5 причин следить за новым сезоном Формулы E

Александр Евграфов
26 февраля в 12:51
Фото: FIA Formula E

Что интересного готовит сезон-2021 электроформулы, стартующий 26 февраля на городской трассе в Эд-Диръия?

В пятницу двойным этапом в Саудовской Аравии стартует седьмой сезон Формулы Е. Он станет первым для серии в ранге чемпионата мира. Сдвоенный этап в Чили, который должен был открыть первенство ещё в январе, перенесен на лето.

Новый статус Формулы E

Перед первой гонкой Формулы E в Пекине в 2014 году новую серию высмеивали многие. В ее успех не верили, в том числе и некоторые из участников. Но Алехандро Агаг добился своего: FIA присвоила Формуле Е статус чемпионата мира, тем самым серьезно повысив значимость первенства.

«Я не воспринимал Формулу E всерьез. Было больше похоже на детскую забаву – так, поиграть. Но теперь это полноценный чемпионат, а среди участников – гонщики с опытом выступлений в Ф1», – говорит немецкий пилот Даниэль Абт

Несмотря на ситуацию с пандемией, у организаторов на этот сезон большие планы – провести 15 гонок. Это на две гонки больше, чем в рекордном сезоне-2018/2019. В прошлом году коронавирус нарушил все планы, и удалось провести лишь 11 гонок. Теперь же организаторы более внимательно относятся к планам и опубликовали пока первую часть календаря.

26-27 февраля – Эд-Диръия, сдвоенный этап
10 апреля – Рим
24 апреля – Валенсия
8 мая – Монако
22 мая – Марокко
5-6 июня – Сантьяго, сдвоенный этап

Впервые сезон Формулы Е уместится в один календарный год. Куда отправится чемпионат летом – вопрос открытый. В числе возможных вариантов – гонки в Китае, США, Великобритании, Германии, Южной Корее. Но более точно об этом планируют сказать 5 марта, когда должна быть объявлена вторая часть календаря.

Этап в Саудовской Аравии станет первым ночным в истории электрической Формулы, что еще больше привнесет непредсказуемости в гонку, которая славится своей хаотичностью.

В 2021 году Формула E возвращается в Монако © FiA Formula E
В 2021 году Формула E возвращается в МонакоФото: FiA Formula E

Участие ведущих автопроизводителей

В 2021 году на старт чемпионата выйдут 12 команд, 10 из которых заводские. Формуле 1 и мечтать не приходится о таком широком представительстве. Например, в электрической Формуле соревнуются четыре немецкие марки: Porsche, Mercedes, Audi и BMW. Плюс Jaguar, Nissan и DS, индийская Mahindra и китайская Nio333. Поговаривают, что к Формуле Е присматривается Alfa Romeo, McLaren, есть слухи и об интересе со стороны Ferrari. Пока лишь слухи, периодически и настойчиво опровергаемые, но как показывает практика в автоспорте не бывает дыма без огня.

Интриги добавляет то, что шасси у всех команд одинаковы, их поставляет компания Spark Racing Technology. Одинаковы и батареи от McLaren Applied Technologies. Одинаковы шины от Michelin.

Команды получили право на год сохранить нынешние силовые установки. И теперь у них есть выбор: произвести доработки до начала сезона, но потом использовать в таком виде по ходу двух сезонов или модернизировать их позже. Данное разнообразие вносит элемент интриги.

Благодаря тому, что в серии много стандартных компонентов и есть ограничения по мощности, на первый план выходит мастерство пилотов. Как раз этого не хватает Формуле 1, где скорость машины часто нивелирует талант пилота.

В 2020 году к списку участников Формулы E присоединилась Mercedes © FiA Formula E
В 2020 году к списку участников Формулы E присоединилась MercedesФото: FiA Formula E

Именитый состав участников

Вопреки всем слухам и надеждам, Даниил Квят не перешел в Формулу Е после потери места в Ф1 в конце 2020 года. Так что, увы, россиян, как и в предыдущие шесть сезонов, в пелотоне не будет. Но это не умаляет интереса к электрической серии, где выступают немало бывших «формульных» пилотов. Взять хотя Жана-Эрика Верня, двукратного чемпиона серии. Или Себастьена Буэми, также обладателя титула. Или еще одного чемпиона Лукаса ди Грасси. А напарником бразильца по команде Audi Sport ABT Schaeffer в этом году будет трехкратный чемпион DTM Рене Раст.

Не преминут воспользоваться своим шансом блеснуть и другие экс-формульные пилоты – Стоффель Вандорн, Паскаль Верляйн. В составе участников немало и тех, кто не выступал в Формуле 1, но относится к фаворитам. Например, действующий чемпион Антониу Феликс да Кошта, который приложит все силы, чтобы защитить титул. И конечно же, не менее амбициозны новички. В этом году их трое: Ник Кэссиди, Норман Нато и Джейк Деннис.

