Первое очко – лишь начало для Williams
Первое в этом сезоне очко, добытое Williams в Венгрии, придало команде новых сил. Но, как рассказала в беседе с Эдом Стро Клэр Уильямс, настоящее вдохновение команда черпает в последовательной реализации программы, призванной исправить ситуацию. Её первым шагом стало приглашение Пэта Симондса
Ожидая вручения кубка за победу команды на Гран При Венгрии, руководитель Mercedes Росс Браун краем глаза увидел на мониторе хронометража итоговые результаты гонки.
«У Williams одно очко», - произнес британец, ни к кому конкретно не обращаясь, но при этом осознавая, что команда, в которую он пришел молодым инженером в далёком 1978 году, впервые в этом сезоне добралась до десятки сильнейших. А ведь на протяжении тех четырех десятилетий, что Росс работает в Ф1, куда чаше вызывала удивление ситуация, при которой Williams не удавалось заработать очки.
Скромное десятое место, которое Пастор Мальдонадо добыл в тяжелейшей борьбе в воскресной гонке на Хунгароринге, можно назвать каплей в море по сравнению с тем, на что может рассчитывать команда такого уровня, размера и амбиций. И всё же, это весьма знаменательное событие.
Во-первых, сезон-2013 уже не войдёт в историю команды в качестве самой неудачной кампании с момента появления Williams Grand Prix Engineering в 1977 году. Эта сомнительная честь так и останется у самого первого сезона, когда бельгиец Патрик Нев за рулём клиентского шасси March 761 так и не смог заработать ни одного очка.
Однако Williams по-прежнему рискует закончить сезон на самой низкой в своей истории позиции в Кубке конструкторов. В данный момент, команда занимает девятую строчку, отставая от Sauber на шесть очков, которые, в принципе, может легко отыграть в оставшейся части чемпионата.
Но добьётся ли Williams достаточного прогресса, чтобы после августовского перерыва подняться на одну – а при попутном ветре даже на две – позиции в таблице, не столь и значительно. Что действительно важно, так это принятые решительные меры, направленные на искоренение слабых мест.
Наиболее очевидный шаг для достижения этой цели – приглашение в команду Пэта Симондса на должность технического директора. Специалист, который приступит к своим обязанностям 19-го августа, должен задействовать весь свой опыт и навыки, чтобы привести в чувство технический департамент Williams, располагающий значительными ресурсами и богатым потенциалом.
Клэр Уильямс, которая в начале сезона была назначена на должность заместителя директора команды, в последние месяцы старалась разобраться с тем, как устранить недостатки команды в технической области.
В конце концов, ушедший сейчас Майк Кофлэн, казалось, вел команду по верному пути, ведь по ходу кампании 2012 года автомобили Williams часто демонстрировал впечатляющую скорость.
«В конце прошлого года мы полагали, что добились значительного прогресса с машиной, - рассказывает Уильямс. – Но когда вышли на старт этого сезона – поняли, что реальность никак не соответствует ожиданиям.
Все сотрудники команды были разочарованы этим фактом, но мы с удвоенной энергией принялись за работу в попытках изменить ситуацию. Требовалось разобраться с глобальными проблемами, но от гонки к гонке приходило понимание: мы прогрессируем не такими темпами, каким хотели бы.
Стоит изучить, как работает команда инженеров, чтобы отыскать первопричину проблем. Формула 1 развивается семимильными шагами, и вам необходимо поддерживать этот темп. Если начнете отставать – ждите бед, и для Williams было просто недопустимо закончить сезон без очков.
Майк работал с нами в течение короткого промежутка времени – всего 18 месяцев – однако он внес значительный вклад в наши достижения конца 2011-го и всего 2012 года.
И всё же, мы пришли к обоюдному согласию: нам необходимо внести некоторые изменения на уровне руководства технического отдела, и Майк был очень любезен, признав это. Следовательно, мы продолжили поиски».
