Возьмите Риккардо, не Райкконена
У Red Bull Racing есть множество причин остановить свой выбор на Кими Райкконене, однако Эд Стро убеждён: правильным выбором в нынешней ситуации будет Даниэль Риккардо
Многие называли бы такое заявление святотатством, однако команда Red Bull Racing на следующий сезон должна подписать контракт с Даниэлем Риккардо, а вовсе не с Кими Райкконеном.
Райкконен, без сомнений, выдающийся пилот, после своего возвращения в Формулу 1 он на славу потрудился в составе Lotus. Без сомнений, финн может бороться за чемпионство за рулем соответствующей машины. Кроме того, он постоянно зарабатывает очки: Кими финишировал в десятке по итогам 28 из 29 Гран При с момента своего возвращения.
Учитывая, что команде Red Bull Racing в пару к признанной суперзвезде Себастьяну Феттелю нужен пилот, способный регулярно пополнять копилку очками, столь важными в борьбе за Кубок конструкторов, Райкконен видится идеальным кандидатом. В конце концов, за последние 18 месяцев ему удалось заработать 323 очка – больше, чем 272 балла Марка Уэббера – за рулем менее конкурентоспособной машины, хотя при этом и более надёжной.
К тому же, всем интересно посмотреть, как будет выглядеть чемпион мира 2007 года в сравнении с Феттелем. Если немцу удастся в этом сезоне выиграть четвёртый титул [к чему все весьма недвусмысленно движется], то для Себа едва ли найдется лучшая мотивация продолжать показывать высокие результаты, чем выступления в одной команде с пилотом калибра Райкконена.
Всё выглядит так, будто RBR стоит выбрать именно Райкконена, верно? Возможно, так и есть. Но речь сейчас пойдёт не об аргументах против контракта с финном, а как раз наоборот – о тех соображениях, что говорят за Риккардо.
Но сперва все же о его минусах. Ясно, что Даниэль не обладает таким опытом, как Райкконен. Существует большая вероятность, что австралиец заработает в дебютном сезоне с RBR намного меньше очков – следовательно, его кандидатура сопряжена с куда большим риском. Короче говоря, он не вселяет такой уверенности в себе, как Райкконен.
Но он достиг заметного прогресса в Формуле 1 с тех пор, как его кинули в самый хвост пелотона за руль машины команды HRT на этапе в Сильверстоуне в 2011 году. В тот уик-энд Риккардо был очень недоволен своим выступлением, особенно это касалось работы с резиной, что было вполне ожидаемо.
В то время, как Даниэль стабильно прогрессировал по ходу дебютного сезона Ф1, в первой половине следующего чемпионата – уже за рулём машины Toro Rosso – он смотрелся не слишком выразительно в сравнении с напарником, новичком Жаном-Эриком Вернем. Но, использовав летний перерыв для переосмысления своего подхода к делу, австралиец сумел исправить ситуацию.
На этапе в Сузуке, где в конце гонки он сумел отразить атаки более быстрого Михаэля Шумахера, заработав при этом очко, которого, вообще говоря, заработать был не должен, он впервые убедил меня в том, что обладает достаточным потенциалом, позволяющим претендовать на место в Red Bull Racing.
Именно там, на сложной японской трассе, молодой гонщик продемонстрировал задатки ключевых для пилота экстра-класса качеств. Ему удалось превратить никчемную 11-ю позицию в заработанные очки, хотя обстоятельства были против него. В конце концов, Шумахер на более свежей резине отыграл восьмисекундное отставание и сел на хвост Риккардо за девять кругов до финиша, однако австралиец так и не дрогнул под прессингом атак семикратного чемпиона.
Этот случай доказал наличие у Риккардо ещё более перспективных качеств: способности мыслить, анализировать и совершенствоваться.
В этом году мы увидели нечто похожее. Можно даже проследить аналогию между летним перерывом прошлого сезона и трехнедельной паузой после Гран При Канады. До Сильверстоуна Риккардо провёл два крайне невзрачных Гран При, в которых, к тому же, преуспел его напарник Вернь. Австралиец понимал, что место Уэббера вакантно, и такого прекрасного момента заявить о себе можно ждать потом хоть всю карьеру – и не дождаться.
Что именно он сделал? Даниэль вернулся к аналитическому подходу. Перед Гран При Великобритании они вместе с командой еще раз внимательно осмыслили свои действия при подготовке к этапу, а также принципы работы с настройками – и разработали новый, более внятный, вариант действий.
Ранее команда и пилот перепробовали в деле множество разных вариантов без особой на то надобности. В Британии Toro Rosso не потребовались решительные действия – команда и так демонстрировала хорошую скорость на протяжении всего уик-энда. А вот в Германии пятница сложилась не лучшим образом – однако были сделаны правильные выводы, внесены изменения в настройки, что позволило Риккардо к немалому собственному удивлению выйти в третий сегмент квалификации.
