Lotus готовит Райкконену новое секретное оружие
В Монцу Lotus привезет обновленное шасси E21 c увеличенной колесной базой. Эд Стро анализирует, как это повлияет на шансы Кими Райкконена в оставшейся части сезона
Фактически, сход в Спа положил конец надеждам Кими Райкконена на завоевание чемпионского титула в нынешнем сезоне.
И хотя отставание от Себастьяна Феттеля в 65 очков все еще возможно наверстать, сравнительно невысокая скорость E21 не позволяет финну надеяться на повторение победной истории 2007 года, когда он выиграл титул, отыграв у Льюиса Хэмилтона аж 60 очков "новыми". Но ведь надежда всегда умирает последней…
На прошлой неделе AUTOSPORT стало известно, что в Монце Lotus опробует обновленную версию своего нынешнего шасси E21 с увеличенной колесной базой. В Энстоуне изменили геометрию передней подвески, за счет чего колесная база увеличилась приблизительно на 10 см. На Гран При Италии команда привезет по крайней мере одно шасси с подобным решением, над которым инженеры работают уже довольно продолжительное время.
Процесс изменения колесной базы не столь сложен, как многие считают. Как один из вариантов, можно сделать длиннее монокок, но в Lotus выбрали менее затратный путь, который требует только производства новых элементов подвески, а также изменения длины носового обтекателя – чтобы переднее антикрыло находилось на достаточном расстоянии от шин. Но это вовсе не означает, что получить желаемый эффект от такого решения окажется столь же просто.
Вопрос лишь в том, а зачем все это вообще нужно? Как бы странно это не прозвучало, все дело здесь в новом симуляторе команды, который вступил в строй в прошлом году.
«Это один из результатов перехода на новый интерактивный симулятор и тех процессов, которые мы стали использовать, - объяснил руководитель Lotus Эрик Булье. – Все команды используют его по-своему. Например, в Red Bull Racing задействуют симулятор в качестве третьей ‘виртуальной’ машины [во время гоночных уик-эндов], но мы пошли другой дорогой.
Нам кажется верным использовать симулятор для принятия ключевых решений в вопросе развития машины. В отличие от RBR, мы не так богаты, так что нам надо действовать по-своему. Чтобы получить более точное представление о работе новинок перед их установкой на машину, мы задействуем симулятор, который позволяет ответить на важные для нас вопросы.
Группа инженеров, работающих над машиной, выступила с предложением изменить колесную базу шасси. Затем нам пришлось заново заниматься корреляцией данных из аэродинамической трубы – в общем, долгая история. Но все же, все в команде считают, что эти изменения позволят нам получить прибавку в скорости - так что мы решили рискнуть и пойти на этот шаг».
За счет симулятора, использование которого является непосредственной частью процесса подготовки обновлений, пилоты команды еще до старта первых тренировок в Монце смогли опробовать обновленную спецификацию шасси. Ну, по крайней мере, один из них. Работой на симуляторе занимался пилот-испытатель Lotus Николя Прост, но из двух призовых гонщиков команды обновленную E21 опробовал только Ромен Грожан. Как лаконично выразился Булье, «Кими не очень-то интересует работа на симуляторе».
Окончательное решения о том, будут ли оба пилота использовать в Монце обновленную спецификацию шасси, пока не принято. Во многом это зависит от того, смогут ли в Энстоуне изготовить в срок все необходимые компоненты.
«Я пока не знаю, - сказал Булье о планах команды на Монцу. – На производство требуется какое-то время, так что пока неясно, сможем ли мы подготовить необходимые новые части для обеих машин. Ведь нам нужно не только обеспечить новинками обоих пилотов, но также сделать запасные части.
Бывает, что использование обновлений на обеих машинах просто не имеет смысла. Скорее всего, мы проведем сравнения: один гонщик будет пилотировать прежнюю версию шасси, а другой – модернизированную, с удлиненной колесной базой. Это позволит точнее понять, какую прибавку даёт новинка.