К счастью, они продлились не столь долго, как обычно бывает в таких ситуациях. Пэт Симондс – носитель богатого опыта, начавший карьеру в Формуле 1 в команде Toleman ещё в далёком 1981 году – оказался свободен.
Британца уволили из команды Renault из-за памятного скандала на Гран При Сингапура, а также на определённый срок запретили занимать какие-либо должности в Формуле 1. Однако по истечении наказания он вернулся в Ф1 в качестве консультанта (а де-факто – технического директора) Marussia в июле 2011 и бвстро напомнил всем о своих качествах и навыках.
Поскольку Пэт не числился в штате Marussia, заключить с ним контракт удалось без лишних проволочек. Конечно, он не имеет никакого отношения к первому очку Williams, но как только Симондс через несколько недель прибудет на базу команды в Гроув, он сможет оказывать серьёзное влияние на дальнейшие выступления коллектива.
«На самом деле, очень непросто найти высший технический персонал – нам немало повезло, что Пэт оказался свободен, так как числился в Marussia лишь консультантом, - продолжает Уильямс. – Он присоединится к нам 19 августа, и мы надеемся, что это окажет влияние на уровень конкурентоспособности команды.
Хочется верить, что Пэту удастся улучшить темп нашей текущей машины FW35 до окончания сезона, и он вдобавок поможет в проектировании и разработке FW36 для будущей кампании. Таков план его работы.
Конечно же, мы не надеемся на взмах волшебной палочки. Было бы наивно полагать, что один специалист, придя в команду, насчитывающую 550 человек, сможет в корне изменить ситуацию всего за каких-то несколько месяцев.
Нам, как совету директоров, ещё предстоит проделать определённую работу, чтобы привести организацию работы в команде к необходимому виду. И вдали от посторонних глаз уже идет очень серьезная работа».
Клэр не стала вдаваться в подробности относительно других изменений в техническом штабе, но вполне разумно предположить, что они будут сделаны в других областях.
Также поговаривают о некоторых проблемах с корреляцией данных из аэродинамической трубы, и, как это частенько случается с командами, испытывающими сложности, аэродинамические новинки, конечно же, работают не так эффективно, как должны бы.
При этом никто не гарантирует, что все трудности будут преодолены разом. В этом году в McLaren уже усвоили, сколь важнейшую роль играют вопросы коммуникации, организации и процедура принятия решений. В этих областях Williams необходимо прибавлять.
В то же время, команде удалось добиться несомненного прогресса в работе с машиной 2013 года: в Венгрии Пастор имел шансы попасть в третий сегмент квалификации, если бы смог немного улучшить свой очень достойный результат, показанный в первой части сессии.
Это подтверждает, что у Williams уже есть неплохой базис, потому команде нет необходимости разрушать все до основания, чтобы затем отстраивать структуру с нуля.
Когда начнёт свою работу Симондс, его первой задачей станет устранение некоторых недостатков в механизмах работы команды. С точки зрения средств и ресурсов, Williams является достаточно сильным коллективом, чтобы быть значительно выше тех позиций, на которых находится в данный момент, и приоритет заключается в реализации этого потенциала. Это не самая большая команда на стартовой решетке, но далеко и не аутсайдер.
«Нам необходим опыт Симондса, - говорит Уильямс. – Команда знает, как побеждать, мы выигрывали на протяжении многих лет – но сейчас нам не удается регулярно одерживать победы уже на протяжении длительного времени.
За спиной Пэта – тридцатилетний успешный опыт работы в гонках Гран При и победы в чемпионате мира. Он очень спокойный, расчётливый инженер. То, что он оказался свободен – подарок судьбы!
Но так не бывает, чтобы один человек полностью изменил положение вещей. У нас сильная команда, и нам попросту необходимы правильные методы и процедуры в работе, а также грамотно выстроенная для их реализации структура».