Хотя к финишу гонки Даниэль приехал только 12-м – в основном из-за того, что машина теряла форму по ходу дистанции, – этот уик-энд продемонстрировал его возможности команде Red Bull Racing куда наглядней, чем сильное выступление в Сильверстоуне.
Самое важное – они увидели, что подход австралийца к делу имеет немало общего с рабочей философией Феттеля. Ни сам Себ, ни Ньюи не жалуют метод проб и ошибок. Риккардо показал, что потенциально работает точно так же, причем на довольно неплохом уровне.
Для Red Bull Racing этот фактор имеет решающее значение. Без сомнений, Риккардо может быть чрезвычайно быстр, если он находит общий язык с машиной. Вспомните прошлогоднюю квалификацию Гран При Бахрейна, когда австралиец не просто показал шестое время, но и по ходу большей части круга опережал график завоевавшего в итоге поул Феттеля.
Конечно, Даниэль способен завоевать поул за рулем хорошей машины, однако пилоту ещё только предстоит доказать, что он умеет добиваться результата, если уик-энд складывается неудачно, и показать силу характера, чтобы вернуть ситуацию под свой контроль. В прошлом году в Бахрейне Риккардо "посыпался" после неудачного старта. А вот в Германии-2013 он продемонстрировал, что находится на верном пути.
Естественно, австралийцу ещё далеко – очень далеко – до момента, когда его можно будет назвать зрелым и состоявшимся пилотом, но в целом он выбрал правильное направление развития, в отличие от Верня, обладающего высоким потенциалом, но при этом не умеющего в должной мере распоряжаться им, чтобы стабильно добиваться результатов.
Вопрос о том, насколько хорош может быть Риккардо, ещё висит в воздухе. Однако наступает время, когда ему нужно дать хорошую машину и быстрого напарника, чтобы узнать ответ.
С правильным отношением – которое, похоже, у Риккардо имеется – он может много чему научиться благодаря методам работы Феттеля, поэтому такое окружение и условия дадут ему все возможности для роста и успешных выступлений.
Если всё сложится именно так, в худшем случае Red Bull Racing получит сильного второго номера, который в состоянии помочь команде в борьбе за Кубок конструкторов, а в лучшем – пилота, способного подстёгивать Феттеля, а также, возможно, стать лидером коллектива в долгосрочной перспективе.
Есть ещё несколько иных причин выбрать именно Риккардо. С одной стороны, он "дешевле" и моложе, чем Райкконен. Пусть даже ни один из этих фактов не имеет решающего значения, учитывая покупательскую способность Red Bull Racing и тот факт, что Кими пока вроде бы не собирается на пенсию.
Кроме того, Даниэль из тех пилотов, в каких нуждается Red Bull Racing. Несмотря на все свои сильные стороны, у Райкконена специфические методы работы, ему необходим определённый уровень свободы, что пилоту с готовностью предлагают в Lotus. С этой точки зрения Риккардо сможет легче влиться в чемпионский коллектив. Впрочем, стоит все же признать, что аполитичность Кими позволила бы финну ужиться с Феттелем.
В Red Bull создают пилотов такими, какими их хочет видеть команда. На пару с BMW они сотворили Феттеля, а позже проделали то же самое и с Риккардо – начиная еще с его выступлений в Формуле Renault 2.0.
Конечно, это ещё не повод, чтобы подписывать с ним контракт, руководствуясь лишь необходимостью возврата инвестиций - потому что в этом случае попытка вернуть вложенное обернется лишь новыми бессмысленными тратами, – но стоит убедиться в окончательной совместимости пилота как с командой, так и со спонсорским брендом, причем как на трассе, так и вне гонок.
В конечном счёте, перечисленные факторы не играют ключевой роли. Главными критериями выступают уровень пилота и его стабильность, скорость и очки. Всё решают именно результаты.
В Сильверстоуне на этой неделе у Риккардо есть шанс ответить на некоторые из вопросов, которые в Red Bull Racing не могут получить самостоятельно путём анализа его выступлений в Toro Rosso.
Даниэль будет работать на той же машине, на том же автодроме, на котором буквально несколько недель назад выступали призовые пилоты команды. Тесты не носят статус «всё или ничего», однако благодаря собранным данным в Сильверстоуне в Red Bull Racing смогут восполнить пробелы в своих знаниях о Риккардо.
Ещё одно качество, присущее пилотам экстра-класса - способность добиваться успеха под давлением, когда выпадает такая возможность. Специфические обстоятельства – а именно проблемы с шинами Pirelli – предоставили Риккардо такой шанс.
Выбор Даниэля является наиболее удачным вариантом для Red Bull Racing в долгосрочной перспективе. Хоть он и сопряжен с определёнными рисками в начальный период, со временем такой шаг может принести несомненную выгоду.
У него есть шанс. Теперь австралиец должен верно распорядиться им.