Машина Квята и Гасли – копия прошлогодней Red Bull? Так, да не так!

Марк Хьюз, Джорджо Пиола
9 сентября в 11:51
Фото: formula1.com

Марк Хьюз присмотрелся к шасси, за рулем которого Пьер Гасли в минувший уик-энд одержал победу на Гран При Италии, и рассказал, чем оно похоже на прошлогоднюю машину Red Bull Racing, а чем отличается...

Победа Пьера Гасли в Монце, добытая за рулем машины младшей команды концерна Red Bull, заставила более пристально взглянуть на шасси AT01 бывшей Toro Rosso, а ныне AlphaTauri, вооружившись иллюстрациями от несравненного Джорджио Пиолы.

Триумф француза стал вторым успехом итальянской дружины в Формуле 1 – первого небольшой по меркам грандов коллектив добился здесь же, в «храме скорости», в 2008 году, когда Себастьян Феттель выиграл за рулем машины с индексом STR3. Однако технический регламент 12 лет назад значительно отличался от нынешнего, и то шасси было почти полной копией машины Red Bull RB4 того же года, за исключением мотора (Ferrari вместо Renault).

Сегодня командам запрещено напрямую использовать современные наработки других команд, но тесных родственных связей между коллективам из Фаэнцы и Милтон-Кинса никто не отменял.

Таким образом, хотя разработка шасси AT01 и была проведена собственными силами итальянской дружины, все же она базировалась на расширенной аппаратной программе Red Bull Technology, в результате чего задняя часть машины является почти точной копией прошлогоднего шасси RB15. Сюда включаются коробка передач, конструкция задней подвески и соответствующие гидравлические элементы и электроника.

AT01 © The Checkered Flag
AT01Фото: The Checkered Flag

Что касается передней подвески, здесь всё не так однозначно. Пружины, амортизаторы и крепления в носовом обтекателе заимствованы с родственной прошлогодней машины Red Bull, тогда как чертежи рычагов подвески, толкателей и сопутствующих элементов принадлежат перу инженеров AlphaTauri.

Между прочим, сравнение этих внешних конструкций передней подвески с машиной Red Bull дает понять, насколько тонко и детально работают технические специалисты в Милтон-Кинсе. Каждый элемент подвески на их машинах очень искусно спрофилирован для оказания оптимального аэродинамического воздействия на набегающий воздушный поток.

Что касается AlphaTauri, внешние элементы передней подвески на их шасси AT01 имеют довольно простую форму, хотя и выполнены, как и у Red Bull, из углеволокна. Похожий контраст в деталях заметен и при сравнении конструкций боковых дефлекторов на двух машинах – у RB15 профили плоскостей гораздо более изощренные.

Боковые дефлекторы Red Bull © f1.com
Боковые дефлекторы Red BullФото: f1.com

Боковые дефлекторы AlphaTauri © f1.com
Боковые дефлекторы AlphaTauriФото: f1.com

Разница в детальной проработке элементов шасси напрямую связана с разницей в ресурсах двух команд, включая бюджет, техническую оснащенность базы и персонал. В Милтон-Кинсе уделяют нюансам самое пристальное внимание, и именно эти нюансы позволяют им из года в год оставаться на плаву.

В нынешнем году пилоты Red Bull в среднем на 0,64 секунды опережают в квалификациях гонщиков AlphaTauri. И эти 64 сотые доли секунды стоят миллионы долларов.

Но дело не в том, что в Фаэнце не смогли бы изогнуть под определенными углами, к примеру, рычаги передней подвески или многочисленные плоскости боковых дефлекторов. Само по себе это дело не хитрое – проблема заключается в том, что эти элементы работают не самостоятельно, а вкупе с остальными плоскостями шасси, – они просто формируют определенный профиль воздушного потока, который обрабатывается другими элементами.

Так что на шасси AT01 такие изысканные профили плоскостей могли элементарно не заработать. При этом все аэродинамические элементы шасси должны быть произведены внутри команды.

Область передней перегородки на RB15 © f1.com
Область передней перегородки на RB15Фото: f1.com

Несмотря на все сказанное, нынешняя машина AlphaTauri выполнена под влиянием шасси RB15 и сильно его напоминает. Они обладают похожими широкими и короткими носовыми обтекателями (в сравнении с узким носом нынешнего шасси Red Bull Racing). Идентичные коробки передач и задняя часть машины обусловили одинаковую длину колесной базы, хотя внешне, с точки зрения аэродинамических элементов, шасси не очень похожи.

