Гран При Венгрии: Обзор гонки от Марка Хьюза

Марк Хьюз
10 августа 2013 в 2:50

Даже завоевав поул, Льюис Хэмилтон был уверен, что успех в гонке невозможен – но в Mercedes смогли справиться с венгерской жарой и обеспечить своему пилоту убедительную победу на Хунгароринге. Марк Хьюз рассказывает, как складывалась гонка

«Обидно, что в гонке я не смогу побороться с этими ребятами, – сказал Хэмилтон сразу после того, как опередил в квалификации Себастьяна Феттеля на Red Bull и Ромена Грожана на Lotus. – Но завтра мы просто обязаны сделать все, что в наших силах».

Предполагалось, что в гонке британец будет терять позиции, мучительно пытаясь контролировать температуру задних шин. «Если мы выиграем завтра, это будет чудо», – вздохнул Льюис.

Тем не менее, днем позже он стоял на высшей ступени подиума, справа от него был Кими Райкконен, слева – Себастьян Феттель. Хэмилтон отлично провел гонку, как оказалось, Mercedes может работать с резиной не хуже других.

Да, Льюису немного повезло, когда Феттель и Грожан застряли в самый ответственный момент за Дженсоном Баттоном на McLaren, который был на длинном отрезке на более жестком типе резины. С другой стороны, сам Льюис смог быстро обойти бывшего напарника, выехав на трассу позади него после первого пит-стопа.

За счет более высокой скорости Mercedes на прямых Хэмилтон уже через круг после посещения боксов при помощи DRS обогнал Баттона в первом повороте.

Это был решающий момент гонки – преимущество пилота Mercedes сразу же стало расти и с 1,7 секунды быстро увеличилось до десяти с лишним, пока Феттель и Грожан теряли время позади McLaren.

Феттель и Грожан потеряли время позади McLaren Баттона © LAT
Феттель и Грожан потеряли время позади McLaren БаттонаФото: LAT

Но даже если бы гонщики смогли обогнать Баттона, далеко не факт, что им удалось бы взять темп, позволяющий догнать Mercedes. С другой стороны, все ожидали, что W04 вновь будет страдать от повышенного износа резины – и вовсе не факт, что команда из Брэкли имела бы возможность гибко переиграть тактику пит-стопов для Льюиса, возникни такая необходимость.

Однако никаких намеков на то, что температура задних шин близка к критическому рубежу, не было. И даже возникало ощущение, что износ у них не сильнее, чем у Red Bull.

«Смею предположить, что они [Mercedes] нашли какое-то решение, - сказал Пол Хембри из Pirelli, - учитывая температуру дорожного полотна в районе 50 градусов и те проблемы, с которыми они сталкивались раньше, для них все должно было бы складываться по худшему сценарию».

Головоломка из настроек машины в целом, аэродинамики в частности и уровня износа шин – это задача посложнее кубика Рубика, очевидного решения здесь нет и быть не может.

Но все говорит о том, что возвращение к передним шинам с конструкцией 2012 года и меньшим уровнем сцепления – боковые стенки у них менее гибкие, потому не берут на себя столько нагрузки, распределяя ее по всей поверхности пятна контакта – помогло Mercedes. Задняя резина больше не перегружались из-за перераспределения нагрузки с «избыточно цепких» передних колес, а значит и не перегревались.

Было еще измененное передние крыло и связанные с ним другие незначительные модификации, но все это не было целенаправленно использовано для решения проблем с износом. Сам факт изменения шин несколько снизил преимущество Mercedes в квалификации, но зато в гонке задняя резина больше не перегревалась через несколько кругов после старта, достигая отметок на 20 градусов выше, чем на машинах остальных команд.

Умело реализованная тактика с двумя пит-стопами принесла Райкконену второе место
Умело реализованная тактика с двумя пит-стопами принесла Райкконену второе место

Lotus по-прежнему сохраняет очевидное преимущество в работе с резиной – второе место Райкконена досталось команде благодаря тактике с двумя пит-стопами и длинному заключительному отрезку, в то время как остальные пилоты из числа лидеров предпочли более безопасный вариант с тремя остановками в боксах.

С учетом скорости, которую демонстрировал Грожан, команда могла рассчитывать на победу, если бы располагала более высокими стартовыми позициями – однако основное преимущество Хэмилтона заключалось именно в старте с поула. Фактически, ситуация складывалась так же, как и год назад.

Грожан в итоге финишировал лишь шестым, но при этом украсил гонку ярким пилотажем, ощущения от которого оказались немного смазались из-за пары полученных им штрафов.

До старта не только Хэмилтон полагал, что будет терять позиции – основная же борьба ожидалась в споре между Феттелем и Грожаном.

Однако, когда погасли огни стартовых светофоров, пилот Mercedes беспрепятственно сохранил лидирующую позицию, а позади развернулась ожесточенная борьба за второе место: Ромен стартовал лучше, и ему почти удалось проскользнуть вперед, но Себ начал выжимать его влево. Оба мчались вперед с максимально возможным ускорением, немец продолжал смещаться в сторону Lotus, пока передние колеса машины соперника не оказались между передними и задними колесами его Red Bull, почти коснувшись боковыми понтонами.

Все могло закончиться печально для них обоих, уступать никто не хотел – но в итоге в первом повороте Грожан остался снаружи, допустил небольшой занос, из-за чего на мгновение потерял темп – и окончательно отдал вторую позицию Феттелю.

Нико Росберг из Mercedes был рядом, во время сражения дуэлянтов ему пришлось притормозить, чтобы избежать контакта, чем не преминул воспользоваться Фернандо Алонсо.
Когда они проходили круто уходящий вниз второй поворот, Нико занимал внутреннюю его сторону, но пилот Ferrari был гораздо быстрее и легко обогнал соперника, даже поравнявшись в какой-то момент с Грожаном.

Ромен по-прежнему не желал уступать и теперь уже сам выдавил Фернандо на бордюр, из-за чего тот потерял в скорости и притормозил Росберга. Это позволило Фелипе Массе нырнуть внутрь перед третьим поворотом и поравняться с Mercedes Нико.

Росберг угодил в "замес" на первом круге, опустившись с четвертой на 12-ю позицию
Росберг угодил в "замес" на первом круге, опустившись с четвертой на 12-ю позицию

Нико попробовал захлопнуть калитку, но было уже слишком поздно, и ему пришлось по широкой траектории выехать в асфальтовую зону безопасности, пропустив Райкконена.

Однако Кими явно не был готов к тому, как рано Масса начнет тормозить на подъёме перед слепым четвертым поворотом. Финну пришлось заблокировать колеса и широко выходить из поворота – Росбергу тотчас удалось отыграться. Теперь они уже мчались к затяжному правому пятому повороту.

Нико поравнялся с Фелипе и попытался зайти в поворот одновременно с ним, находясь на внешнем радиусе, но в итоге задел торцевую пластину переднего антикрыла Ferrari и резко дёрнул руль влево, чтобы избежать более серьезного контакта. Прежде чем ему удалось вернуться на трассу и вновь набрать скорость, мимо проскочили Марк Уэббер на Red Bull, удачно стартовавший Дженсон Баттон на McLaren и несколько других пилотов.

По итогам первого круга Росберг скатился с четвертой на 12-ю позицию – явно не лучшее начало гонки в его карьере. Дальнейшее развитие событий для немца оказалось полностью предопределено таким дебютом. В дальнейшим он долго и упорно боролся с Пастором Мальдонадо на Williams, пока, наконец, за шесть кругов до финиша мотор Mercedes не приказал долго жить.

Хэмилтон же к концу первого круга оторвался от Феттеля на 1,1 сек, чему оказался весьма удивлен: «Я думал, они сразу же повиснут у меня на хвосте и начнут кинжальные атаки, но все оказалось не так плохо». Но все же, о победе Льюис в тот момент даже не задумывался, а потому не стремился любой ценой наращивать отрыв. Себастьен подобрался ближе и даже оказался в секундной «зоне DRS».

Но машине лидера чемпионата в этот день хронически не хватало скорости на стартовой прямой, тогда как у Mercedes c этим все было хорошо, так что Феттель не мог выйти вперед, даже задействовав подвижное крыло. На финишной линии очередного круга показатели обоих гонщиков были одинаковыми – по 250 км/ч.

К точке замера скорости, расположенной несколькими сотнями метров дальше, Хэмилтону удавалось выжать из Mercedes еще 53км/ч, в то время как у Red Bull его соперника этот показатель составлял только 43 км/ч. Льюис теперь был в безопасности, особенно с учетом того, что на Себа начал наседать Грожан.

Первая тройка оторвалась от Алонсо, за которым по трассе шел Масса – несмотря на поврежденную торцевую пластину крыла, бразилец успешно сдерживал натиск Райкконена. А вот Фернандо вдруг обнаружил, что в гоночной конфигурации его машина уже не так хороша, как была раньше. И сомнений, почему так, у испанца не было.

По мнению Алонсо, новая резина пошла во вред Ferrari © LAT
По мнению Алонсо, новая резина пошла во вред FerrariФото: LAT

«С прежней резиной наша машина работала так же, как Lotus. Сейчас темпы износа ускорились», – с уверенностью заявил он.

Какое-то время Алонсо открывал крыло системы DRS каждый раз, как поступал сигнал о том, что есть такая возможность. Оказалось, что устройство не перевели из квалификационного режима в гоночный, то есть испанец мог задействовать DRS, даже проигрывая более секунды впереди идущему сопернику.

Как только команда заметила это на телеметрии, пилоту тотчас приказали задействовать крыло лишь после прямого разрешения из боксов. По данным FIA, Фернандо за счет нарушения отыграл в общей сложности только одну секунду за всю гонку, так что в итоге штрафа не последовало.

Резина более мягкого состава, на которой начинала гонку первая восьмерка, могла продержаться только 10-12 кругов из-за сильного зернения передней левой шины. Соответственно, большей части стартовавших с первых рядов пришлось использовать тактику с тремя пит-стопами, так как вариант с двумя остановками требовал 30-круговых отрезков на каждом из новых комплектов более жесткой резины.

Несмотря на ощутимую разницу во времени круга между составами, вышло так, что после своего первого пит-стопа лидеры оказались позади пилотов, избравших длинный первый отрезок на жестком составе. Дело в том, что общее время нахождения на пит-лейне превысило 21 секунду из-за нового ограничения скорости в боксах, составившего 80 км/ч.

Задняя резина на машине Льюиса только начала терять свои свойства, и на девятом круге он отправился в боксы. Сам пит-стоп длился всего три секунды, Хэмилтон получил новый комплект более жесткого состава и вернулся на трассу сразу за занимавшим седьмое место Дженсоном Баттоном. В первый поворот они вошли «плечом к плечу», инициатива – благодаря прогретой резине – была в руках у пилота McLaren.

Казалось, что Льюис не сможет воспользоваться преимуществом свежих шин на круге выезда из боксов. «Я подумал, что удача вновь не на моей стороне, и уже был готов к тому, что Себ после пит-стопа окажется впереди меня», – вспоминал позже Хэмилтон.

Если бы дело происходило на любом из предыдущих этапов сезона, у Red Bull Racing была бы реальная возможность вывести своего пилота вперед за счет пары лишних кругов на трассе – их обеспечили бы свойства шин. К тому же, Льюис застрял за более медленным соперником.

Собственно, на командном мостике RBR собирались воплотить в жизнь именно этот план.
Феттель должен был оставаться на трассе два лишних круга, чтобы затем точно оказался впереди Баттона. Но реальность внесла свои коррективы.

Хэмилтон вовсе не застрял надолго позади соперника из McLaren. В конце первого же круга на новой резине, которая все еще обеспечивала высокий уровень сцепления, он наилучшим образом вышел из финального поворота, используя весь «зацеп» в погоне за Дженсоном, на машине которого резина была уже порядком изношена. Льюис использовал и KERS, и DRS – и в слип-стриме смог легко провести успешную атаку против бывшего напарника в первом повороте.

Борьба Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона на Гран При Венгрии
Борьба Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона на Гран При Венгрии

С другой стороны, скорость Феттеля оказалась хуже, чем ожидали в Red Bull Racing – резина уже не выдерживала. Если до этого, следуя за Хэмилтоном, Себ держал темп порядка 1.27, то теперь, даже оказавшись на оперативном просторе, мог проходить круги лишь за 1.28,5.
И все же, это было на 0,5 секунды быстрее, чем у Баттона. И если бы Феттель преодолел свой заключительный круг до пит-стопа с той же скоростью, то вернулся бы в гонку впереди Дженсона. Но передние шины окончательно сдали, и на круге заезда в боксы Себ был на целую секунду медленнее Хэмилтона.

