Без Гран При и пилота в Формуле 1, с тревогой за трансляции и не только: Российский автоспорт летит в бездну

Иван Беликов
6 марта в 14:34
Фото: Haas F1 Team / LAT Images

Потеря этапа Формулы 1 и уход Никиты Мазепина из Haas – лишь вершина айсберга. Оцениваем последствия событий в мире для других россиян в международных гонках и соревнований...

Россия покинула календарь Формулы 1, Мазепин потерял место

Буквально за полторы недели Формула 1 осталась без российского этапа и российского гонщика. И такая нерадостная перспектива была очевидна уже вечером 24 февраля, когда титульный спонсор Гран При России, банк ВТБ, оказался под санкциями, а команда Haas спешно убрала с машины и с официального сайта логотипы компании «Уралкалий», что автоматически поставило под вопрос участие Никиты Мазепина в сезоне-2022. Финансовая поддержка в обоих случаях оказалась невозможна, плюс возник вопрос о репутационных потерях Ф1 и Haas соответственно.

Чуда не произошло: сначала Формула 1, посовещавшись с командами, объявила об отмене Гран При России, а затем и вовсе расторгла контракт на проведение этапа, действовавший до 2025 года. Поэтому увы, ни Игору Драйв и тем более Сочи Автодром мы в календаре больше не увидим. Оставалась призрачная надежда, что, глядишь, Haas найдет выход из ситуации с «Уралкалием» – ограничится сотрудничеством на отдельных этапах или обойдется без использования логотипов. Но нет, в конце концов американская команда расторгла контракт с российским спонсором и Никитой Мазепиным. В истории Гран При России и карьере четвертого российского гонщика Формулы 1 поставлена точка.

Остается надежда на то, что другой российский гонщик Роберт Шварцман проведет обещанные ему командой Ferrari две пятничные тренировки в сезоне-2022, но тут тоже все непросто.

Гран При России © Sauber Group
Гран При РоссииФото: Sauber Group

Непонятно, что с россиянами в других категориях

Десяток российских гонщиков должны были провести сезон-2022 в младших формульных сериях: Александр Смоляр в Международной Формуле 3, Ирина Сидоркова в W Series, Кирилл Смаль и Михаил Белов в FRECA, Никита Бедрин, Владислав Рябов, Максим Архангельский и Мирон Пингасов в Формуле 4, Владислав Ломко в Евроформуле Open. К счастью, FIA не пошла на крайние меры по примеру международных федераций футбола, баскетбола, хоккея и не отстранила россиян от участия, ограничившись лишением национального флага и гимна. Кроме того, инсайдеры утверждают, что автомобильные федерации Италии, Испании и других стран готовы выдать им свою лицензию. Тем не менее всех проблем это не решит.

Во-первых, непонятно, что будет с визами: может так получиться, что российским гонщикам просто запретят въезд в ту или другую страну, где проводятся соревнования. И надо понимать, что получение гоночной лицензии от другой страны – это не смена гражданства.

Во-вторых, у каждой серии, каждой команды есть свои инвесторы, партнеры, спонсоры, которые могут выступить против участия россиян. Судя по всему, нечто подобное случилось на этой неделе с Ириной Сидорковой: российская гонщица приехала на предсезонные тесты W Series в Барселону, побывала в паддоке, но участия в заездах не приняла и вернулась домой ещё до их завершения. Скорее всего, это ситуация окажется далеко не единственной.

Наконец, есть третий и пока наиболее очевидный затык во всей этой ситуации – специальный документ FIA, который теперь обязаны подписывать российские гонщики для участия в международных соревнованиях. Нет подписи – нет участия. Подписаться надо, помимо согласия на выступление под нейтральным статусом, под пунктом, обязывающим разделить с FIA солидарность с украинской автомобильной федерацией. Очень спорное требование, учитывая, что как раз украинская автофедерация настаивала на полном отстранении россиян от гонок. И уже есть несколько отказов: не подписывать документ решили Роман Русинов и российские участники чемпионата мира по ралли-рейдам.

Роман Русинов © Clement Marin / G-Drive Racing
Роман РусиновФото: Clement Marin / G-Drive Racing

Международных гоночных соревнований в России больше нет

Помимо Гран При России Формулы 1 в 2022 году в Сочи должны были пройти этап Кубка мира по Турингу, Межконтинентальный Кубок FIA по дрифту. Также в России планировалось провести мотогонки мирового уровня – чемпионат мира по мотокроссу в Краснодаре и мировое первенство по спидвею в Тольятти. Все эти соревнования отменены. Формулировка везде одинаковая: «В нынешних обстоятельствах провести этап не представляется возможным».

Лукьянюк приостановил карьеру, для Грязина ничего не изменилось

В новом сезоне первенства Европы по ралли мы уже точно не увидим на трассах Алексея Лукьянюка. Двукратный чемпион ERC ещё 25 февраля объявил в соцсетях о приостановке карьеры на фоне событий в Украине. Для другого российского гонщика Николая Грязина, выступающего в WRC2, младшем классе чемпионата мира по ралли, по сути ничего не изменится: он с самого начала карьеры участвует под латвийской лицензией, хотя и остается гражданином России. Да и выступает он за латвийскую команду, так что вроде бы проблем возникнуть не должно, опять же за исключением обязанности подписать специальный документ FIA.

Николай Грязин © Jaanus Ree / Red Bull Content Pool
Николай ГрязинФото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

КАМАЗ под санкциями

Всего три месяца назад мы с тревогой наблюдали за эпопеей вокруг недопуска белорусской команды МАЗ-СПОРТавто на ралли-марафон Дакаре. И вот теперь в подобной ситуации рискует оказаться российская КАМАЗ-мастер. Камский автомобильный завод стал одним из первых российских автопроизводителей, попавших под санкции Евросоюза. Генеральный спонсор команды, банк ВТБ, тоже под санкциями. Двух этих фактов уже достаточно для того, чтобы «Синюю армаду» по указке сверху не пустили на следующий Дакар. Опять же, взгляните на пример МАЗа: белорусов развернули домой по пути на погрузку на паром в Марселе.

Кроме того, теперь под угрозой может оказаться сотрудничество с целым рядом иностранных партнеров: производитель двигателей Cummins и поставщик шин Goodyear, производитель смазочных материалов Total. Daimler, при содействии которой был построена кабина нового спортивного грузовика, уже прекратила сотрудничество. Не забывайте и том, что один из главных спонсоров КАМАЗ-мастер – компания Red Bull. Единственная хорошая новость – до Дакара-2023 почти ещё целый год.

КАМАЗ-мастер © Flavien Duhamel / Red Bull Content Pool
КАМАЗ-мастерФото: Flavien Duhamel / Red Bull Content Pool

Под угрозой и российские соревнования

Хватит ли в условиях санкций и надвигающегося финансового кризиса денег у организаторов Российской серии кольцевых гонок, Российской Дрифт Серии и ралли-марафона Шелковый путь, чтобы провести свои соревнования? Что говорить про иностранную технику и комплектующие для участников. Речи об участии иностранных гонщиков в RDS GP и Шелковом Пути, скорее всего, теперь не идет, учитывая закрытое воздушное пространство с 36 странами.

РСКГ © Григорий Голышев / СМП РСКГ
РСКГФото: Григорий Голышев / СМП РСКГ

Что будет с трансляциями международных гонок на ТВ?

Тревожно и за трансляции гонок на российском телевидении. Тем более санкции уже дошли до спортивных трансляций: НХЛ и НБА расторгли контракты на показ своих соревнований в России, французская Лига 1 [чемпионат Франции по футболу] приостановила действие соглашения с «Матч ТВ», под вопросом возвращение трансляций Английской Премьер-лиги на тот же «Матч ТВ». А из-за ограничений работы Visa и Mastercard у российских болельщиков наверняка возникнут проблемы с оплатой подписки потокового сервиса F1 TV. Одним словом, хорошего мало, но надеемся на лучшее…

Комментарии для сайта Cackle