10 лучших моментов в карьере Кими Райкконена
В свете грядущего возвращения Кими Райкконена в Ferrari Эд Стро вспомнил десять самых ярких эпизодов карьеры финна в Больших Призах
За десять с половиной лет, проведёных в Формуле 1, Кими Райкконен зарекомендовал себя одним из самых интересных и неординарных пилотов современности.
Список памятных выступлений и всевозможных событий далеко не ограничивается титулом 2007 года, и внушительным списком из 20 побед, 16 поулов и 38 лучших кругов.
AUTOSPORT вспоминает десять ключевых эпизодов, напрямую повлиявших на формирование нынешнего имиджа финна в Формуле 1.
10. ДЕБЮТ В МОНАКО
Так как в 2001 году Райкконен пришел в Ф1 прямо из двухлитровой Формулы Renault 2.0, он не имел опыта выступлений в Монако ни в одной из молодежных серий. Дебютировать в Княжестве ему пришлось на самом высоком уровне.
Голые цифры не так много говорят о его выступление на этом Гран При. Финн квалифицировался 15-м, и финишировал последним, а точнее десятым, отстав на пять кругов. Но не спешите с выводами.
Для начала стоит отметить, что в квалификации он опередил своего напарника Ника Хайдфельда на 0,180 секунды. Но еще больше Кими удивил в гонке.
По ходу дистанции он свернул в боксы: перебои с зажиганием сделали сход почти неминуемым. Однако быстро выяснилось, что из строя вышел лишь датчик вращения колеса, который посылал неверный сигнал системе контроля тяги, а та, в свою очередь, и "душила" двигатель.
Установив это, команда велела Райкконену возвращаться в борьбу, полностью отключив при этом контроль тяги. Несмотря на все неудобства, его скорость оставалась впечатляющей. Финн умудрился доехать до финиша в ситуации, которая для большинства других пилотов закончилась бы близким знакомством с ограждением.
9. ПОСЛЕДНЯЯ ПОБЕДА ЗА FERRARI… ПОКА
В 2009 году машина Ferrari явно не позволяла претендовать на победы, но Райкконен выиграл в Спа, принеся команде такой долгожданный и необходимый результат спустя всего лишь месяц после серьёзного инцидента, который едва не оборвал жизнь Фелипе Массе на Хунгароринге.
Финн стартовал шестым, но тут же выиграл позицию у Рубенса Баррикелло из Brawn, который неудачно среагировал на стартовые огни. Благодаря эффектным – хотя, быть может, и не во всем отвечающим требованиям правил – манёврам после поворота La Source Райкконен уступал лишь лидеру Джанкарло Физикелле из Force India и пилоту BMW Sauber Роберту Кубице.
Благодаря скорости, которую ему удалось набрать на выходе из "шпильки", Кими настиг Кубицу уже в вираже Eau Rouge и обошёл на прямой Kemmel, после чего слишком широко забрал в Les Combes, но все же смог защитить свою позицию от контратаки поляка. К тому времени Физикелла был уже далеко впереди, но выезд машины безопасности подарил финну еще один шанс.
Во время рестарта Джанкарло не лучшим образом вышел из последнего поворота и Райкконен сел ему на хвост после La Source. Эффект «воздушного мешка» и использование системы KERS позволили Кими без проблем обойти итальянца.
Райкконен так и остался лидером до конца. Это правда, он едва ли смог бы выиграть без помощи машины безопасности, но в итоге всё же спас ужасный для Ferrari сезон, завоевав неожиданную победу.
8. ПОБЕДА В ДЕБЮТЕ ЗА FERRARI
Ожидания от Райкконена после его перехода в Ferrari в 2007-м были заоблачными, и он сразу принялся за дело.
На Гран При Австралии он стал лишь пятым пилотом после Хуана Мануэля Фанхио (Аргентина-56), Джанкарло Багетти (Франция-61), Марио Андретти (ЮАР-71) и Найджела Мэнселла (Бразилия-89), которому удалось выиграть дебютную гонку чемпионата мира за Ferrari. Впоследствии этот список пополнил еще и Фернандо Алонсо.
Победа, казалось, пришла к финну без лишних усилий – он стартовал с поула и контролировал ход гонки на протяжении всей дистанции – и этот успех позволил Кими сразу же завоевать любовь тифози.
7. НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО
За два этапа до конца сезона 2007 года у Райкконена практически не осталось шансов на чемпионство.
Льюис Хэмилтон только что выиграл под дождем этап в Японии на трассе Фудзи – и опережал финна на 17 очков (за победу в ту пору можно было получить десять). Конечно, Кими ещё имел математические шансы, но лишь какая-то катастрофа в стане McLaren могла позволить ему выиграть титул.
Всё, что происходило дальше, достоверно задокументировано. Вначале в Китае Хэмилтон оказался в гравийной ловушке, пытаясь попасть в боксы на полностью разрушенной резине, а затем сбой электроники McLaren на Интерглагосе подарил Кими шанс, но этим шансом надо ещё было воспользоваться.
Даже в такой ситуации требовалось добиться двух побед… Райкконен выиграл под дождём в Китае, приехав в Бразилию с семиочковым дефицитом. На Интерлагосе финн стал сильнейшим вновь – при помощи Фелипе Массы – и невероятным образом стал чемпионом.
6 ПЕРВАЯ ПОБЕДА И ПОГОНЯ ЗА ТИТУЛОМ
В квалификации Гран При Малайзии 2003 года блеснул Фернандо Алонсо, завоевавший первый в карьере поул за рулем Renault. Однако героем гонки стал именно Кими Райкконен, прорвавшийся с седьмого места на решетке к дебютной победе.
В первом повороте финн был уже шестым, а во втором увернулся от столкнувшихся машин Михаэля Шумахера и Ярно Трулли. По итогам первого круга Райкконен был уже четвёртым.
Он обошёл бывшего напарника по Sauber Ника Хайдфельда, затормозив на внешнем радиусе перед первым поворотом, а затем и вовсе вышел на второе место после схода своего партнера по McLaren Дэвида Култарда.
Алонсо отправился в боксы на пять кругов раньше финна, который использовал этот момент для того, чтоб выйти в лидеры. И хотя вторым оказался пилот Ferrari Рубенс Баррикелло, Райкконен не оглядывался назад и уверенно довёл дело до конца, одержав первую в карьере победу в таком уверенном стиле, будто это был уже двадцатый его триумф.
В том году Райкконен больше не поднимался на вершину подиума, но до самого конца чемпионата вёл борьбу за титул, уступив в итоге Михаэлю Шумахеру лишь два очка.
5. БОРЬБА С «КВАДРАТНОЙ» ШИНОЙ
Перед Гран При Европы 2005 года на Нюрбургринге Кими уже 22 очка уступал лидеру общего зачёта Фернандо Алонсо из Renault.
Он стартовал вторым, следом за пилотом Williams Ником Хайдфельдом, но был главным фаворитом, имея на борту больше топлива. По ходу пит-стопов финн вышел вперёд и с этого момента стал главным претендентом на победу, пока за 26 кругов до финиша не допустил жесткую блокировку переднего правого колёса в первом повороте.
За 11 кругов до клетчатого флага борьба за первое место обострилась: Райкконен выигрывал у занимающего четвертое место Фернандо Алонсо 11,825 секунды, при этом Хайдфельду и Баррикелло, которые были между ними, ещё предстояло дозаправиться в последний раз.
Однако к тому времени возникли серьезные проблемы из-за вибраций, вызванных повреждением шины. Финн и без того испытывал трудности из-за недостатка сцепления (по этой причине, собственно, и произошла первоначальная блокировка), но в ту пору правила вынуждали пилотов проезжать всю дистанцию на одном комплекте резины – менять его можно было лишь в случае явного повреждения. Райкконен и McLaren решили идти до конца…
Алонсо был быстрее. Отставание сокращалось угрожающе и неминуемо из круга в круг: 11,825… 10,100… 8,652… 7,446… 6,170… 4,922… 4,452… 4,036… 3,548… 2,729… На заключительный круг пилоты отправились в 1,589 секунды друг от друга.
Райкконен ударил по тормозам в первом повороте, и передняя правая подвеска, принимавшая все это время основную нагрузку от биения колеса, отказала окончательно, и финн оказался в гравии.
Учитывая обстоятельства, это была рискованная игра, которая почти оправдала себя благодаря невероятной работе Райкконена в кокпите.
«Финиш на третьем месте позади Алонсо был бы более приемлемым результатом, чем сход дистанции, но мы боролись за титул и хотели победить, – рассказал позже руководитель McLaren Рон Деннис. – Мы пошли на риск, но проиграли».
4. С 10-ГО НА ПЕРВОЕ В СПА ЗА 12 КРУГОВ
Сезон-2004 складывался для McLaren далеко не лучшим образом. Ни Райкконен, ни Култард не смогли покорить пьедестал на протяжении первых 13-и этапов. Затем Формула 1 приехала в Бельгию.
Не похоже, что Кими мог изменить статистику, так как квалифицировался лишь десятым. Однако отличный старт позволил ему выйти на шестую позицию уже после первого поворота, который финн прошёл очень широко, практически вплотную к барьерам после контакта с Sauber Фелипе Массы.
Затем после Eau Rouge в борьбе за пятое место он обошёл Рубенса Баррикелло, заложив тем самым фундамент для будущей победы.
После машины безопасности, выезд которой был необходим для того, чтобы убрать обломки произошедшей на аварии на первом круге, Райкконен обогнал Михаэля Шумахера и вышел на четвёртое место. Следующей жертвой Кими стал Култхард: с напарником гонщик расправился на шестом круге. Теперь финн уступал лишь паре пилотов Renault, Трулли и Алонсо.
Сперва Ярно отправился в боксы, а затем Фернандо сошёл с дистанции из-за утечки масла. Так к концу 12-го круга Райкконен вышел в лидеры. Со своего пит-стопа Кими выехал впереди главных соперников.
С того момента финн контролировал гонку, не встретил сложностей во время двух выездов машины безопасности в течение последних 14 кругов дистанции – и в итоге завоевал сенсационную победу.
3. ОН ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ
Уже сам по себе тот факт, что Райкконену удалось одержать победу в первом же сезоне после двух лет в WRC и последовавшего затем возвращения в Формулу 1, впечатляет – но ещё больше поражает тот стиль, в котором финн выиграл этап в Абу-Даби.
Этот Гран При памятен несколькими эпизодами радиообмена пилота Lotus со своей командой, которые стали ярким отражением характера Райкконена. В ответ на напоминание команды, что он должен поддерживать рабочую температуру резины, двигаясь за машиной безопасности, Кими ответил: «Да-да-да-да, я и так постоянно делаю это. Вам ни к чему напоминать мне».
Затем он сказал фразу, ставшую настоящим хитом – команда сообщила ему обновлённую информацию о преимуществе над Алонсо, на что Райкконен парировал: «Просто оставьте меня в покое. Я знаю, что делаю».
В начале гонки Кими занимал второе месте, но после схода Льюиса Хэмилтона контролировал ход гонки. Стоит заметить, что финн всё же допустил падение температуры своей резины во время движения за машиной безопасности. Этот факт мог бы значительно усложнить жизнь пилоту Lotus, если бы не ошибка преследовавшего его Фернандо Алонсо, который широко вышел из последнего поворота и сразу отстал.
«Комментарии Райкконена в Абу-Даби очень широко обсуждались, - рассказал гоночный директор Lotus Алан Пермейн, вспоминая этот яркий эпизод. – Но некоторые замечания команды были необходимыми. Температура его резины значительно снизилась, и он не мог верно оценить ситуацию, двигаясь за машиной безопасности. Мы сообщили действительно ценную информацию».
Но это уже не важно. Главное – легенда Кими Райкконена пополнилось еще одной весьма занимательной историей.
2. УДИВИЛ ШУМАХЕРА
12-14 сентября 2000 года стали важнейшими днями, определившими дальнейшую карьеру Райкконена. Получив шанс провести тесты за рулём машины Sauber на автодроме в Муджелло, 20-летний финн произвел неизгладимое впечатление.
Со второго дня к тестам подключился некто Михаэль Шумахер. Гонщик Ferrari оказался настолько впечатлён тем, что увидел в исполнении неизвестного ему пилота Sauber, что поинтересовался, кто же сидит за рулем.
Те, кто присутствовали в те дни на автодроме, в один голос заявляют: учитывая почти полное отсутствие у Райкконена необходимого опыта, его работу можно было назвать весьма обстоятельной. Когда менялось количество топлива в баках, он приобретал или терял в скорости ровно столько, сколько можно было ожидать. Ему почти сразу удавалось ехать быстро, но самое невероятное – новичку удавалось очень стабильно проезжать круг за кругом.
Sauber предстоял выбор пилота между Райкконеном, который не имел даже Суперлицензии, и протеже Red Bull Энрико Бернольди. После испытаний обоих претендентов, Петер Заубер остановился на кандидатуре финна.
После насыщенной предсезонной программы, включавшей тесты и физподготовку, Райкконен завоевал очко в первой же своей гонке в Формуле 1.
1 ДРАМА НА ПОСЛЕДНЕМ КРУГЕ СУЗУКИ
Из-за дождя по ходу квалификации на Сузуке Райкконен квалифицировался лишь на 17-м месте.
В конце первого круга он был уже 12-м и продолжал восхождение, обогнав на своём пути Михаэля Шумахера. Всё это свелось к погоне за Renault Джанкарло Физикеллы на последнем отрезке.
За семь кругов до конца финн отставал от соперника на 5,470 секунды, борьба за победу вступила в решающую фазу. Шесть кругов и 4,315… Пять и 3,078… Четыре и 1,808… Три и 0,510.
Физикелла вынужден был защищаться на предпоследнем круге и занял внутреннюю траекторию перед финальной шиканой. Из-за этого он оказался медленнее на стартовой прямой, и Райкконен пошёл в атаку.
Итальянец на Renault оборонялся в первом повороте на внутреннем радиусе, но Кими пошел в атаку по внешнему, провел красивый обгон и одержал сенсационную победу.