Незаконченное дело. Экскурс в историю Aston Martin в Формуле 1

3 марта в 18:32
Фото: Aston Martin F1

Свой первый Гран При британская марка провела 99 лет назад...

В 2021 году в Формуле 1 появилась новая заводская команда – Aston Martin. Британский бренд, прочно ассоциирующийся с агентом 007 Джеймсом Бондом, вновь попытает счастья в Формуле 1. Ради этого в Aston Martin приостановили разработку гиперкара и завершили программу GT в чемпионате мира по гонкам на выносливость, а также пригласили четырехкратного чемпиона мира Ф1 Себастьяна Феттеля.

Несмотря на то, что британский бренд является знаковым в мире автоспорта, снискать успехов в Формуле 1, Aston Martin не удалось. Это при том, что в 1959 году компания праздновала победу в Ле-Мане вместе с Роем Сальвадори и Кэрроллом Шелби и а затем выиграла и «1000 км Нюрбургринга». Но в Ф1, что называется, не задалось.

Aston Martin на Гран При Франции-1922 © Aston Martin
Aston Martin на Гран При Франции-1922Фото: Aston Martin

Британская компания была основана в 1913-м Робертом Бэмфордом и Лайонелем Мартином. Создатели всегда мечтали, чтобы название (сначала она называлась «Бэмфорд & Мартин») прежде всего ассоциировалось с автоспортом и гонками. На это и был настрой.

Первые попытки заявить о себе в Гран При относятся в 1922-м, за 28 лет до появления Формулы 1. В то время гонки проводились как индивидуальные соревнования, а не как чемпионат. Движущей силой проекта Aston Martin стал граф Луи Зборовски. Он являет собой яркий пример гонщика того времени. Это и благородное происхождение (его корни восходят к семье Астор из Германии, которая мигрировала в Америку, и там ее представители стали первыми мультимиллионерами, торгуя мехом и недвижимостью. Это и страсть к гонкам, и непоколебимое мужество, чтобы выйти на старт в качестве гонщика (как тут не вспомнить о том, насколько «безопасны» были гонки в то время).

Aston Martin на Гран При Ирландии-1930 © Aston Martin
Aston Martin на Гран При Ирландии-1930Фото: Aston Martin

20-е годы были для производителей автомобилей непростым временем. Бум начала века пошел на спад, экономическая ситуация оставляла желать лучшего, а развитие шло семимильными шагами. Многие марки не смогли поддержать такой темп и закрылись. В Aston Martin были на грани несколько раз, но всякий раз им удавалось отойти от края благодаря инвесторам. И одним из таких инвесторов был Зборовски. Но он поставил и условие: для участия в гонках Гран При должен быть построен гоночный автомобиль, и он сам будет им управлять.

К главной гонке 1922-го, Гран При Франции, такие машины были готовы. Два гоночных Aston Martin выехали на трассу, но вскоре оба сошли из-за проблем с мотором. Зборовски был разочарован, но в дальнейшем команда смогла добиться некоторого успеха, были подиумы. Впрочем, в 1924-м Зборовски переключился на сотрудничество с Mercedes, которое закончилось трагически. В Монце, в одной из гонок, граф погиб в аварии. В Aston Martin еще какое-то время продолжали выступать, правда безуспешно. После неудачи на Гран При Великобритании в 1926-м программу свернули.

DBR1 в 24 часах Ле-Мана 1959 года © Aston Martin
DBR1 в 24 часах Ле-Мана 1959 годаФото: Aston Martin

Возобновление программы в гонках Гран При приходится на 50-е годы, ставшие звездным часом Aston Martin. Взять хотя бы победу в «24 часах Ле-Мана» в 1959-м. Для работы с проектом машины для Формулы 1 британский бренд нанял Эберана Эберхорста, успешного конструктора машин Auto Union GP 30-х годов. Эберхорст машину для Формулы 1 сделал. В 1957-м был создан автомобиль Aston Martin DBR4. Его дебют должен был быть в 1958-м, но был отложен до 1959-го. В то время приоритет был отдан чемпионату мира для спортивных автомобилей и гоночному DBR1, а Формула 1 была для марки на втором месте.
Машина DBR 4 многое позаимствовала от своего ле-мановского собрата: конструкцию подвески, трубчатую раму – хорошая идея, если бы не…

В Aston Martin не заметили того, что к 1959-му в Формуле 1 произошла самая настоящая революция – мотор стал располагаться теперь в задней части машины, а не в передней. А в Aston Martin 2,5-литровый шестицилиндровый мотор стоял спереди, что усложняло управление машиной. И хотя мощность мотора в 250 л.с. была неплохой, машина оказалась куда тяжелее конкурентов, например, у Lotus.

Дебют получился удачным. В BRDC International Trophy 1959-го Рой Сальвадори стартовал третьим, а финишировал вторым, уступив победу будущему чемпиону мира того года Джеку Брэбему. Эта гонка проходила по правилам Формулы 1, но для Aston Martin, к сожалению, не входила в зачет чемпионата. Поэтому в статистике чемпионатов команда очков не набрала. В 1959-м команда выступит в Ф1 еще четыре раза и лучшим результатом станет два шестых места Роя Сальвадори. Только вот очки в то время присуждали лишь первым пяти пилотам.

DBR4 на Гран При Великобритании-1959 © Aston Martin
DBR4 на Гран При Великобритании-1959Фото: Aston Martin

После неудачи в гонке в Великобритании в 1960-м (Сальвадори сошел, а его напарник был только 11-м), гоночный проект в Формуле 1 был закрыт, чтобы сосредоточиться на выступлении в чемпионате мира для спортивных автомобилей. Руководитель команды Джон Вайер, так резюмировал итоги проекта: «В 1958-м наша машина могла побеждать в гонках, в 1959-м была умирающим лебедем, в 1960-м стала дохлой воняющей рыбой».

Спустя почти 50 лет после финальной гонки Aston Martin британская марка снова проявила интерес к Формуле 1. В 2009-м Дэвид Ричардс, ранее возглавлявший Benetton и BAR, хотел выставить свою команду Prodrive с Aston Martin в качестве партнера. Однако FIA не разрешила участвовать команде и проект закрылся.

С 2018-го по 2020-й Aston Martin была титульным спонсором Red Bull Racing © Red Bull Racing
С 2018-го по 2020-й Aston Martin была титульным спонсором Red Bull RacingФото: Red Bull Racing

В 2018-м Aston Martin вернулась в Формулу 1 в качестве титульного спонсора Red Bull Racing. За 11 млн евро в год логотип британского производителя красовался на машине вплоть до конца 2020-го. Но Aston Martin не имела ничего общего ни с шасси, ни с двигателем. Не изменится это и в 2021-м, хоть и заявлено, что Aston Martin вернулась как заводская команда. Шасси построено предыдущим коллективом – Racing Point, а моторы поставлять будет Mercedes.

В данное время Aston Martin будет выступать в Формуле 1 по лицензии от производителя спортивных машин, основным акционером которого является Лоуренс Стролл. Именно канадец и объединил Racing Point и Aston Martin, став перед этим владельцем обоих брендов. Какой окажется третья попытка Aston Martin в Формуле 1, покажет время.

Статистика Aston Martin в Формуле 1

5 гонок
0 очков
3 гонщика (Рой Сальвадори – 5 гонок, Кэрролл Шелби – 4, Морис Тринтиньян – 1)

Перевел и адаптировал материал: Александр Евграфов

Источник: f1-insider.com/aston-martin-formel-1-team-historie

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle