10 главных интриг в MotoGP в 2021 году
Что новый сезон в чемпионате мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам готовит болельщикам? AUTOSPORT.com.ru разбирает основные интриги...
В предстоящие выходные в Дохе стартует чемпионат мира MotoGP. В отличие от Формулы 1, где расклад сил более-менее известен, в мотогонках все весьма непредсказуемо и назвать чемпиона заранее практически нереально.
1. Каким будет календарь нового чемпионата?
Спасаясь от ограничительных мер из-за пандемии коронавируса, авто и мотоспорт нашли прибежище на Ближнем Востоке: Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия. Здесь тепло, здесь есть условия для тренировок и гонок. Формула Е, Формула 1, а теперь и MotoGP по достоинству оценили восточное гостеприимство. Правда, не обошлось и без ложки песка. Песчаная буря, которая мешала на тестах гонщикам Формулы 1 в Бахрейне, вовсе сорвала заключительный тестовый день в Дохе. Но все это мелочи перед перспективой провести наконец-то провести чемпионат в полном объеме.
Насколько полном? Вопрос пока открыт. Организаторы запланировали 19 этапов: два первых пройдут в Катаре, а затем чемпионат отправится в Европу. Среди этапов привычный набор, но встречаются и «дебютанты». На 11 июля запланировано проведение первого 1981 года Гран При Финляндии. В октябре запланировано четыре этапа в Австралии и Юго-Восточной Азии, а завершить сезон предполагается в Валенсии. Но это, что называется, на бумажке. Ситуация с COVID-19 может эти планы серьезно подкорректировать, несмотря на все меры безопасности. Вирус уже напомнил о себе: перед началом этапа в Катаре без гоночного инженера как минимум до воскресенья остался Маверик Виньялес.
2. Докажет ли Хоан Мир, что его чемпионство в сезоне 2020 не было случайным?
Сезон 2020 года многие называют суматошным – состоялось лишь 14 этапов из 19-ти запланированных. Хотя в каком чемпионате он не был таковым. Было много падений, в том числе и фаворитов, пропуски этапов из-за заражения коронавирусом.
Значит ли, что надо уменьшить ценность неожиданного чемпионского титула Хоана Мира? На счету испанца только одна победа, но его история успеха – это свидетельство о том, что стабильные выступления могут порой принести больше, чем несколько побед и несколько сходов. У его ближайшего преследователя Франко Морбиделли было три победы на сезон и три схода. Три раза не добирался до финиша в очках и сам Мир, но он ещё трижды поднимался на вторую ступень и стабильно пополнял очковый багаж. В новом сезоне у Мира будет отличный мотоцикл Suzuki. На предсезонных тестах он показал свою скорость, а желание доказать заслуженность своего титула только подстегнет 23-летнего гонщика с Мальорки, как и наличие в команде не менее голодного до побед напарника Алекса Ринса.
3. Когда и в какой форме вернется Марк Маркес?
В последние годы испанский гонщик всегда расценивался как один из фаворитов в борьбе за чемпионский титул. Даже после травмы в прошлом году все ждали, что пропуск пары этапов не помешает ему вернуться в чемпионскую битву. Но… Как раз именно желание скорее вернуться на трассу и сыграло над Маркесом злую шутку. Последствия травмы усугубились, в организм попала инфекция, дав осложнения, и под угрозой оказался не только пропуск трех-четырех этапов или даже конца сезона, а вообще вся гоночная карьера Маркеса. Но, к счастью, медики в Испании разобрались, что к чему.
«Через 14 недель после операции на инфицированном суставе правой плечевой кости команда медики, основываясь на данных клинического обследования и рентгенограммы, сочли процесс восстановления костной ткани удовлетворительным. С этого момента Маркес может переходить к более активным тренировкам, восстанавливая силу и подвижность суставов перед постепенным возвращением к гонкам, – говорится в заявлении Honda. Мартовское заявление команды успокоило многочисленных фанатов. Honda даже заявила Маркеса на два первых этапа в Катаре. И снова но…
Практически через день стало ясно, что Маркес как минимум две первые гонки пропустит. Сколько пропустит еще – решит консилиум медиков. Сам Марк, как бы не был он талантлив, тоже скептически относится к возможности бороться в этом году за титул. «Вылечить перелом кости – это одно, а нарастить мышечную массу для нагрузок – совсем другое. Было бы идеально, если бы я просто взял и поехал как раньше, но это нереально. Посмотрим, сколько гонок потребуется, чтобы стать прежним Марком – одна, две или полсезона», - цитирует его Crash.net. Действительно сколько? Ответить на этот вопрос сможет только время.
4. Как быстро Пол Эспаргаро адаптируется к мотоциклу Honda?
Оставшийся без работы трехкратный чемпион мира MotoGP Хорхе Лоренсо следит за происходящим на трассе исключительно с трибун и делится своим мнением в соцсетях. Зачастую это мнение приобретает насмешливый и оскорбительный характер. От испанца досталось Кэлу Кратчлоу, Алейшу Эспаргаро. Последнему Лоренсо напомнил, что тот за 18 лет выступлений не выиграл ни одной гонки. Для гонщика Aprilia в этом году шансы исправить статистику невелики (хотя в гонках может случиться всякое), но вот для его младшего брата Пола, который перешел в заводскую команду Honda, открыть победный счет вполне реально.
Honda возлагает большие надежды на Эспаргаро-младшего в отсутствии Марка Маркеса. В прошлом сезоне травма лидера команды дорого обошлась японскому коллективу – за весь сезон команда не выиграла ни одной гонки. Такое случилось впервые с 1982 года. Отсюда и повышенные ожидания со стороны японского производителя. Но сможет ли Пол справится с мотоциклом Honda? На предсезонных тестах он хоть и не возглавлял протоколы, но показывал вполне стабильные результаты.
5. Придаст ли переход в SRT Yamaha сил и мотивации Валентино Росси?
Как оценить форму гонщика, чья предыдущая победа была в 2017 году? Это при том, что выступал он на мотоцикле, который мог бороться за победы. Конечно же, с определенным скепсисом. А учитывая, что ему уже 42 года – возраст по меркам гонок уважаемый, то аргументов в пользу более молодого поколения становится все больше. Даже если это легендарный Валентино Росси.
Прошлый сезон Вале будет вспоминать всегда, наверное, с дрожью. Несколько сходов, а затем еще и коронавирус, из-за которого итальянец пропустил сразу три этапа. В итоге лишь 15-е место в общем зачете. Не лучший результат для легенды.
После окончания сезона Росси покинул заводскую команду Yamaha и в 2021-м будет выступать за клиентский коллектив Petronas SRT. При этом отмечалось, что у Росси будет мотоцикл такой же спецификации, как и у гонщиков заводской Yamaha. Но в паддоке вовсю поговаривают о том, что Доктор Вале вскоре покинет трассу. «Во многом это будет зависеть от его формы и от того, насколько он будет конкурентоспособен. После 6-7 гонок мы получим ответы и сделаем выбор», — сказал в интервью итальянской редакции телеканала SkySport директор VR46 Riders Academy и Sky Racing Team VR46 Алессио Салуччи.
Впрочем в карьере Росси уже был трехлетний перерыв между победами, с 2010 по 2013 годы. И это не помешало Валентино и дальше выступать на высоком уровне. В Yamaha уверены, что Росси останется с ними. К тому же сам он прекрасно освоился в новой команде, назвав атмосферу в ней «великолепной».
Но есть еще один вопрос – решит ли Росси выставить в 2022 году в премьер-класс мотогонок собственную команду. Тем более, что гонщики для нее уже есть. Например, его сводный брат Лука Марини, ставший третьим гонщиком академии VR46, который будет выступать в MotoGP после Франко Морбиделли и Франческо Баньяи.
6. Как проявит себя Фабио Куартараро в заводской команде Yamaha?
Кому точно не позавидуешь, так это Фабио Куартараро, заменившему Валентино Росси. Груз ответственности огромен, ведь француз пришел на место семикратного чемпиона мира MotoGP, все ждут результатов и побед – прессинг еще тот. Впрочем, новичок Yamaha уже благополучно освоился в команде. Во второй день первых предсезонных тестов в Катаре он показал лучшее время, опередив Джека Миллера на 0,077 секунды. К слову, первую тройку замкнул тогда Алейш Эспаргаро, тогда как всего 0,001 секунды от гонщика Aprllia оказался Франко Морбиделли из частной команды Petronas SRT Yamana. Вот уж где плотность результатов, которым позавидовала бы Формула 1.
Так или иначе, на счету француза рекорд трассы в Лосаиле (хотя и продержался он недолго, но об этом ниже), три победы в сезоне-2020, опыт ошибок, которые стоили ему борьбы за титул и огромное желание отыграться. Впрочем, для этого 21-летнему гонщику надо сначала справиться с эмоциями, которые порой берут свое и толкают к ошибкам. А как известно, промахи же и потери очков в заводской команде воспринимаются куда болезненнее.
7. Что даст Ducati полное обновление состава?
В команде из Борго Панигале решились на интересный эксперимент – Ducati полностью обновила состав. Джек Миллер и Франческо Баньяя перешли в заводскую команду из частной Pramac Ducati. На этом обновления не закончились – к сезону 2021 года мотоцикл Desmosedici приобрел несколько аэродинамических новшеств, что позволило Джеку Миллеру установить новый рекорд трассы Лосаил, принадлежавший ранее Марку Маркесу. А Жоан Зарко из команды Pramac на таком же мотоцикле Ducati разогнался до 357,6 км/ч, установив новый рекорд максимальной скорости в MotoGP.
Эксперты отмечали, что помимо мощности мотора к сильным сторонам Desmosedici теперь можно отнести и более уверенное прохождение поворотов. А это значит, что давняя проблема итальянских мотоциклов, возможно, решена.
Два года подряд, в 2018 и 2019 году в Лосаиле выигрывал Андреа Довициозо как раз на мотоцикле Ducati. И в этом году у пилотов, выступающих на итальянской технике, есть прекрасные шансы хорошо начать сезон – ведь две первые гонки сезона пройдут на одной и той же трассе.
8. Продолжит ли KTM свое восхождение к успеху?
В предыдущем сезоне австрийская команда трижды добивалась побед, что стало невероятным успехом для KTM в гонках MotoGP. До этого никогда прежде KTM не побеждала в премьер-классе. Более того, в зачете производителей KTM опередила Honda (во многом из-за того, что Маркес выбыл из строя). Соперники даже заподозрили, что в KTM на 2021 год готовится кардинальное обновление двигателя, что позволит получить значимое преимущество. Но еще в ходе презентации нового мотоцикла руководитель гоночной программы Пит Байрер, заявил, что кардинальных обновлений не будет. Сделано это еще и в силу того, что из-за пандемии команды пошли по «формульному пути», фактически заморозив технический регламент. А это означает, что триумфатор прошлогодних гонок в Австрии и Португалии Мигель Оливейра и проводящий только второй сезон в MotoGP Икер Лекоуна, а также опытный Данило Петруччи и первый победитель гонок в MotoGP из Южной Африки Брэд Биндер попытаются составить конкуренцию лидерам-завсегдатаям.
9. Сможет ли Aprilia улучшить свои результаты?
Итальянская команда за последние пять лет прочно осела на дне таблицы. И если раньше спор велся и с KTM, то теперь австрийцы ушли далеко вперед. Настоящим ударом для Aprilia Racing Team Gresini в минувшее межсезонье стала смерть основателя и руководителя коллектива — Фаусто Грезини. Он скончался от последствий Covid-19. Последние годы Gresini была частью заводского проекта Aprilia, но в 2022-м вернется к независимому статусу – увы, без своего основателя и лидера...
Заключительный сезон в заводской статусе команде, конечно же хочется провести на высокой ноте и с хорошим очковым багажом. В этом команде поможет опытный Алейш Эспаргаро и его напарник Лоренцо Савадори. Последнего смело можно отнести к новичкам MotoGP, у него лишь три Гран При за спиной.
10. Что покажет в своем дебютном сезоне Лука Марини?
В предстоящем сезоне в Королевском классе дебютируют трое: два итальянца Лука Марини и Энеа Бастианини и испанец Хорхе Мартин, ставший напарником Жоана Зарко.
На предсезонных тестах лучшим новичком был Мартин на Ducati Desmosedici GP21, но Бастианини на мотоцикле 2019 года отстал от него всего лишь на 0,022 секунды. Однако всё внимание журналистов и болельщиков больше приковано к Луке Марини, сводному брату Валентино Росси и пилоту его команды Sky VR46 Avintia.
На тестах Лука стабильно улучшал свое время, привыкая к новой для себя технике. Помогут ли ему советы его титулованного брата? В свое время другая пара братьев так решила вопрос между собой. «Запомнить тысячу советов, которые Марк мне дал, было не так-то просто. В какой-то момент он так меня достал, что я попросил его: «Пожалуйста, больше ничего не говори! Мне нужно усвоить всё то, что ты уже мне сказал», – рассказал Алекс Маркес, младший брат Марка Маркеса.