Механики Red Bull Racing провели мега-быстрый пит-стоп – всего 2,6 секунды, – но когда Себастьян выезжал обратно на трассу, Льюис уже давно пронесся мимо, более того, Баттон также успел обогнать лидера сезона. Кругом позже, увидев в зеркалах, что Red Bull располагается позади McLaren, Хэмилтон впервые ощутил в глубине души что-то похожее на надежду.

Но оставалась еще одна угроза: Грожан. Он вовсю наседал на Феттеля, пока тот мучился на протяжении последних кругов до пит-стопа. Это сразу навевало воспоминания об отличной скорости Lotus на Нюрбургринге, особенно когда пилоты оказались на лидирующих позициях

Ромену было нечего терять – он прилично опережал Алонсо, – потому команда решила задержать его на трассе еще на пару кругов после того, как Феттель отправился в боксы. Однако лучшее время, которое он смог показать, составило всего лишь 1.28,5, а круг заезда на пит-стоп получился таким же медленным, как и у Себа.

Француз вернулся на трассу сразу следом за соперником из RBR, после чего они оба застряли за Батоном на последующие 11 кругов. Скорость на прямых не позволяла им выйти вперед таким же образом, как это ранее удалось Льюису.

Теперь все складывалось в пользу Хэмилтона, которому оставалось следить за шинами и не в ущерб им наращивать отрыв от своих соперников.

В Lotus ухитрились на одном круге обслужить обоих своих пилотов, чтобы Кими не потерял времени на старых шинах. Именно в этот момент его тактику изменили: теперь Райкконену предстояло ехать к финишу всего с двумя остановками. На трассу он вернулся по-прежнему позади Массы, но вскоре опередил Ferrari.

Выбор более жестких шин на стартовый отрезок позволил Марку Уэбберу временно возглавить гонку © LAT
Выбор более жестких шин на стартовый отрезок позволил Марку Уэбберу временно возглавить гонкуФото: LAT

Новым лидером гонки в этот момент стал Марк Уэббер, стартовавший на жестких шинах и проводивший длинный первый отрезок. Ему удавалось поддерживать хорошую скорость, опережая Хэмилтона примерно на пять секунд.

Удивительно, но жара даже сыграла Льюису на руку: сам он наматывал круги по свободной трассе, а вот Феттель, проведя пару кругов в аэродинамическом мешке непосредственно позади Баттона, получил от команды распоряжение подотстать, так как двигатель начал перегреваться.

У Mercedes в Венгрии был ряд обновлений, направленных на более эффективное охлаждение. Хэмилтон не мог его в полной протестировать новинки, находясь на оперативном просторе – зато Росберг мог. И у него все работало успешно.

Вынужденно отказавшись от идеи обгона Баттона на прямой вдоль боксов, Феттель теперь пытался обойти его во второй зоне DRS, то есть на подходе ко второму повороту. Грожан тоже маячил где-то рядом, так что выглядело это все несколько нервно.

Себ предпринял пару атак в этом месте, а на 17-м круге в скольжении налетел на McLaren, надломив правую часть переднего антикрыла. Выйти вперед он по-прежнему и не смог, а теперь еще и появилась недостаточная поворачиваемость из-за полученных повреждений. Может быть, ситуацию позволили бы как-то исправить дополнительные возможности кинетического рекуператора?

«Нет, мы не можем перевести KERS в особый режим», – прозвучал ответ с капитанского мостика. По жаре перегревались не только двигатели, но и другие не менее важные компоненты машины. Алонсо также смог вплотную подобраться к этой группе. Грожан, как мог, пытался опередить Red Bull немца, но оборона Феттеля была непробиваемой. Что-то назревало.

И назрело-таки на 24-м круге. Лидировавший Марк Уэббер поехал в боксы и вернулся на трассу сразу позади Алонсо. Феттель в это время атаковал Баттона в связке 4-го и 5-го поворотов, McLaren уже явно не хватало сцепления, так как комплект резины прошел к тому моменту 27 кругов (включая квалификационные).