Неизбежно возникает вопрос о финансовой ситуации в Williams. Если команда закончит чемпионат на девятом месте, то получим относительно небольшую долю общего призового фонда. Однако эта сумма будет не сильно меньше той, что британцы заработали по итогам 2012-го, когда машина позволяла побороться за пятую позицию в Кубке конструкторов, но завоевать получилось только восьмое.
Именно здесь в игру вступает сама Клэр Уильямс. Если Симондсу предстоит обеспечить высокий уровень конкурентоспособности команды в технической сфере, за коммерческую сторону вопроса отвечает дочь основателя. Данное правило напоминает о тех днях, когда Патрик Хэд исполнял роль «технического мозга» команды, а Фрэнк Уильямс занимался финансами.
«Мы никогда не закладываем в бюджет прогнозируемые доходы от нашей позиции в Кубке конструкторов, - продолжает Клэр. – Это неразумно. Обычно сумма призовых занижается. Мы осуществляем грубую оценку, но никогда не станем целиком и полностью полагаться на эту цифру, так как подобный шаг скрывает в себе серьезный риск.
Мы акцентируем свое внимание на доходах, полученных от спонсоров и коммерческих сделок, а также от деятельности нашей компании Williams Advanced Engineering. С коммерческой точки зрения наш бизнес чувствует себя довольно хорошо.
Конечно, в финансовой области перед нами стоят непростые задачи. Из-за нового технического регламента в 2014 году расходы на двигатели значительно возрастут. Однако я могу твёрдо заявить, что наша главная цель на следующий сезон – выигрывать Гран При. Мы всерьёз настроены достичь её, хотя это и требует серьезных расходов.
Потому нам важно аккумулировать как можно больший бюджет, чтобы удостовериться, что в следующем году у нас будет конкурентоспособная машина, соответствующая новым правилам. Надо сказать, наш коммерческий отдел делает по-настоящему здорово справляется со своей работой.
У нас в Williams налажена стабильная партнёрская сеть: это около 25 компаний, с большинством из которых мы работаем на долгосрочной основе, соглашения со многими из них распространяются и на будущий сезон.
Нам ещё предстоит проделать определённый объём работы, чтобы удостовериться, что на следующий год у нас будет максимально возможный бюджет – но это уже мои обязанности, на данной задаче сконцентрировано моё внимание и мои усилия.
Рынок очень непрост, но я не сомневаюсь, что мы получим в свое распоряжение необходимый бюджет».
С 2011 года венесуэльская энергетическая компания PDVSA является центральным стержнем этого бюджета. Считается, что благодаря такому сотрудничеству команда получает 30 млн. фунтов в год. Чуть ранее возникали опасения, что в связи со смертью президента Венесуэлы Уго Чавеса партнёрству PDVSA и Williams может наступить конец.
Но несмотря на все слухи – и невзирая на то, что любая команда была бы рада заполучить в свой портфель инвесторов компанию PDVSA, – Уильямс не ставит под сомнение будущее этого сотрудничества.
«PDVSA – наш долгосрочный партнёр, - говорит Клэр. – Компания точно останется с нами в следующем году».
Ключевой вопрос состоит в том, смогут ли в Гроуве с пользой распорядиться своим бюджетом?
За последние десять лет у Williams было слишком много намеков на возможный успех, которые так и не стали реальностью. К счастью, команда видит Пэта Симондса не лже-мессией, а именно опытным техническим директором с проверенной на самом высоком уровне репутацией.
Обнадёживает, что его приход не считают панацеей от всех бед. Пока что мы ни на йоту не приблизились к ответу на вопрос, вернётся ли Williams в ряды топ-команд, и когда это случится. Один человек, даже такого калибра, не в состоянии преодолеть абсолютно все неудачи команды на пути к успеху.
Учитывая всё вышесказанное, не может не радовать тот факт, что британцы делают всё возможное, чтобы такие люди, как Росс Браун, в будущем не удивлялись заработанным Williams очкам.