Тупиковая ситуация, или Почему на рестарте в Абу-Даби не было идеального решения

Иван Беликов
19 декабря 2021 в 18:31
Фото: Aston Martin

Мы внимательно изучили спортивный регламент, нашли три нарушения правил гоночной дирекцией и Майклом Маси, но лучше варианта не было...

С финала сезона Формулы 1 с сумасшедшей, драматичной и скандальной концовкой прошла ровно неделя. Эмоции чуть поутихли, страсти улеглись. Самое время оглянуться назад, объективно оценить события последних пяти кругов и попытаться понять, а могла ли гоночная дирекция избежать всей этой чехарды с рестартом и обеспечить финиш, который одинаково устроил бы Mercedes с Red Bull Racing и их болельщиков. Мы рассмотрели все возможные сценарии и пришли к выводу, что нет…

Не пропускать круговых

По спортивному регламенту все круговые, а их на тот момент было семь, могли по указанию гоночной дирекции обогнать лидеров, проехать круг на безопасной скорости и пристроиться в хвост пелотона. Разрешается эта процедура, когда эвакуация разбитой машины (или машин) завершена и на трассе безопасно. А могли они остаться и в круге, как изначально и сообщила гоночная дирекция на 56-м круге. Почему? Тут надо учесть формулировку в спортивном регламенте под видом «Разрешается обогнать лидера, чтобы вернуться в круг» – заметьте, «не обязаны», «не должны», а «разрешается». Т.е. в виду малого количества кругов до финиша гоночная дирекция имела полное право оставить пилотов на рестарте в таком же порядке. Либо так, либо извините – времени на рестарт нет. Всё было правильно.

И вот тут гоночному директору Майклу Маси не хватило жесткости, чтобы остаться стоять на своем. Red Bull Racing и Макс Ферстаппен на том же 56-м круге начали усмехаться над его решением. «Классика», – сказал по радио руководитель команды Кристиан Хорнер. «Я не удивлен», – ответил Макс. Потом Хорнер вышел на связь с гоночным директором, и тот ответил: «Подожди минуту, я разбираюсь». И через полкруга австралиец переиграл решение. А если бы не переиграл?

Какой была бы реакция: Red Bull можно было понять, ведь голландца и Льюиса Хэмилтона разделяли пять круговых: Фернандо Алонсо, Даниэль Риккардо, Эстебан Окон, Шарль Леклер и Себастьян Феттель. Рестарт в лучшем случае дали бы на один круг. Обогнать пять круговых, дотянуться до Льюиса и обогнать его, пусть и на свежих шинах? Если даже без этого буфера Ферстаппен закрепился впереди лишь к девятому повороту, то крайне сомнительно, что при отставании в пять корпусов машины голландец смог бы что-то сделать.

От «Красных быков», прессы и болельщиков Маси гарантировано досталось бы за то, что он оставил одну четверть пелотона между претендентами на титул. Решение хоть и было верным с точки зрения буквы закона, но кого бы это волновало, тем более учитывая, что за 10 лет своего существования правило возвращения круговых ни разу не применялось в такой форме. Вновь зашли бы разговоры о размытости регламента, протекции Mercedes, и.т.д.

Кристиан Хорнер первым начал оказывать давление на Майкла Маси во время периода сейфти-кара © Red Bull Content Pool / Getty Images
Кристиан Хорнер первым начал оказывать давление на Майкла Маси во время периода сейфти-караФото: Red Bull Content Pool / Getty Images

Пропустить всех круговых – значит, не дать рестарт

В спортивном регламенте черным по белому написано, что указание гоночной дирекции «Разрешается вернуться в круг» » распространяется на всех пилотов в одном круге с лидером. Решение о рестарте принимается после того как последний круговой проехал мимо лидера – в зависимости от условий безопасности на трассе. И всё было бы нормально, если бы Льюиса Хэмилтона объехали не только Ландо Норрис, Фернандо Алонсо, Эстебан Окон, Шарль Леклер, но и Даниэль Риккардо, Лэнс Стролл и Мик Шумахер, а до финиша было бы два круга, а не один. Ведь правила гласят, что рестарт дается лишь, внимание, в конце следующего круга после того как круговые вышли вперед – за это время они должны догнать пелотон.

Круговые выходят вперед за полкруга до рестарта, обратите внимание, как далеко Шумахер © F1 TV
Круговые выходят вперед за полкруга до рестарта, обратите внимание, как далеко ШумахерФото: F1 TV

Проблема в том, что пять круговых вышли вперед за полкруга до рестарта и в момент возобновления гонки проигрывали пелотону две трети круга, а Риккардо, Стролл и Шумахер остались в круге – им указание не дали. Логика понятна: смысл тратить время на их пропуск, если они и так в хвосте пелотона. Тем более когда была дана команда другим круговым, тот же Мик находился на расстоянии километра. А решение о рестарте надо было принимать как можно быстрее. Т.е. гоночная дирекция поступилась сразу двумя пункта регламента ради того, чтобы возобновить гонку на последнем круге. Иного варианта не было. Хотя нет, даже тремя, поскольку круговым разрешили выйти вперед ещё до того как состояние трассы было признано безопасным.

Рестарт. Обратите внимание, где находятся пятерка пилотов, вернувшихся в круг с лидером © F1 TV
Рестарт. Обратите внимание, где находятся пятерка пилотов, вернувшихся в круг с лидеромФото: F1 TV

Какой была бы реакция: Предположим даже, что успели бы Риккардо, Стролл и Шумахер выйти вперед, а Норрис Алонсо, Окон, Леклер и Феттель уже начали бы следующий круг, и тут от гоночной дирекции в конце третьего сектора предпоследнего круга поступает сообщение «Рестарта не будет по причине того, что круговые не успеют догнать пелотон». В адрес гоночной дирекции посыпались бы обвинения и вопросы «А почему так поздно дали им указание?», «Почему не на 56-м круге?». Представьте заголовки в СМИ на утро понедельника: «Заторможенность гоночной дирекции с круговыми стоила эпичной развязки сезона!», «Что и требовалось доказать, Майкл Маси не справляется со своей работой!».

И никто бы, наверное, не обратил бы внимания на то, что сообщение FIA о том, что «трасса в 18-м повороте очищена» поступило уже на 57-м круге, т.е. после как пилоты между Хэмилтоном и Ферстаппеном получили указание.

:Гоночная дирекция так торопилась, что дала первой группе круговых указание вернуться еще до того как состояние трассы было признано безопасным © twitter.com/jameshullF1
:Гоночная дирекция так торопилась, что дала первой группе круговых указание вернуться еще до того как состояние трассы было признано безопаснымФото: twitter.com/jameshullF1

Смириться с финишем за сейфти-каром

Попади Николас Латифи в аварию кругом раньше или кругом позже, и не было бы у гоночной дирекции такой дилеммы. Вспомните заключительный этап сезона-2012 в Бразилии, когда за титул боролись Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. Пол ди Реста разбил машину на предпоследнем круге, на трассу выехал сейфти-кар и вопросов о возобновлении гонки даже не возникло. Времени на рестарт тогда не было физически. В Абу-Даби же ситуация была на грани: Хэмилтон завершал 53-й из 58 кругов, когда Латифи врезался в барьер в 18-м повороте. Чтобы дать рестарт, нужно было эвакуировать машину Williams за четыре круга. А если посмотреть статистику пребывания автомобиля безопасности на трассе в сезоне-2021, то не считая дождевого фарса в Спа, средняя длина отрезков под желтыми флагами как раз составляла три-четыре круга.

И действительно маршалы убрали машину и почистили трассу за четыре круга – в плане безопасности к рестарту всё было готово, а вот со спортивными правилами был затык. Вариант с рестартом с круговыми между Льюисом и Максом, как говорилось выше, не прошел. Надо было бросить все попытки и оставить сейфти-кар на финальный круг? Предположим...

Какой была бы реакция: см. пункт «Пропустить всех круговых – значит, не дать рестарт». У публики также появился бы вопрос «Как так? Почему не дали рестарт, если на трассе было безопасно?» Могли бы появиться и теории заговора о том, что Латифи, как гонщик клиентской команды Mercedes, спровоцировал выезд сейфти-кара специально, или гоночная дирекция специально нарочно тянула с решением по рестарту.

Николас Латифи разбил машину в самый неудобный момент для гоночной дирекции © Williams
Николас Латифи разбил машину в самый неудобный момент для гоночной дирекцииФото: Williams

Остановить гонку красным флагом

Остановка гонки – практика достаточно привычная для двух последних лет. Красные флаги появлялись в Монце-2020, Муджелло-2020, Сахире-2020, Имоле-2021, Сильверстоуне-2021, Баку-2021, Спа-2021, Джидде-2021, т.е. в восьми из 39 последних Гран При. Почему было бы не остановить заезд в Абу-Даби, если дирекция гонки понимала, что времени на эвакуацию машины Николаса Латифи в обрез? Ведь было бы логично: сэкономили бы время и круги и дали бы рестарт на последние два-три круга Льюис и Макс были в одинаковой ситуации.

Проблема в том, что в спортивном регламенте Формулы 1 нет такого понятия, как соревновательный красный флаг – скажем так, для обеспечения зрелищности. Есть только пункт о том, что гонка может быть остановлена, если трасса заблокирована из-за аварии, продолжение заезда невозможно из-за погодных условий или других причин, из-за которых дальнейшее проведение небезопасно, всё! При аварии Николаса Латифи трасса не была усеяна обломками, ограждение повреждено не было, пелотон беспрепятственно продолжал движение. Останавливать гонку только ради того, чтобы потом дать претендентам за титул побороться? Но ведь в гонке было еще 15 пилотов, им это зачем? Зачем поднимать на уши все команды? В конце концов надо, понимать, что FIA – не промоутер, чтобы решать, что полезно для зрелищности, а что – нет, и отвечает за безопасность соревнования.

Какой была бы реакция: Выбрось Майкл Маси красные флаги вопреки регламенту, и, поверьте, разговоров о манипуляции гонкой было бы не меньше, чем сейчас. «Нарушили собственные правила!» «Рестарта не должно было быть», «Создали интригу на последних кругах, всё ради шоу и сценария для Drive to Survive!» А Red Bull Racing упрекнула бы ещё и в протекции Mercedes, ведь Льюис Хэмилтон провел бы «бесплатный» пит-стоп и вышел бы на рестарт на новых шинах.

Что помешало дать красные флаги, как, например, в Монце-2020? С точки зрения безопасности не было такой необходимости © Red Bull Content Pool / Getty Images
Что помешало дать красные флаги, как, например, в Монце-2020? С точки зрения безопасности не было такой необходимостиФото: Red Bull Content Pool / Getty Images

***

Ситуация, как видим, действительно получилась безвыходная, но так сошлись обстоятельства. И не дать рестарт было нельзя, учитывая, что условия безопасности позволяли, и отменить из-за спортивных правил, которые всего десятый год существует в Формуле 1, было плохо. Майкл Маси выбрал более рискованный сценарий – пошел против правил, против действующих чемпионов и, навлек на себя гнев болельщиков Mercedes и Хэмилтона, и, может быть, поплатился своей должностью. А что ему было делать? Как бы вы поступили на месте австралийца? Делитесь своим мнением в комментариях...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle