«Я всё понял, просто голова раскалывается». Каким был дебют Кими Райкконена в Ф1. Часть 2

4 марта 2021 в 14:49
Фото: Sauber Group

Как Кими проехал в Монако с отключенным трекшн-контролем, почему McLaren выбрала его, а не Ника Хайдфельда, и что помешало ему атаковать на Сузуке?

4 марта исполнилось 20 лет с первой гонки Кими Райкконена в Формуле 1. Каким был дебют одного из самых популярных пилотов современности? Подробно в подкасте британского издания The-Race рассказал первый гоночный инженер финна Жаки Экелярт. Предлагаем вашему вниманию вторую часть инсайда...

«Мне не нравится, я еду очень медленно». Каким был дебют Кими Райкконена в Формуле 1. Часть 1

Дебют в гонках Формулы 1

В своей первой гонке в Формуле 1 Кими Райкконен стартовал 13-м и финишировал седьмым. Очки в те времена получали шесть первых гонщиков, и уже после финиша финский дебютант переместился в топ-6...

Перед стартом гонки я сказал Кими: «Атакуй изо всех сил от старта до финиша». Тогда в Формуле 1 не было ограничений по моторам, коробкам передач, и с технической точки зрения было важно, чтобы машина постоянно работала на 100%. Некоторые компоненты были рассчитаны именно на работу на пределе, поэтому если гонщик ехал на 95%, то машина, грубо говоря, становилась на 5% менее надежной. И Кими выполнил мое указание: атаковал всю гонку. До очков, правда, не хватило – он проиграл около 12 секунд Оливье Панису на шестом месте. Но потом Оливье получил 25-секундный штраф, и Кими оказался в зачетной шестерке. Если бы он не атаковал на последних 15 кругах, то, скорее всего, так и остался бы седьмым.

Помню, наш диалог после новости о штрафе Паниса. Говорю: «Ты в первой шестерке. Поздравляю с очками в дебютной гонке». Он посмотрел на меня своими голубыми глазами и сказал: «Ещё пять мест, и мы у цели». В этом весь Кими.

Авария в Имоле

В трех следующих гонках Кими Райкконен сошел. Самым странным сходом стала авария в Имоле, когда на полном ходу руль просто отсоединился от рулевой колонки.

Это была на 100% вина команды. Как мы потом выяснили, из-за неправильного расчета нескольких фиксирующих деталей рулевое колесо отсоединялось от рулевой колонки, если гонщик тянул его на себя. Так что Кими был совершенно ни при чем. Нам повезло, что он не получил травм.

При изучении телеметрии после гонки мы увидели, что Кими пытался поставить руль на место. При полном отсоединении руля все данные пропали, затем снова появились и опять пропали. Но самое поразительное, что при попытке поставить руль на место Кими не сбросил скорость и продолжил разгоняться. Скорость машины в тот момент составляла 240 км/ч!

Пилотаж в Монако без трекшн-контроля

Так как Кими Райкконен никогда не гонялся в Формуле 3000 и Формуле 3, городскую трассу в Монте-Карло он совсем не знал. Перед началом гоночного уик-энда мы прокатились вместе на скутере, но дороги в тот день были открыты для дорожного движения, поэтому познакомиться толком с трассой ему не удалось.

При этом в квалификации финский новичок опередил напарника Ника Хайдфельда, причем практически на две десятые секунды. Но в самом начале гонки на его машине возникли технические проблемы.

Точно не помню, примерно на пятом круге после старта Кими сказал по радио, что потерял мощность. Мы позвали его в боксы, изучили проблему и поняли, в чем дело. Оказалось, из-за сбоя датчиков система контроля тяги (трекшн-контроль) ограничила работу мотора. Я сказал Райкконену: «Мы можем отключить трекшн-контроль и выпустить тебя обратно на трассу. Проедешь побольше кругов, получше познакомишься с трассой – пригодится на будущее. Но учти, ты поедешь без трекшн-контроль, так что будь аккуратен. Кими сказал: «Окей, без проблем». За оставшиеся 45 кругов он не допустил ни одной ошибки, а в какой-то момент гонки показал лучшее время круга, которое в итоге стало седьмым в списке. И это без трекшн-контроля, в Монако!

В шаге от подиума

В своей шестой по счету гонке в Формуле 1 – на Гран При Австрии – Кими Райкконен финишировал четвертым. И еще через один этап, в Канаде, он вновь оказался на подступе к подиуму.

Да, это было потрясающе. Но с другой, мы с командой видели, что с каждым следующим этапом Кими всё лучше осваивается с шинами, заметно прибавляет не только в скорости на одном быстром круге, но и в гоночном темпе. Он и сам часто отмечал, что чувствует себя всё увереннее за рулем. Поэтому мы ожидали, что рано или поздно он начнет показывать такие высокие результаты».

Ещё раз Райкконен финишировал в первой пятерке в июле на Гран При Великобритании, где занял пятое место. Больше до конца сезона он очки не набирал, но его дальнейшая судьба на тот момент уже была практически определена.

Кими и McLaren

К середине сезона-2001 в прессе поползли слухи о том, что Кими Райкконеном интересуются ведущие команды, Ferrari и McLaren. И действительно, уже на этапе в Монце в начале осени стало известно, что в 2002-м он заменит в McLaren своего соотечественника, двукратного чемпиона мира Формулы 1 Мику Хаккинена.

Понимали ли мы, что он уйдет от нас после одного сезона? И да, и нет. Мы видели, что многие вокруг признают талант Кими. А Роберстоны ещё задолго до анонса уведомили нас, что он может уйти в McLaren на место Хаккинена, подумывашего об уходе из Формулы 1.

Конечно, было жаль расставаться с ним. Но Кими заслуживал места в топ-команде и был очень амбициозен. Я несколько раз разговаривал с ними на эту тему, и он всегда был максимально честен, говорил, что хочет в следующем сезоне хочет пилотировать более конкурентоспособную машину. Я прекрасно понимал его. У Sauber не было возможностей дать в 2002-м ему более быструю машину, чем McLaren.

Не говорю, что Sauber была плохой командой. Но наш клиентский мотор Ferrari был на 30-40 л.с. слабее заводского Ferrari, а McLaren тогда была фактически заводской командой Mercedes. Поэтому мы знали, что наш максимум – статус лучших из остальных в чемпионате, четвертое место в Кубке конструкторов, как в 2001-м. Опередить такие большие команды, как Jaguar, Toyota, Renault, было само по себе достижением для нас.

Кими переживал, что Петер Заубер не отпустит его. У него был трехлетний контракт с нами. Но я сказал: «Мы не станем мешать твоей мечте». Я был уверен, что всё будет хорошо. В конце концов Петер отправился в штаб-квартиру Mercedes в Штутгарте, встретился с руководством концерна и, полагаю, заключил очень выгодную сделку. Хотя, я не полагаю, я знаю! Эта сделка очень помогла в дальнейшем развитии нашей команды.

Почему McLaren выбрала Райкконена, а не Хайдфельда?

Приглашение Кими Райкконена в McLaren стало серьезным ударом для напарника финна Ника Хайдфельда. Немец с 1997-го являлся протеже компании Mercedes и, считалось, что именно окажется в McLaren, когда в британской команде освободится место.

Конечно, Ник сильно расстроился. Он очень надеялся стать следующим гонщиком McLaren. Но надо понимать, что команда хорошо его знала по работе тест-пилотом в 1998-м и 1999-м. Тогда тесты были неограниченны, и Ник за эти годы проехал на машине Формулы 1 несколько тысяч километров. Поэтому его опыт отнюдь не ограничивался одним боевым сезоном в команде Prost. И вот представьте: в одной команде с ним появляется неопытный Кими и уже на четвертом этапе сезона оказывается впереди него в квалификации. Выбор Рона Деннис был понятным.

Уже в начале карьеры Кими был не против выпить

Напоследок Жаки Экелярт рассказал забавную историю про страсть Кими к алкоголю.

Да, иногда бывало, что накануне заездов он выпивал. Расскажу историю, которая произошла на заключительном этапе сезона-2001 в Сузуке.

Как и большинство трасс в календаре, Сузука была в новинку для Кими. В четверг я его предупредил: «Полегче с алкоголем перед началом уик-энда. Ну и вообще будь осторожнее завтра: трасса очень скоростная, ухабистая». Он ответил: «Да, да».

И вот в пятницу утром началась первая тренировка. Я вижу, что в некоторых скоростных поворотах Кими сильно сбрасывает газ. Не сказать, что он совсем уж замедлялся, но и не атаковал вообще. В перерыве между выездами на трассу я показал ему на телеметрии, что Ник Хайдфельд проходит эти виражи гораздо быстрее. А до этого я сделал ему замечание по радио. И, значит, Кими подходит ко мне ближе и говорит: «Ты можешь больше не говорить мне об этом по радио? Я всё понял: надо атаковать, хоть сейчас и тренировка. Просто у меня до сих пор голова раскалывается».

Перевел и адаптировал: Иван Беликов

Источник: the-race.com/formula-1/bring-back-v10s-inside-raikkonens-controversial-f1-debut

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle