении самой сути вопроса с чрезмерным износом. Так что в гонке Льюис смог в итоге финишировать лишь пятым, несколько поумерив пыл Mercedes, где уже было решили побороться за титул.
Ну а в Lotus, нет сомнений, от души надеются как раз на продолжительное и жаркое лето. Сразу после старта Райкконен подобрался к Хэмилтону в секции Mercedes Arena, Грожан попробовал по внешней объехать Кими, но заблокировал внутреннее переднее колесо и вышел из поворота слишком широко – точно так же, как уже было во время пятничной тренировки.
Фелипе Масса отлично сорвался с места по сигналу светофора и едва не опередил Грожана, однако затем все же начал отставать от француза. За пилотом Ferrari оказался Даниэль Риккардо, который довольно агрессивно прошел Алонсо по внешнему радиусу второго поворота, заставив Фернандо отруливать влево, чтобы избежать контакта. Для австралийца это был единственный яркий эпизод, так как после пит-стопов он стал терять позиций, так как скорость Toro Rosso начала стремительно падать.
На протяжении нескольких первых кругов Уэббер удерживался за Феттелем, но для Mercedes Хэмилтона заданный ими темп оказался слишком высоким. Машина выглядела неуклюже в медленных секциях, неохотно входила в повороты и вела себя слишком нервно в их центральной части.
Картина усугублялась еще и тем, что на хвосте у британца висел Райкконен – который, впрочем, не мог обойти Льюиса, даже когда после третьего круга стало возможно открывать крыло в зонах DRS. Неподалеку оставался и Грожан. Это было традиционное полноценное сражение «газ в пол», а не гонка на выносливость, столь характерная для «эпохи Pirelli». В итоге Хэмилтон отставал от пары пилотов Red Bull Racing в среднем по 0,5 секунды на круге.
В начале четвертого круга вылетел Масса, занимавший шестую позицию. На торможении перед первым поворотом он заблокировал правое заднее колесо, не смог удержать контроль над машиной и заглушил мотор. Двумя кругами позже Хэмилтон начал первую волну пит-стопов, заехав в боксы за свежим комплектом Medium. К этому моменту Феттель тоже потерял примерно полсекунды от своего лучшего времени, он остановился на следующем круге. Уэббер пролидировал самую малость, а затем также поехал на пит-лейн, куда одновременно направился и Райкконен.
Правое заднее колесо на Red Bull Марка никак не могли зафиксировать, и механик с домкратом опустил машину раньше, чем его коллеги завершили работу. Райкконен уже проехал вперед, когда от устремившейся за ним машины Уэббера отскочило колесо. Пролетев мимо механиков Lotus и одного из операторов FOM, оно попало в другого. Бедолага Пол Аллен не видел надвигающуюся угрозу, он получил переломы ребер и ключицы. Но все могло завершиться и гораздо хуже.
Уэббер уже проехал половину пит-лейна и ничего не знал об инциденте с оператором. Команда отрядила механиков, чтобы оттолкать машину обратно в боксы, где требовалось поставить новый комплект резины. Вернуться в гонку Марк смог, только потеряв круг.
В лидеры вышел Грожан – самое интересное, что при этом не было и намека на падение его темпа. Наоборот, оказавшись после пит-стопов Райкконена и Феттеля на чистой трассе, француз поехал на 0,5 секунды быстрее. Раньше, общаясь с командой по радио, он уже настаивал, что быстрее Кими. Но в тот момент сам Райкконена терял время позади Хэмилтона – так что было непонятно, правда ли это.
«Изначально мы планировали, что он поедет в боксы спустя круг после Кими, – рассказывал позже гоночный директор Lotus Алан Пармейн, – но вдруг ему удалось взвинтить темп. Ремен отлично пилотировал – как, впрочем, и на протяжении всего уик-энда».
Грожан так быстро уезжал от занимавшего второе место Алонсо, что в Ferrari решили провести пит-стоп испанца раньше запланированного 12-го круга. При этом лидер продолжал, как ни в чем не бывало, наматывать круги на более мягком составе!
Его отставание от Феттеля до пит-стопа немца не превышало четырех секунд, а затем на протяжении пары кругов на изношенных шинах Soft Грожан был быстрее, чем Себастьян на новой резине Medium, так как немцу, вдобавок, нужно было проходить еще не останавливавшихся Хюлькенберга и Баттона.
Затем какое-то время Грожан и Феттель шли в одном темпе, пока через пару кругов резина на Lotus не стала приходить в негодность, и Ромен разом потерял 0,6 секунды относительно пилота Red Bull Racing. В принципе, у него и не было шансов отыграть все четыре секунды отставания, и после пит-стопа на 13-м круге Грожан вернулся на трассу позади Себастьяна. Однако он смог опередить Райкконена и Хэмилтона, и теперь, по-прежнему уступая лидеру четыре секунды, быстро нагонял немца, используя на шесть кругов более свежую резину.
Более того, между ним и парой Хэмилтон/Райкконен на трассе были еще McLaren Дженсона Баттона и Sauber Нико Хюлькенберга, которые стартовали на жестких шинах и могли еще какое-то время не останавливаться в боксах. Это помогало Феттелю и Грожану беспрепятственно вести свою гонку. И вроде бы все шло к дуэли между Себастьяном и Роменом за победу. Но у Проведения были другие планы.
Райкконен начинал терять терпение, оставаясь позади Mercedes Хэмилтона. Ему почти удалось обойти соперника, когда они догнали другого пилота немецкой команды – Росберг также еще не заезжал в боксы.
Льюис по радио предложил команде попросить Нико подвинуться и пропустить его – ведь у того была старая резина, а Райкконен продолжал наседать. В итоге Росберг все же пропустил Хэмилтона, а еще через пару кругов на подходе к «эске» мимо проскочил и Lotus финна.
Еще через три круга Кими таким же образом обогнал и самого Хэмилтона – Льюис жаловался на отсутствие сцепления, его задние колеса перегревались, и вскоре он оказался уже под атаками Алонсо. К тому времени Баттон и Хюлкенберг провели свои пит-стопы, так что Райкконен вышел на третью позицию. Его на десять секунд опережал Грожан, который уже вдвое сократил отставание от Феттеля.
«Не знаю, мог ли Ромен обогнать Себа, – позже сказал Алан Пермейн. – Сделать это не так-то просто. Но, по крайней мере, мы заставили его понервничать, при этом обеспечив себе достойную вторую позицию».
Однако сюжет гонки претерпел непредвиденный поворот после возгорания Marussia Жюля Бьянки: машина отказала перед шиканой на 21-м круге. Пожар был потушен автономной системой борьбы с огнем сразу же после того, как пилот покинул кокпит. После чего впервые с гонке в Хараме 1970 года на трассе оказалась машина без пилота: Marussia, набирая скорость, покатилась с пригорка в сторону 11-го поворот.
С учетом того, что у самого края асфальта также был трактор, водитель которого попробовал настичь машину Бьянки, ситуация была небезопасная, и хотя Marussia в итоге запарковалась на противоположной обочине, врезавшись в рекламный щит, на трассу все же выпустили автомобиль безопасности.
В этот момент те, кто планировал два пит-стопа, теоретически мог бы заехать в боксы без потери времени – однако все же было еще немного рано, чтобы потом рассчитывать завершить дистанцию на том же комплекте шин.
Феттель и Грожан решили останавливаться незамедлительно, чтобы получить новые комплекты жестких шин. Затем в боксы свернули также Райкконен, Алонсо, Росберг и остальные пилоты, которые еще не провели вторые пит-стопы.
В эту группу не вошел Хэмилтон, так как он остановился всего двумя кругами раньше. Из-за этого Льюис пропустил Баттона и Хюлькенберга, которые упрямо пытались добиться в сложившейся ситуации максимально возможного результата. Уэбберу удалось вернуться в круг со всеми остальными участниками гонк, и он уже был готов прорываться вперед через хвост пелотона.
Из-за машины безопасности Грожан лишился 10-секундного преимущества над своим напарником, и Кими вновь замаячил у него за спиной. На протяжении шести кругов Феттелю, Грожану, Райкконену, Алонсо, Баттону, Хюлькенбергу, Хэмилтону и остальным действующим лицам пришлось наматывать круги за серебристым автомобилем Бернда Майландера и дожидаться возобновления заезда.