Также серьезные отличия можно отметить в области переднего антикрыла. В Red Bull используют крыло с аэродинамической нагрузкой, смещенной наружу, и при этом рабочие плоскости в этой области занимают всё доступное пространство в глубину. В то же время в AlphaTauri, как и годом ранее в Toro Rosso, склоняются к антикрылу со смещенной нагрузкой внутрь. При такой философии рабочие плоскости крыла уменьшаются в объеме при приближении к торцевым пластинам, как видно на сравнительных иллюстрациях ниже.

Переднее антикрыло RB15 © f1.com
Переднее антикрыло RB15Фото: f1.com

Это также сделано не просто так. У старшей команды есть куда больше ресурсов в отношении работы на симуляторе, что позволило разработать переднее антикрыло с внешней нагрузкой. Потенциально эта философия действительно более выгодная в плане создания прижимной силы, но воздушный поток, исходящий от крыла, получается более витиеватым, и управлять им не так просто. Отсюда и повышенная сложность всех остальных аэродинамических элементов вдоль кузова.

«Переднее крыло с аэродинамической нагрузкой, смещенной к торцевым пластинам, показывает очень любопытные цифры в аэродинамической трубе, – признал в прошлом году технический директор коллектива из Фаэнцы Джоди Эггинтон. – Но для нашей команды это решение неподъемное. Нам не удастся заставить такую конструкцию работать стабильно».

Переднее антикрыло AT01 © f1.com
Переднее антикрыло AT01Фото: f1.com

Одной из областей, в которых шасси AT01 явно прибавило по сравнению с прошлогодней машиной Toro Rosso, является компоновка задней части. В минувшем сезоне машина Toro Rosso, будучи оснащенной мотором Honda, наследовала заднюю часть шасси от прошлогоднего на тот момент шасси Red Bull, на борту которого трудился двигатель Renault (старшая команда перешла с силовых установок Renault на Honda через год после младшей).

Французский и японский моторы имеют совершенно разную архитектуру. Если Honda использует раздельную конструкцию турбонагнетателя, в которой турбина и компрессор, установленный спереди, соединены при помощи вала, то в Renault отдают предпочтение традиционной компоновке турбины и компрессора в задней части мотора. Это влияет на расположение двигателя на шасси.

Мотор Renault может быть смещен вперед, однако заднее расположение турбины не позволяет поддерживать компактную компоновку кузова в этой области шасси. К тому же прошлогодняя машина Toro Rosso была вынуждена обходиться большей длиной колесной базы по причине использования коробки передач, выполненной под движок Renault. В этом году на AlphaTauri установлена коробка передач, построенная специально под двигатель Honda, в связи с чем отпала необходимость идти на компромиссы.

Повышенная сложность компоновки задней части шасси Red Bull нынешнего года (RB16) с причудливыми рычагами подвески, изогнутыми назад, и задним нижним рычагом, крепящимся непосредственно на структуре безопасности (см. изображение ниже), не позволила заранее подготовить такую конструкцию для AlphaTauri, но в следующем году мы с большой долей вероятности увидим в Фаэнце и это решение.

Экстремальная компоновка задней подвески на RB16 © f1.com
Экстремальная компоновка задней подвески на RB16Фото: f1.com

Несмотря на то, что нынешние шасси по большей части сохранят свою конструкцию в следующем году, аэродинамические плоскости по-прежнему могут дорабатываться, чем, скорее всего, воспользуются в AlphaTauri, особенно с учетом, что такая компоновка задней части машины позволяет повысить прижимную силу в области диффузора.

В целом можно сказать, что младшая команда концерна Red Bull делает всё, чтобы в техническом плане не отставать от своих старших братьев, и в области шасси они проделывают огромную работу. Тем ценнее благодарности Пьера Гасли, высказанные в адрес команды после эмоциональной и долгожданной победы в Монце.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.formula1.com/en/latest/article.f1s-latest-race-winning-car-is-alphatauris-at01-but-how-similar-is-it-to-the.2FMcYugOnbzES3466itHBr.html

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle