Почему машина Ромена Грожана развалилась на две части и загорелась?
Издание The-Race разобрало жуткую аварию гонщика Haas на Гран При Бахрейна и её последствия...
Как разрушился барьер?
Во-первых тяжесть аварии была обусловлена скоростью Грожана в момент вылета [221 км/ч] и отсутствием времени на то, чтобы сбросить скорость перед столкновением с препятствием. И во-вторых, редко в современной Формуле 1 столкновения происходят с ограждениями, не оборудованными дополнительной защитой – есть энергопоглощающие барьеры TecPro, барьеры из отработанных покрышек.
Перед столкновением машина подлетела, и похоже, врезалась в рельс безопасности под углом, а не в лоб. Наверное, при таком сочетании силы и угла удара барьер подобного типа ни за что не выдержал бы воздействие столь большой силы.
Почему машина развалилась на две части?
Когда монокок пробил ограждение и остался зажат в рельсе безопасности, вся энергия удара сместилась назад, на место соединения передней и задней частей шасси, где находится топливный бак. И это соединение было просто неспособно выдержать такую нагрузку. Задняя часть машины самая тяжелая, ведь там находятся двигатель, коробка передач, и.т.д. Представим: если перегрузка в момент удара составила 100G, то задняя часть машины, масса которой около 500 кг, стала в этот момент весить 50 тонн!
Топливный бак машины Формулы 1 сделан из кевлара и каучука и перед омологацией проходит баллистические испытания. Но воздействие оказалось настолько сильным, что возникли повреждения бака и разрыв топливопроводов, и именно это привело к пожару. Аккумуляторная батарея оказалась среди обломков, которые вылетели из машины при ударе, что, возможно, сыграло роль в возгорании топлива.
Спасибо «ореолу»
Из множества жутких фотографий пожара и остатков машины Ромена Грожана сильнее остальных впечатляет изображение монокока, пробившего ограждение. Несмотря на огромное воздействие, ячейка безопасности уцелела. И также на своем месте остался «ореол», без которого Грожан почти наверняка ударился бы головой о металлическое ограждение.
Многие [в том числе и сам Ромен] критиковали устройство защиты головы, когда оно только появилось в Формуле 1. Но несколько раз за эти годы «ореол» доказал свою эффективность, и благополучный исход на Гран При Бахрейна – ещё одно подтверждение. Кроме того, стоит отметить, что, несмотря на шок от аварии и бушующее пламя, Грожан смог быстро выбраться из машины и «ореол» этому не помешал.
And his escape to safety#BahrainGP 🇧🇭 #F1 pic.twitter.com/4NJ22yVAPK
— Formula 1 (@F1) November 29, 2020
Водитель медицинской машины Алан ван дер Мерве, одним из первых прибывший на место происшествия, отметил, что все системы безопасности сработали как надо: «Все системы, которые мы разработали – «ореол», барьеры, ремни безопасности – сработали так, как и должны. Не будь хоть одной из них, всё могло бы закончиться совсем иначе»...
Источник: https://the-race.com/formula-1/what-made-grosjeans-crash-so-violent-and-how-he-survived/