Гонка закончилась, вопросы остались. Анализ Гран При Азербайджана
Гоночный уик-энд в Баку запомнится множеством аварий и удивительным по своему составу подиумом. Разбираемся в ключевых моментах шестого этапа сезона-2021...
Почему сразу на двух машинах лопнуло заднее левое колесо?
За гонку произошло две серьёзные аварии на скорости свыше 300 км/ч, которые могли закончиться очень плохо. В конце 30-го круга на машине Лэнса Стролла лопнула левая задняя шина, а на 46-м круге та же участь постигла Макса Ферстаппена. И канадец, и голландец к моменту аварии проехали около 34 кругов на шинах Hard. Оба врезались в стену передней частью машины: канадец – слева, а голландец – справа. «Пожалуй, это последнее место, где хочется попасть в аварию. Обоим очень повезло», – прокомментировал Себастьян Феттель после финиша.
Авария стоила Строллу очков, а Ферстаппену – победы. В обоих случаях предпосылок к взрыву колеса не было. И пилоты, и их команды были удивлены случившимся – ни перегрева шин, ни чрезмерного износа, вибрации или хоть какого-то отклонения на телеметрии.
«Команда общалась с Максом по радио, когда лопнуло колесо. Это было неожиданно», – рассказал после аварии руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер.
В Pirelli считают наиболее вероятной причиной проколов обломки на трассе. Хотя в случае со Строллом причиной мог стать и контакт со стеной.
«Версию об износе мы исключаем. В понедельник мы сделаем следующий шаг – отправим шины в Милан для тщательного изучения, которое должно либо подтвердить версию с обломками, либо предложить какое-то другое объяснение.
Я уверен, что дело в обломках, потому что в обоих случаях прокол произошёл внезапно – подвеска, шины, тормоза работали исправно. Но пока что нельзя ничего исключать», – заявил глава автоспортивного подразделения Pirelli Марио Изола.
Конечно, возможно и то, что взрыв покрышек произошел из-за перегрузки. Но тогда на итальянцев обрушится массовая критика, ведь перед началом сезона-2021 они укрепили конструкцию шин. «Мы говорим о задней левой шине, которая не является в Баку самой загруженной – наибольшая нагрузка здесь приходится на заднюю правую, тогда как износу наиболее подвержена передняя правая. Многие пилоты проехали длинный отрезок на Hard: Норрис, Хэмилтон, Сайнс, Леклер», – добавил Изола.
По словам главы Pirelli Motorsport, теорию с обломками подтверждает повреждение шины на машине Хэмилтона: «Мы обнаружили крупный порез на заднем левом колесе машины Льюиса во время остановки гонки. Но каркас был цел, поэтому шину не спустило».
Что произошло с машиной Серхио Переса?
После первой серии пит-стопов Серхио Перес оказался на втором месте, сразу позади Макса Ферстаппена. Его напарник полностью контролировал гонку до своего схода, а сам мексиканец в это время прикрывал его от Льюис Хэмилтона, несмотря на проблемы с давлением в гидравлической системе. В команде опасались, что машина не выдержит до финиша.
На рестарте будущему победителю гонки даже не разрешили прогреть шины. Работа гидроусилителя руля полностью зависит от давления в гидравлической системе, так что команда боялась, что он попросту отключится. «Команда дала мне указание не ездить змейкой. Из-за этого у меня были холодные шины, в то время как у Льюиса резина была хорошо прогрета», – сказал Перес после финиша.
Новичок Red Bull Racing сумел довести гонку до победы, но сразу после финиша припарковался на обочине. «Мы могли потерять всё», – подчеркнул Чеко.
Пьер Гасли, финишировавший третьим, также столкнулся с техническими проблемами. Двигатель Honda на машине AlphaTauri резко потерял мощность в середине гонки. «Это стоило нам максимальной скорости на прямых и сделало Пьера уязвимым в борьбе с соперниками», – отметил руководитель команды Франц Тост. Пьер просто не мог удержать Феттеля позади, а борьба с Леклером на последнем круге стала настоящим украшением гонки.
В Honda заранее решили не устанавливать новый двигатель на все четыре машины.Но для гонки во Франции уже анонсирована новая спецификация силовой установки. Она должна стать надёжнее и, следовательно, дольше сможет работать на пределе, тем самым, выдавая больше мощности.
Почему Хэмилтон вылетел с трассы?
Макс Ферстаппен сошёл, Серхио Перес ехал на «подраненной» машине. Логично, что в Red Bull Racing опасались, что их основной соперник Льюис Хэмилтон заработает большие очки и сможет оторваться в чемпионате. Но семикратный чемпион мира Формулы 1 в этом сезоне не идеален. В Имоле он допустил ошибку под дождём, а в Баку – на рестарте.
«Я случайно задел выключатель, меняющий тормозной баланс, из-за чего просто проехал по прямой в первом повороте. Хочу извиниться перед парнями и девушками в команде. Я даже не знал, что коснулся этой «магической кнопки», – рассказал после финиша гонщик Mercedes.
В итоге тормозной баланс на машине Льюиса сместился вперёд, и его автомобиль с заблокированными передними колёсами проехал по прямой в первом повороте. Если бы не этот эпизод, Хэмилтон мог выиграть гонку.
Команда Mercedes на протяжении всего уик-энда боролалсь с недостаточным прогревом передних шин, но после многочисленных экспериментов с настройками ей удалось прибавить. «Серебряная стрела» стала быстрее на одном круге, но из-за этого W12 превратилась в монстра, поедающего шины. По этой причине Хэмилтону пришлось ехать в боксы уже на 11-м круге. После такого провала руководитель Mercedes Тото Вольф чётко обозначил требования к команде: «Нам нужно вернуться в форму – и команде, и пилотам. В эти выходные мы оказались неконкурентоспособны».
Как Себастьяну Феттелю удалось финишировать на подиуме?
Четырёхкратный чемпион мира Формулы 1 повторил то, что он сделал две недели назад в Монако: отлично провёл гонку, сберёг шины и атаковал. «Я берёг шины в начале каждого отрезка», – прокомментировал гонку Феттель.
После успешного первого старта Себу удалось пересидеть соперников на трассе, так что на рестарте после сейфти-кара у него были более свежие шины, чем у Леклера и Гасли, которых он и опередил. Пожалуй, после ошибки Хэмилтона Феттель на мгновение начал мечтать и о победе. Но на последних двух кругах Перес был просто неудержим.
Машина AMR21 оказалась хорошо приспособлена к городским трассам в Монако и Баку с их узкими поворотами. Автомобиль очень бережно обращался с шинами. Мотор Mercedes, безусловно, помог на длинной прямой в Баку. Но истинный прогресс Aston Martin можно будет оценить только во Франции, на трассе, очень требовательной к аэродинамике.
Перевел и адаптировал: Александр Кожевников
Источник: Auto Motor und Sport