Дженсон стал легкой добычей для Себастьяна, как только тому удалось удержаться на внешнем радиусе я четвертом повороте и оказаться внутри в пятом. Обнаружив себя вне траектории, Дженсон подпустил вплотную еще и Грожана, да и Алонсо также высматривал возможность опередить англичанина.

Lotus и McLaren подошли к следующей «эске» бок о бок. Преимущество в траектории было у Грожана, но он почему-то решил, что Баттон уже сдался, поэтому принял левее, то есть туда, где проходит классическая гоночная линия, выводящая к правому повороту. Беда была лишь в том, что там уже находился его соперник.

Грожан обошел Баттона после совершенно лишнего контакта... © LAT
Грожан обошел Баттона после совершенно лишнего контакта...Фото: LAT

«Я не мог сдвинуться еще левее», – заявил позже Дженсон. Машины столкнулись, и французу пришлось выехать в зону безопасности, но все же он остался впереди. На выходе из поворота Алонсо также обошел McLaren.

Баттон поехал в боксы за свежей резиной, заодно требовалось проверить, насколько серьезными оказались повреждения, полученные при контакте с Lotus.

Удивительно, но Грожан также поехал на пит-стоп на следующем круге, то есть спустя всего 12 кругов после своего первого визита в боксы. «Это было необходимо, чтобы переиграть Феттеля», – объяснил гоночный директор Lotus Алан Пермейн.

На свежем комплекте резины скорость Ромена и впрямь оказалась лучше, чем у лидера сезона, но в Red Bull Racing не захотели отвечать пит-стопом на пит-стоп, чтобы потом не пришлось проходить слишком длинный финальный отрезок.

Однако прежде, чем побороться с Феттелем, Грожану нужно было еще преодолеть препятствие в лице Фелипе Массы, еще не менявшего шины в очередной раз.

На 28-м круге Ромен подобрался к бразильцу на подходе ко второму повороту – обороняясь, Фелипе оказался вне оптимальной траектории в третьем. Ferrari не хватило сцепления, чтобы выйти из него наилучшим образом.

На подъеме преимущество уже было у Lotus. Однако, четвертый поворот – пятая передача, скорость 210 км/ч, слепой выход, всего одна реальная траектория – это явно не самое подходящее место для обгона. И что же Ромену было делать со всем созданным преимуществом? Учитывая немногим ранее не самые разумные действия француза во время инцидента с Баттоном, можно было ожидать чего угодно – но здесь Грожан проявил себя с лучшей стороны. Он решил пройти Массу в четвертом повороте, но по внешней траектории.

Все замерли в ожидании того, как будут развиваться события. Даже небольшое соприкосновение колес в этом месте могло привести к страшным последствиям, но Ромен пошел на опасный маневр, не моргнув глазом. Дома его жена вот-вот должна была родить их первенца.

Понятно, что Ромену пришлось немного заехать на поребрик, и его колеса оказались за белой чертой, отделяющей границу гоночного полотна. Надо сказать, последовавшие позже обвинения в нарушении правил в этом эпизоде выглядят излишне жесткими.

Ведь именно в такие моменты во всей красоте проявляется невероятный дух автоспорта, как это смогли сделать, скажем, Алонсо в 2005 году в повороте 130R или с Уэббером в 2011-м в Eau Rouge. И все же, формально нарушение было, так что судьи приступили к изучению этого эпизода вдобавок к раннему инциденту с Баттоном.

...а затем красивым маневром по внешнему радиусу четвертого поворота оставил не у дел Массу
...а затем красивым маневром по внешнему радиусу четвертого поворота оставил не у дел Массу

Пока же Грожан отыграл несколько позиций. По сравнению с его подвигами, у Хэмилтона гонка проходила вполне беззаботно. Он опережал Феттеля на 12 секунд. Сам Себастьян был в пяти секундах впереди Алонсо, на которого жестко наседал Марк Уэббер.

Совершив свой второй пит-стоп на 31-м круге, Хэмилтон вернулся на трассу как раз позади этой пары. В последнем повороте 33-го круга Льюис сместился внутрь, Марк попытался вытеснить его, и машины почти столкнулись.