В команде над "длиннобазной" концепцией работают все отделы без исключения, ведь изменения коснутся настроек, подвески, аэродинамических параметров. Нам даже пришлось вновь пройти краш-тест передней части шасси, так что все эти изменения потребовали от нас серьезных усилий».
В нынешней сезоне Lotus не демонстрировала скорости, которая позволяла бы команде в каждой гонке считаться одним из главных претендентов на победу, в связи с чем возникает логичный вопрос: надеются ли в Энстоуне за счет более длинной колесной базы сделать машину быстрее? Булье считает, что дело не в этом – настаивая, что изменения направлены на повышение управляемости, хотя они и позволяют получить небольшую прибавку в аэродинамической эффективности.
«Я не думаю, что нами движет именно эта идея, - отметил он. – Темп машин Ф1 зависит преимущественно от аэродинамики, но наша инженерная группа также работала над тем, чтобы сделать более эффективной управляемость E21. Изменения не столь серьезные и во многом они влияют на динамические характеристики машины, нежели аэродинамические. Но, возможно, это позволит нам найти новые решения в других областях».
Безусловно, в действиях Lotus есть доля риска. Но в настоящий момент команда занимает в Кубке конструкторов четвертое место, опережая McLaren на целых 122 очка - так что позициям подопечных Эрика Булье ничто не угрожает. В любом случае особо высоких надежд они с Монцей не связывают, поэтому даже при худшем сценарии – если обновленная версия шасси не сработает так, как ожидается – команда потеряет лишь некоторое время в тренировках, что, конечно, тоже не очень эдорово.
Но в Lotus знают, на что идут, и уверены - их идея сработает. Что самое главное – если все действительно получится, то команда, помимо прочего, получит важное подтверждение, что верно использует свой новый симулятор.
«Во всем есть доля риска, - объяснил Булье. – Все команды в один голос скажут вам, что любая новинка, которую вы привозите на гонку, может не сработать. Соглашусь, наши изменения потенциально вызывают несколько больше опасений, ведь они затрагивают подвеску, аэродинамику и рулевое управление.
Но мы должны пойти на это, чтобы удостовериться в правильности выбранного нами подхода. Сейчас процесс развития шасси стал сложнее, ведь теперь мы испытываем новые решения на симуляторе, который позволяет получить о поведении машины куда более точное представление. Посмотрим, как все сработает».
Переход на шасси с удлиненной колесной базой также станет серьезным испытанием для нового технического директора команды Ника Честера. Он сменил на этой должности первоклассного специалиста Джеймса Эллисона, который после ухода из Lotus перебрался в Маранелло.
Но Булье сразу подчеркнул, что кадровые перестановки прошли гладко, ведь Честер давно работал в команде, прежде занимая должность инженерного директора, а теперь получил повышение.
«Ничего не изменилось, - уверен француз. – Везде свой подход. Например, в Red Bull Racing есть Эдриан Ньюи, являющийся генератором абсолютно всех идей - но в нашей команде иная система.
Мы создали группу из десяти-двадцати специалистов, которые предлагают свои мнения и концепции. Наша команда не строится вокруг одного человека. В Lotus есть инженерная бригада – и технический директор, за которым остается последнее слово. Конечно, за исключением тех случаев, когда то или иное решение коренным образом влияет на характеристики машины – в такие моменты включаюсь и я тоже.
Ник легко занял место Джеймса, ведь вокруг него остались все те же люди. Методика принятия идей и концепций не изменилась».
Ничего не поделаешь, но любой разговор о Lotus всегда сводится к вопросам о финансовой стабильности. Но желание команды продолжать развитие нынешней машины вкупе с тем фактом, что на базе появился современный симулятор, а совсем недавно - и динамический стенд для испытаний коробки передач, позволяет предположить, что у Genii Capital все еще есть средства, необходимые для развития команды.
«Это просто обычные слухи, - настаивает Булье. – Не скрою, мы ограничены в ресурсах и не тратим деньги налево и направо, но Lotus развивается в соответствии с нашими планами».