Андре Лоттерер, Стоффель Вандорн и Антониу Феликс да Кошта на пресс-конференции в Саудовской Аравии © FiA Formula E
Андре Лоттерер, Стоффель Вандорн и Антониу Феликс да Кошта на пресс-конференции в Саудовской АравииФото: FiA Formula E

НомерГонщикКоманда
4Роберт ФрейнсEnvision Virgin Racing
37Ник КэссидиEnvision Virgin Racing
5Стоффель ВандорнMercedes-EQ Formula E Team
17Ник де ВрисMercedes-EQ Formula E Team
6Нико МюллерDragon/Penske Autosport
7Серджи Сетте КамараDragon/Penske Autosport
8Оливер ТервиNIO 333 FE Team
88Том БломквистNIO 333 FE Team
10Сэм БердJaguar Racing
20Митч ЭвансJaguar Racing
11Лукас ди ГрассиAudi Sport ABT Schaeffler
33Рене РастAudi Sport ABT Schaeffler
13Антониу Феликс да КоштаDS Techeetah
25Жан-Эрик ВерньDS Techeetah
22Оливер РоулендNissan e.Dams
23Себастьен БуэмиNissan e.Dams
27Джейк ДеннисBMW i Andretti Motorsport
28Максимилиан ГюнтерBMW i Andretti Motorsport
29Александр СимсMahindra Racing
94Алекс ЛиннMahindra Racing
36Андреа ЛоттерерTAG Heuer Porsche Formula E Team
99Паскаль ВерляйнTAG Heuer Porsche Formula E Team
48Эдоардо МортараROKiT Venturi Racing
71Норман НатоROKiT Venturi Racing
Динамичность этапа и интересные гаджеты для гонщиков

Каждый год руководители Формулы Е привносят в серию ряд изменений в правила. И новый сезон не исключение.

Изменения ждут пилотов уже в квалификации. Продолжительность заездов в каждой из четырех квалификационных групп сократится с шести минут до четырех. Фактически означает, что у пилота будет только одна квалификационная попытка, а значит, цена ошибки возрастет многократно. Формирование групп будет происходить в соответствии с положением в чемпионате. В первую группу войдут гонщики, занимающие с 1-е по 6-е места в общем зачете, следом с 7-е по 12-е, и.т.д. Практика показала, что те, кто позже выезжают на трассу, чаще показывают лучшее время, поэтому лидерам будет непросто сохранять свои ведущие места. Шесть пилотов, показавших лучшее время, разыграют поул между собой.

Гоночный этап, как и обычно, будет проходить в один день – тренировка, квалификация, гонка – что добавляет динамичности.

Остались неизменными правила режима атаки, когда обязательно дважды за гонку пилот в определенном месте должен покинуть пределы обычной траектории и проехать по меткам, что даст возможность на 4 минуты увеличить мощность машины на 35 кВт. Помочь гонщику могут и болельщики голосованием FanBoost. Три пилота, набравшие наибольшее количество голосов, смогут во второй половине гонки использовать повышенную мощность силовой установки.

При активации режима атаки «ореол» машины светится голубым цветом, при режиме FanBoost – фиолетовым © FIA Formula E
При активации режима атаки «ореол» машины светится голубым цветом, при режиме FanBoost – фиолетовымФото: FIA Formula E

Непредсказуемость результатов и плотная борьба

Прошлый чемпионат Антонио Феликс да Кошта выиграл с небывалым отрывом от ближайшего преследователя – 71 очко. Но и рядовым прошлогодний сезон назвать нельзя, учитывая берлинский финал, когда на одной и той же трассе (хоть и в разных конфигурациях) прошли шесть гонок. В них чемпион набрал 91 очко, по сути решив судьбу титула. В этом году вряд ли стоит ожидать подобного.

В заключительный день предсезонных тестов в Валенсии все 24 машины уложились в 0,8 секунды. Такая плотность во время тестовых заездов обещает очень серьезную борьбу в чемпионате. Список фаворитов довольно большой. В первую очередь – это DS Techeetah, набравшая победную поступь и уже выигравшая два командных титула. У коллектива два сильных гонщика – действующий чемпион Антонио Феликс да Кошта и двукратный чемпион Жан-Эрик Вернь.

Дождевая гонка Формулы E в Париже в 2019-м © FiA Formula E
Дождевая гонка Формулы E в Париже в 2019-мФото: FiA Formula E

Среди основных соперников DS Techeetah – пара пилотов из Audi. Лукас ди Грасси славится своими прорывами с хвоста пелотона, а звезда DTM Рене Раст прекрасно показал себя в прошлом году. Ингольштадтский концерн завершает свою гоночную программу в Формуле Е, и это последний шанс для пилотов завоевать заветный титул чемпиона мира. Намерены хлопнуть дверью напоследок и в BMW. Максимилиан Гюнтер второй год показывает лучшее время на тестах. Остается только конвертировать это в победы в гонках.

«Я верю, что у Формулы Е светлое будущее. Жаль, что Audi и BMW покидают чемпионат, но думаю, что список тех, кто хочет присоединиться, гораздо длиннее», – сказал Гюнтер в интервью официальному сайту чемпионата.

Намерены вернуться в борьбу за титул в команде Nissan e.dams – Себастьен Буэми соскучился по победам. Так или иначе, борьба обещает быть интересной.

Взгляды болельщиков уже устремлены к сезону 2022/2023 года, когда в Формуле Е сменится технический регламент и на старт выйдут машины третьего поколения, которые будут легче, меньше и мощнее. Но это всё вопросы будущего, а пока первый чемпионат мира готовится к старту. И как отметил британский журналист Джек Николс: «Единственное, что предсказуемо в Формуле Е – это непредсказуемость».

Обе гонки Формулы E в Эд-Диръия на российском телевидении покажет телеканал Eurosport 2. Начало трансляций в пятницу и субботу в 19:50 по московскому времени.

Действующий чемпион Формулы E Антонио Феликс да Кошта на шейкдауне в Саудовской Аравии © FIA Formula E
Действующий чемпион Формулы E Антонио Феликс да Кошта на шейкдауне в Саудовской АравииФото: FIA Formula E

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle