Кина не будет – электричество кончилось: Почему автопроизводители начали уходить из Формулы E?
Концерны Audi, BMW и Mercedes наигрались в гонки на электромобилях и закрывают свои проекты в новом чемпионате мире. Объясняем, почему....
История стремительного взлёта интереса к Формуле Е со стороны автопроизводителей закончилась внезапно, но предсказуемо — столь же стремительным уходом сразу трёх брендов. И хотя в серии остаются ещё 7 автомобильных брендов, решение «большой немецкой тройки» может стать началом конца новоиспечённого чемпионата мира.
Оставшиеся британский Jaguar, японский Nissan, французские DS и Venturi, китайский NIO, индийская Mahindra и даже немецкий Porsche не смогут компенсировать ухода из серии Audi, BMW и Mercedes-Benz, которые в течение года объявили о прекращении заводского участия в Формуле Е. Для Audi и BMW сезон-2020/21 уже стал последним, а Mercedes-Benz останется ещё на восьмой сезон, но общего настроения это не изменит — крупные производители, вчера стремившиеся в серию, сегодня уже думают о том, как завтра оставить этот проект. В чём причина?
Если переводить казённый язык официальных пресс-релизов «большой немецкой тройки» на человеческий язык, то причина у всех брендов одна — Формула Е уже не соответствует темпам развития дорожных электромобилей. BMW прямо заявила, что получила от чемпионата всё возможное, все новинки проверила и все технологии адаптировала к серийным моделям. В Audi сообщили, что дорожные электромобили стали для бренда делом настоящего, а не перспективами будущего, поэтому смысла в кольцевых электрогонках больше для компании нет и надо тестировать электрические силовые установки на бездорожье, поэтому бюджет команды Формулы Е перенаправят на заводской проект для покорения Дакара. Mercedes-Benz практически слово в слово повторил BMW — опыт, полученный в гонках, уже реализуется в дорожных электромобилях, а большего Формула Е дать не способна.
И общим для всех трёх автопроизводителей мотивом свернуть программу в серии стало стремление перераспределить средства на более приоритетные проекты. Для Audi таковым стало создание электрического (на самом деле гибридного) внедорожника для Дакара, а BMW и Mercedes-Benz и вовсе намерены потратить освободившиеся деньги на разработку технологий и расширение производства дорожных электромобилей. Новые платформы, более ёмкие батареи, производительные электродвигатели, современная ассистирующая водителям электроника и многие другие составляющие гражданских моделей требуют огромных инвестиций. Из воздуха деньги даже такие гигантские концерны получать пока не научились, поэтому под нож идут наименее интересные в перспективе статьи расходов.
Проблемой Алехандро Агага стало отсутствие интереса к его детищу со стороны аудитории. Конечно, свою лепту в это внесла и пандемия, вынудившая отменять или оперативно заменять одни этапы другими, ограничивать доступ болельщиков на трибуны, но и без этого не сказать, что гонки в центре мировых мегаполисов не могли вынести потока ломящихся на трассу фанатов. Ничего этого не было и в помине, даже когда Формула Е стала ещё одним чемпионатом мира по автогонкам. Напротив, серию стали ассоциировать больше со скандалами.
То гонщиков наказывают за перерасход электроэнергии по ходу дистанции, то до финиша добираются считанные по пальцам одной руки пилоты, а остальные с разряженными батареями не могут даже завершить круг, то команда получает штраф за то, что её автомобиль на пит-лейне вроде бы остановился, но в то же время не остановился, но непонятно как быть, и поэтому судьи решают всё-таки пенализировать участников спорного момента… Прибавьте к этому громкий скандал из-за увольнения пилота, подменившего себя на симрейсера в виртуальных гонках, а также периодические выяснения отношений между гонщиками в социальных сетях и поймёте, что в прессе Формула Е оказывается чаще со скандалами и склоками, чем со спортивными результатами. И пусть на титул до последней гонки сезона претендуют 18 пилотов из 24-х и 10 из 12-ти команд — интересно это только самым ярым фанатам автоспорта, но никак не широкой аудитории.
Естественно, никто напрямую не будет говорить о том, что такая атмосфера в серии не сочетается с имиджем бренда, поэтому в качестве официальной причины сворачивания программ называют более понятные с точки зрения бизнеса причины. Причём наработки по Формуле Е бросать не собираются как минимум BMW и Mercedes-Benz — первые уже договорились о поставках компонентов Andretti Autosport, а вторые не теряют надежды найти покупателя на свою команду. Audi, увы, не удалось найти возможность сохранить коллектив ABT Sportsline и, похоже, одна из стоявших у истоков чемпионата команд канет в лету.
Зарабатывать на Формуле Е автопроизводители пока решительно не могут, поэтому «большая немецкая тройка» решила отказаться от того, что приносит одни расходы. Разработку и выпуск автомобилей категории GT3 ни Audi, ни BMW, ни Mercedes-AMG при этом не собираются прекращать, потому что продажа таких машин клиентским командам приносит доход. Автомобили GT3 распространены по всему миру, а вот электромобили пока с переменным успехом используются лишь в нескольких сериях с десятком-другим участников. Так что смерть бензиновых двигателей очень преувеличена — ни в автоспорте, ни на дорогах общего пользования в обозримом будущем они окончательно не уступят позиций электромоторам. Тем интереснее будет посмотреть, что придумает Формула Е, чтобы спасти свои позиции.
Максим Вершинин специально для AUTOSPORT.com.ru