По силам ли было шасси Lotus, известным своей аккуратной работой с резиной, продержаться на одном комплекте 36 кругов? В этом не были уверены даже в самой команде. По поводу всех остальных такого вопроса даже не возникало – им точно предстояло еще раз ехать в боксы.
Гонка возобновилась в самом конце 29-го круга. Феттель уехал вперед, а паре гонщиков Lotus понадобился примерно круг, чтобы вывести шины в рабочую температуру. Оказавшийся четвёртым Алонсо поначалу подотстал от Райкконена, Хэмилтон и так, и эдак пытался пройти Хюлькенберга, но каждый раз это ему не удавалось.
На протяжении десяти кругов две машины Lotus ехали вплотную за Red Bull Феттеля. Ромен и Кими регулярно имели возможность открывать крыло, но никто из них так и не смог реализовать преимущество, которое оно давало. Как уже не раз случалось за последние полтора года, если бы пилотам команды из Энстоуна удалось опередить Себа, они смогли бы затем уйти вперед. Но в этой гонке им в очередной раз пришлось расплачиваться за слабое выступление в квалификации.
Однако и Феттелю требовалось пилотировать на грани возможного. Приближалась третья волна пит-стопов, и Себастьян отчаянно пытался создать необходимый отрыв от Грожана, чтобы можно было остановиться на круг позже француза и не потерять позицию.
И в самый ответственный момент, чтобы уж и вовсе усложнить чемпиону жизнь, на его машине отказала KERS! «Это произошло за пару кругов до заключительного пит-стопа, – рассказывал Себ после гонки, – к счастью, нам удалось перезагрузить систему, и она вновь заработала».
Грожан не совсем уверенно проехал 39-й круг, Феттель смог нарастить преимущество до секунды с лишним. Команда напомнила Ромену как важно не отставать – и он перед заездом в боксы выдал отличный круг. Механики провели пит-стоп всего за три секунды, поставили уже прикатанный комплект Medium, и француз вернулся на трассу хоть и шестым, но имея впереди оперативный простор.
В Red Bull Racing понимали, что не смогут добраться до финиша на том же комплекте, да еще и сдержать на изношенной резине Lotus. Потому пришлось отвечать. Но ситуация осложнялась тем, что, повторяя действия Грожана, они могли выпустить вперед Кими – если бы тот смог доехать до клетчатого флага, больше не останавливаясь.
После пит-стопа Ромен показал лучшее время на втором секторе, Феттель же делал все от него зависящее, готовясь свернуть в боксы, и в итоге даже на пару десятых превзошел время, показанное до этого Грожаном. Команда механиков Red Bull Racing не уступила коллегам из Lotus и также обслужила своего гонщика: три секунды, и Себ уже возвращался на трассу на новом комплекте шин.
Разрывы были минимальными, что заставляло пилотов атаковать изо всех сил и выкладываться на все сто, как это и должно быть в Формуле 1. Выехав с пит-лейна, Себастьян оказался всего на пару корпусов машины впереди Lotus Грожана. Оба они быстро нагнали Хэмилтона, которому еще предстояло останавливаться в третий раз.
Таким образом, Red Bull Racing – говоря точнее, Феттелю – удалось удержаться впереди соперника. При этом его машина в тот момент была медленнее, и благодаря все решило исключительно безошибочное пилотирование. Лишь один неаккуратный круг – тот самый 39-й – стоил Грожану всего каких-то 0,4 сек, из-за которых он и остался в итоге позади.
Но по-прежнему сохранялась опасность, что Кими поедет до конца и сможет до финиша поддерживать достаточный темп на изношенной резине. Райкконен опережал Алонсо на четыре секунды, но Ferrari точно еще нужно было ехать на пит-стоп, так как они еще не использовали мягкий состав. Феттель и Грожан отставали на 14 секунд.
Пит-стоп на Нюрбургринге занимает примерно 16,5 секунд – было понятно, что если Кими все же остановится, то он вернется в гонку лишь третьим.
Райкконена спросили: «Думаешь, эта резина сможет выдержать до финиша?» Он ответил. Но в эфире были помехи, и команда не услышала его. Они повторили вопрос. «Я же уже сказал!» – прорычал раздраженно Кими. Когда же мостик все-таки убедил пилота повторить ответ, прозвучал он неоднозначно, так что, памятуя о прошлогодних событиях в Шанхае, команда пошла на чрезмерную предосторожность, что в итоге оказалось ошибкой.
«Если бы мы оставили Кими на трассе, – пояснял Пермейн, – нас могли бы обойти в конце. Вопрос даже не в износе, а в деградации – шины просто становятся медленнее. Поэтому мы решили перевести его на Soft и посмотреть, что из этого выйдет».
Мягкий комплект позволял надеяться на 11-12 кругов в хорошем темпе, так что Кими – к превеликому облегчению Red Bull Racing – все же остановился на 49-м круге. Тогда же поехал в боксы и шедший вторым Алонсо. На его машину поставили новый комплект Soft, Райкконен же получил уже использованный, хоть и всего на трех квалификационных кругах. Феттель и Грожан вернулись, соответственно, на первую и вторую позиции, Райкконен вернулся на трассу с отставанием в четыре секунды от лидера, Алонсо оказался четвертым.
За первой четверкой шел Серхио Перес на McLaren, который поставил на тактику с двумя пит-стопов, однако его быстро догоняли остановившиеся в третий раз Баттон и Хэмилтон. С почти пустыми баками Mercedes гораздо лучше работал с резиной, температура задних шин была под контролем, так что Льюису удалось до финиша обогнать обоих пилотов McLaren.
Пол ди Реста, занимавший восьмое место, также пытался протянуть на одном комплекте 36 кругов, что не оставило шотландцу шансов отбить атаки Хюлькенберга, Росберга и по-прежнему рвущегося вперед Уэббера: в итоге все они обошли пилота Force India, оставив команду без заработанных очков.
На мягкой резине Райкконен начал отыгрывать у пары Феттель/Грожан по полсекунды на круге. И все же он был далеко не так быстр, как Алонсо. На составе Soft Ferrari поехала просто отлично: на полотне трассы теперь уже появился приличный «накат», оно хорошо прогрелось, так что в какой-то момент испанец был на секунду быстрее лидеров, что даже зародило надежду попасть на подиум. Пока же Фернандо показал быстрейший круг в гонке, еще раз продемонстрировав, что способен на безупречный сильный пилотаж.
Если бы Райкконен мог ехать так же, то быстрее догнал бы Red Bull. Грожан, повинуясь приказу с командного мостика, выпустил напарника вперед, но Себастьян ответил по-чемпионски – за пять кругов до финиша ему удалось на секунду взвинтить темп.
…и вот оба они мчатся к последней шикане. На Lotus активизирована DRS, но этого не хватает. Помогли настройки коробки передач RB9. Если бы гонка продолжалась на круг дольше, все могло бы закончиться иначе. Райкконен выглядел расстроенным и сказал, что предпочел бы не останавливаться в третий раз, а ехать до финиша.
Грожану удалось отбиться он Алонсо, и он финишировал на заслуженном третьем месте. Хэмилтон увидел клетчатый флаг на 20 секунд позже испанца, на последнем круге он обошел Баттона, McLaren которого полностью потеряла сцепление с трассой. Уэббер отобрал у Переса седьмое место, когда оба с последний раз проходили «эску». Замкнули десятку Росберг и Хюлькенберг.
«Это было непросто», – сказал после финиша Феттель то ли в изнеможении, то ли с облегчением. Ему наконец-то удалось одержать победу в домашней гонке. Преимущество над Алонсо в личнм зачете выросло до 34 очков.
Хэмилтон, который в начале уик-энда еще надеялся, что проблемы Mercedes с резиной наконец-то остались позади, и действительно можно рассчитывать на борьбу за титул, осознал, что в действительности правильный ответ совсем другой. Он покачал головой и сказал: «Ох, парень, теперь отстаешь уже почти на 60 очков…»