Заброшенная трасса в Ханое: Что привело к драме с Гран При Вьетнама?
Новейшая трасса Формулы 1 может так и не дождаться своей гонки...
Первый в истории Гран При Вьетнама был запланирован на апрель 2020 года, но гоночные машины так и не пронеслись по улицам Ханоя, а сейчас велика вероятность, что этого никогда и не произойдет. О том, что пошло не так, рассказывает британский журналист Крис Медланд.
Прошлогодняя отмена Гран При Австралии была весьма драматичной. Гонку в Мельбурне отменили за несколько часов до запланированного старта первой пятничной тренировки. Но вот перенос одной из следующих гонок повлек за собой куда более значимые последствия. После многих лет планирования и строительства Гран При Вьетнама был отменен за три недели до своего предполагаемого начала. Была еще вероятность, что он состоится ближе к концу сезона, когда, как все надеялись, ситуация в мире улучшится. Но за год много всего произошло, и гонка так и не состоялась. А теперь похоже, что такого шанса не будет уже совсем. Но почему получилось так, что по новой, современной трассе в большом городе так никогда и не проедут машины Формулы 1? Ответ сложный, но основная причина, как бы банально она не звучала, – это Covid-19.
О возможном проведении Гран При Вьетнама говорили еще тогда, когда у руля Формулы 1 стоял Берни Экклстоун, но реализация проекта началась именно благодаря Liberty Media. Идею поддержал председатель Народного комитета (мэр) Ханоя Нгуен Дык Чунг, который хотел привести Формулу 1 во Вьетнам. Но это была скорее его личная инициатива, и широкой государственной поддержки он не получил. Тем не менее, гонка была одобрена, а частная компания VinGroup взяла на себя финансовую поддержку и начала работу по постройке трассы вокруг стадиона Ми Динь.
Летом 2019 года я был в Ханое, чтобы рассказать вьетнамским журналистам чего ожидать, когда Формула 1 приедет в столицу Вьетнама и обучить их. Организаторы гонки понимали, что местные журналисты ограничены в знаниях об этом спорте. Ведь во Вьетнаме никогда не было гонок, гонщиков, команд. Наибольшее влияние Формула 1 оказывала на местных болельщиков, когда персонал команд отправлялся в отпуск после Гран При Малайзии. Таким образом, болельщиков во Вьетнаме было немного, журналистов вид спорта интересовал постольку-поскольку, что в свою очередь выливалось в нехватку знаний у сотрудников СМИ.
Многое изменилось, когда Red Bull привезла в Ханой две машины и организовала показательные заезды. Ни у кого не было сомнений, что скоро в Ханое будут свои болельщики, тепло встречающие Формулу 1. Но затем пришел Covid-19.
Исполнительный директор Formula One Group Чейз Кэри приехал в Мельбурн прямо из Ханоя, чтобы объявить об отмене первой гонки сезона 2020 года. Но до того он уже обсуждал ситуацию в столице Вьетнама. Вскоре было объявлено, что Гран При в Ханое также отложен, и это стало началом конца так и не состоявшегося этапа. По крайней мере, на данный момент.
Понятно, что проводить первую в истории страны гонку такого ранга без зрителей было не выгодно и не рационально. Поэтому, как и ряд других этапов, например, вернувшийся в календарь Зандворт, гонка 2020 года во Вьетнаме была официально отменена.
Но к тому времени, когда объявление об этом было сделано официально (а это случилось только в октябре 2020 года), политический рельеф претерпел серьезные изменения. В августе за несанкционированное использование секретной информации был арестован и вскоре приговорен к пяти годам тюрьмы градоначальник Ханоя Нгуен Дык Чунг. После этого главная движущая сила организаторов этапа исчезла. Формула 1 обнаружила, что принять эстафету из рук Чунга некому.
Пандемия – это идеальный повод, чтобы уйти и сократить свои потери. Во Вьетнаме, где нет истории Формулы 1, не было никого с реальной властью, кто бы мог поддержать приход гонок в Ханой, и проект оказался не у дел. Трасса была готова, она обещала быть довольно зрелищной, тем более, что над ней работала автоспортивная группа Формулы 1. Но сама трасса расположена не в центре города, не у туристических маршрутов, а потому может быстро забыться. Да, безусловно, ее строительство принесло городу пользу, учитывая, что часть трассы проходит по дорогам общего пользования, где был положен новый асфальт. И если бы трасса принимала Гран При, то она нуждалась бы обслуживании, инвестициях, продвижении. Все это стоит денег, а VinGroup рассчитывала получить определенную прибыль. В условиях же продолжающейся пандемии маловероятно, что прибыль от туристов, которые захотели бы приехать на первую гонку, вообще придет. Гран При Нидерландов в Зандворте – это тоже новая гонка, но там есть огромный интерес к Формуле 1. Во Вьетнаме такого интереса нет.
Лишь открытие продаж билетов на первую гонку сможет дать возможность более точно оценить объем вероятных доходов. Но сделать это можно будет только тогда, когда мир вернется к привычной жизни. Уверенности в том, что это произойдет в 2021 году, нет. И это также ставит реализацию проекта под сомнение.
Если бы строительство трассы шло с участием государственного финансирования, тогда бы, возможно было больше уверенности в продвижении проекта, но VinGroup может подойти к делу более прагматично и свернуть проект прямо сейчас, тем более, что Гран При Вьетнама нет в календаре 2021 года. Хотя это и приносит убытки, пандемия является идеальным предлогом, чтобы остановиться в данное время, не увеличивая расходы. Отсутствие Чунга, который продвигал этот амбициозный проект, только говорит в пользу его остановки. Но все же, что заставляет Формулу 1 ждать.
Спорт может быть терпеливым. Появилась гонка в Саудовской Аравии, и у нас уже 23 этапа – рекорд по количеству. Кроме того, такие автодромы как Имола, Портиман, Нюрбургринг могут найти финансовую поддержку для проведения этап в нынешних условиях. У Ханоя такой возможности нет.
Конечно, по мере того как пандемия будет отступать, Вьетнам получит свой шанс провести то, что несколько лет назад было важным для него. Но даже и в этом случае нужен будет кто-то, кто возглавит проект. А пока то, что должно было стать новейшим паддоком Формулы 1, будет собирать городскую пыль.
Перевел и адаптировал материал: Александр Евграфов