Хэмилтону вновь не хотелось откладывать дело в долгий ящик, и он просто направил Mercedes на внутреннюю часть 3-его поворота, предоставив Марку выбор – или сдаться, или оказаться за пределами трассы. Тот предпочел отступить и отрулил в зону безопасности.

На следующем круге Феттель и Алонсо, которых разделяли семь секунд, также провели свои пит-стопы. Перед Льюисом вновь возник оперативный простор, который в этот жаркий день нужен был ему как воздух. Себастьян по возвращении на трассу вновь оказался непосредственно позади Баттона, который планировал останавливаться всего дважды по ходу гонки.

Таким образом, немец, не просто уступил Грожвну в споре за второе место – серьезной угрозой для него стал Райкконен, который также должен был останавливаться лишь дважды. Более того, партнер по RBR Марк Уэббер также являл собой определенную опасность, вернувшись в гонку в восьми секундах позади Феттеля, но получив на последнем отрезке преимущество в скорости за счет более мягкого состава шин.

На 37-м круге Грожана наказали за нарушения при обгоне Массы штрафным проездом по пит-лейну. Ромен откатился на пятую позицию, следом за Алонсо. Хэмилтон уверенно лидировал, а на распределение последующих мест больше всего сказывалось, насколько удачно другие пилоты смогли реализовать тактику с двумя или тремя пит-стопами.

Райкконен во второй и последний раз поехал в боксы на 42-м круге. Стало понятно, что в какой-то момент он окажется вторым, но вопрос был в том, сможет ли затем проехать на одном комплекте 28 кругов? Побывать в боксах еще раз, сохранив позицию, он уже не мог.

Пятью кругами позже свой заключительный пит-стоп провел и Грожан. Он проскочил отметку остановки у боксов, в итоге потратив на смену шин внушительные по нынешним меркам 3,6 сек. Француз вернулся на трассу позади Баттона, хотя мог бы оказаться и впереди.

Дженсон уже провел свой последний пит-стоп, то есть Ромену вновь предстояло опережать его на трассе, что он и сделал во втором повороте на 50-ом круге. Еще один небольшой эпизод в его гонке, богатой на события.

Райкконен и Феттель использовали разную тактику, но на финише порадовали зрителей красивой борьбой
Райкконен и Феттель использовали разную тактику, но на финише порадовали зрителей красивой борьбой

В этот момент Хэмилтон отправился в боксы, чтобы также провести свой финальный пит-стоп. На какое-то время в лидеры вышел Феттель, но ему также еще предстояло останавливаться.

Себ вернулся на трассу в трех секундах позади Райкконена, до финиша оставалось еще 15 кругов, и резина у немца была намного свежее, чем у его соперника. Началась погоня.

Уэббер провел очень длинный второй отрезок, чтобы на коротком третьем иметь возможность ехать максимально быстро на мягком комплекте резины. Он остановился на 59-м круге, до финиша оставалось еще 11, Марк уступал Феттелю 11 секунд.

Изначально австралиец мог проходить круги на 1,5 секунды лучше оппонентов, и все же ему требовалось прыгнуть выше головы, чтобы улучшить свою четвертую позицию – такова оказалась плата за неудачную квалификацию.

С отставанием в несколько секунд за Марком шли Алонсо и Грожан. Так они и финишировали, опередив Баттона, Массу, Серхио Переса на McLaren и Пастора Мальдонадо на Williams.

Ну а погоня Феттеля за Райкконеном стала отличным завершением напряженной гонки. Себ лез из кожи вон, чтобы сократить отставание, но, несмотря на изношенную резину, Райкконену удавалось поддерживать весьма приличный темп.

За три круга до финиша пилот RBR пошел в атаку на выходе из третьего поворота, и на подходе к четвертому в какой-то момент показалось, что Себ вот-вот повторит маневр Грожана против Массы. Но Райкконен выжал его, не оставив возможности занять внешнюю траекторию. Сначала чемпион выказал по радио недовольство по этому поводу, но затем, уже покинув машину, признал, что это было обычное гоночное сражение. Второе место досталось Кими.

Ну а выиграл Хэмилтон, одержав первую победу за рулем Mercdes. Право слово, чудеса иногда случаются.

ГП Венгрии: Обзор гонки от Марка Хьюза
ГП Венгрии: Обзор гонки от Марка Хьюза

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle