Двигатель прогресса или копия «Мерседеса»? Технический обзор Ferrari
В среду команда Ferrari представила свое новое оружие на предстоящий сезон Формулы 1, и технические эксперты the-race.com Скотт Митчелл и Марк Хьюз оценили новинку...
Первое, что привлекло внимание зрителей на презентации обновленного шасси команды Ferrari, это расцветка. Сама машина осталась традиционно алой, но в задней части виднеется явный переход в цвета бургундского вина. Но больше всего поклонников Скудерии удивило появление зеленого цвета в обрамлении логотипов Mission Winnow на кожухе двигателя. Что ж, как есть. По крайней мере не цвет машины выигрывает гонки.
Предыдущий сезон оказался для самой успешной команды в истории Больших Призов крайне неудачным: машине с юбилейным индексом SF1000 не хватало ни мощности мотора, ни аэродинамики. В результате коллектив занял лишь шестое место в Кубке конструкторов. И обновленное шасси SF21 существенно прибавило в обеих областях.
Перенос кардинальных изменений технического регламента на 2022 год вряд ли позволит Ferrari компенсировать отставание от лидеров на 100%, тем более, что дефицит отчасти был связан с техническими директивами FIA по поводу использования топливного потока и сжигания масла вместе с бензином.
И все же командам в нынешнем межсезонье дали определенную свободу действий. Во-первых, они получили карт-бланш на изменение аэродинамических плоскостей шасси, во-вторых, им выдали по два токена для серьезных механических структурных изменений, которые Ferrari потратила на заднюю часть шасси, в том числе обновив заднюю подвеску.
Руководитель команды Маттиа Бинотто считает, что произведенные изменения позволят существенно увеличить скорость машины на прямых.
«Прошлый год был для нас сплошным разочарованием, – отметил итальянец. – Мы, конечно, понимаем, что больше не можем позволить себе подобного, нам нужно выступить гораздо лучше.
Как глава команды я, разумеется, чувствую полную ответственность за результат, будучи частью такой команды. Нет, я не ощущаю давления, речь идет именно об ответственности и гордости».
Что касается главных изменений, произведенных в Скудерии в межсезонье, то мы можем говорить о модернизированном турбонагнетателе силовой установки, новой коробке передач и обновленной геометрии задней подвески.
На протяжении прошлого сезона команда не могла обновить двигатель из-за введенной «заморозки», так что все силы отдел мотористов бросил на модернизацию силовой установки в преддверии нового чемпионата.
И хотя кардинальных архитектурных изменений, к числу которых можно, например, отнести разнесение турбины и компрессора (это вариант для сезона-2022, когда регламент на моторы будет «заморожен» на три года), в команде очень серьезно поработали на компоновкой агрегата для предстоящего сезона.
Главным компонентом, который подвергся изменениям, стала турбина, но также в команде отметили, что обновили двигатель внутреннего сгорания, тепловой мотор-генератор и другие детали в системе рекуперации энергии.
Руководитель отдела мотористов Ferrari Энрико Гуалтьери заметил, что главной целью было максимально, насколько это возможно, увеличить эффективность силовой установки в межсезонье. Также от указал, что с поставщиком топлива и масла – компанией Shell – была проведена большая работа, за счет чего с условного времени круга удалось снять больше десятой доли секунды.
«Мы очень много работали с двигателем внутреннего сгорания, пытаясь до предела повысить его термический КПД, – сказал Энрико. – Турбокомпрессор был полностью пересмотрен, чтобы он соответствовал требованиям обновленного двигателя. Кроме того, мы серьезно поработали над эффективностью выхлопных газов. Электронная составляющая гибридной части также была оптимизирована, насколько было возможно.
Из всего этого появился, по сути, новый мотор. Это была огромная командная работа, при этом большая заслуга в этом была наших партнеров и поставщиков.
Мы отдали невероятно много сил этому проекту, но вместе с тем мы параллельно работаем еще и над силовой установкой для 2022 года. Этот проект для нас еще более важный, поскольку тот агрегат строится сразу на три года».
Вместе с двигателем на новой машине Ferrari были обновлены коробка передач и конструкция задней подвески. Это потребовало расходования выделенного FIA токена.
Глава отдела шасси Скудерии Энрико Кардиле заметил, что в команде очень быстро решили, что именно этот аспект должен подвергнуться кардинальному обновлению.
«Работа в этой области вкупе с усилиями мотористов позволила сделать заднюю часть шасси гораздо более компактной по сравнению с SF1000, – сказал Кардиле. – Мы также полностью пересмотрели систему охлаждения, увеличив роль центрального радиатора и сделав кузов более узким».
Специалист также сказал, что в команде сконцентрировались на этой области, чтобы нивелировать потери в аэродинамической эффективности от нового регламента на днище и дополнительные аэродинамические элементы.
В связи с тем, что в Ferrari потратили выделенные токена на заднюю часть шасси, передняя часть машины осталась похожа на прошлогоднюю, за исключением геометрии аэродинамических плоскостей и обновленного обтекателя в рамках прежней структуры безопасности.
Но не обошлось по итогам презентации и без привычных для Формулы 1 намёков на копирование чужих идей. Так, например, обновление задней подвески на машине SF21 почти полностью повторяет прошлогодние идеи Mercedes с той лишь разницей, что итальянцы действовали хитрее, чтобы остаться в рамках выданных им токенов.
Если бы они напрямую скопировали геометрию подвески, им пришлось бы менять коробку передач и заднюю структуру безопасности, что потребовало бы расхода токенов сверх нормы.
Что же сделали в Ferrari и в чем заключалась прошлогодняя инновация Mercedes? Как вы помните, инженеры из Брэкли в минувшем сезоне полностью изменили расположение нижнего треугольного рычага задней подвески, включая диагональный рычаг, также называющийся тянущей штангой. Это фактически позволило сдвинуть всю конструкцию подвески чуть назад, чтобы увеличить объем воздушного потока в очень важной зоне между задними колесами и нижней частью кузова. И в этом году преимущества такой компоновки могут сказаться еще сильнее из-за ограничений регламента на геометрию задних кромок днища.
В Ferrari не могли себе позволить полностью скопировать компоновку задней подвески у Mercedes, поскольку это потребовало бы дополнительных токенов. Но в команде придумали хитрый способ обойти это ограничение, соединив задний рычаг не со структурой безопасности, как у Mercedes, а непосредственно с картером коробки передач, который специально для этих целей был продлен назад.
То, что в Скудерии потратили токен на изменение коробки передач, позволило им получить еще небольшое преимущество: они смогли поднять дифференциал для создания глубоких аэродинамических каналов в этой важной зоне.
Посмотрим, как все эти существенные изменения скажутся на чемпионской гонке в предстоящем сезоне. Сможет ли Ferrari оставить неудачи минувшего первенства позади?
Ждать осталось недолго...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://the-race.com/formula-1/ferraris-ingenious-effort-to-mimic-mercedes-through-tokens/ https://the-race.com/formula-1/ferrari-reveals-main-engine-changes-and-new-rear-end/ https://the-race.com/formula-1/ferrari-launches-2021-f1-car-with-revised-livery/