Поворот не туда. Что творится с Даниэлем Риккардо в McLaren?
Австралийскому гонщику пора паковать чемоданы? Похоже на то...
Разгромный счёт 9:20 с напарником по квалификациям и гонкам, 126:208 по очкам в чемпионате и вообще всего девять финишей в первой десятке за 29 гонок. Кто бы мог представить себе полтора года назад, что экс-звезда Red Bull Racing Даниэль Риккардо продемонстрирует такую скверную статистику в McLaren и окажется на грани увольнения. Что вообще происходит с 32-летним гонщиком и есть ли выход из кризиса? Хорошего мало.
Австралиец долго адаптируется к новой технике
С адаптацией к технике у Даниэля Риккардо проблемы по ходу всей карьеры в Формуле 1 – ему нужно в среднем три-четыре гонки, чтобы вкатиться. Даже в своих лучших сезонах за Red Bull Racing, в 2014-м и 2016-м, когда австралиец становился бронзовым призёром личного зачёта, он финишировал на подиуме не раньше пятого этапа в Барселоне, исключение только – отобранное из-за технического нарушения второе место в Мельбурне-2014. А за два года выступлений в Toro Rosso Дэн всего дважды отмечался в очках на стартовом отрезке чемпионата и в остальных трёх гонках поднимался не выше 12-го места, хотя потом дальше выдавал серии по три-четыре финиша в Топ-10. А помните, что предшествовало пяти подряд попаданиям австралийца в Топ-6 на машине Renault и неплохому пятому месту в чемпионате в 2020-м? Два восьмых места, 14-е, 11-е, сход и единственный проблеск в виде четвёртой позиции в Сильверстоуне.
И вообще если брать в расчёт стинты из четырёх первых гонок сезона, то с 2012-го по 2022-й «медоед» заработал на этом отрезке 204 очка, 15% от общего количества за карьеру. Вроде на первый взгляд некритично, но в среднем это 4,6 очка за Гран При. Сравните с 332 очками на аналогичном по длине на отрезке с 10-й по 13-ю гонки сезона – в среднем 7,5 очков! И причина такой разницы отнюдь не в том, что команды, за которые гонялся Рик, выставляли на старт сезона сырую машину. Проблема в самом гонщике, а точнее, в его сложном стиле пилотирования.
Что особенного в пилотаже Риккардо?
Не секрет, что у победителя восьми Гран При весьма специфичная манера пилотажа. Эксперты и аналитики Ф1 не раз отмечали, как феноменально поздно тормозит Дэн и умудряется при этом попасть на апекс и пройти поворот по оптимальной траектории. Залог успеха – точность движений руля и чуткое дозирование газа. Есть только одно «но»: для того, чтобы такой тонкий стиль пилотирования работал, нужна максимально сбалансированная машина. Как только происходит перекос в сторону высокой скорости или прижимной силы, сразу начинаются проблемы: машина мажет мимо апекса, скользит в повороте или медленно разгоняется на выходе. А если ещё и тормозные диски, и суппорта от нового производителя, так вообще караул!
«Чтобы я мог ехать так, как хочу, минимальная скорость в повороте должна быть весьма высокой. Для этого мне нужно входить в поворот и доверяться машине, надеясь, что сцепление с асфальтом будет на должном уровне», – объяснил двукратный бронзовый призёр чемпионата в июне прошлого года.
Потому всегда в начале сезона, когда новая техника ещё не до конца освоена командой и, следовательно, толком не настроена, Риккардо приходится помучиться пару гонок. Дальше по мере накопления опыта и обратной связи с инженерами становится проще, даже при смене конюшни, как в 2019-м, когда он перешёл из Red Bull Racing и Renault.
«В Renault я сразу понял, что могу сохранить привычный стиль пилотирования и надо только привыкнуть к тому, что машина держит трассу чуть хуже Red Bull», – рассказывал австралиец об особенностях адаптации в Уокинге.
Но почему же в McLaren оказалось всё настолько плохо, что ни много ни мало за полтора года Даниэль так и не вкатился?
Анатомия проблем в McLaren
Надо понимать, что при переходе из Red Bull Racing в Renault австралийский гонщик по сути поменял только шасси. С мотором французской марки он выступал пять лет, как и с тормозами производства Carbon Industrie/Brembo. Плюс, в Энстоуне, как и в Милтон-Кинсе, зачастую жертвовали прижимной силой ради скорости на прямых, компенсируя таким образом нехватку мощности силовой установки. Так что адаптация была лишь делом времен. А вот McLaren пришлось осваивать и новое шасси с проблемами в медленных поворотах, и более мощный двигатель Mercedes, и незнакомые тормоза марки Akebono. И до сих пор, за полтора года, он так и не собрал этот пазл вместе, за исключением Монцы-2021, где первый и пока единственный раз обрёл гармонию с «оранжевой» машиной.
«Похоже, что сильные и слабые стороны автомобиля не подходят моему естественному стилю пилотирования – тому, как я вхожу в повороты, торможу и как работаю газом. Машина реагирует на мои действия непривычным образом.
Бывают моменты, когда я спрашиваю себя: почему машине не нравится то, что я делаю? Приходится заставлять себя делать то, что машине нравится.
Поменять стиль пилотирования? Я выступаю в Формуле 1 десять лет и не отказываться от всего, что помогло мне добиться успеха. Я хочу по-прежнему полагаться на мои инстинкты», – жаловался Риккардо летом прошлого года.
Хорошо, прошлогодняя MCL35 просто-напросто не подошла специфичному стилю австралийского гонщика. В конце концов, бывают такие автомобили, которые не слушаются, когда надо одновременно тормозить и поворачивать. Но что произошло в 2022-м? Ведь машина с граунд-эффектом, на которой можно тормозить максимально поздно, наоборот, должна была на 100% подойти Дэну.
Похоже, что всё испортило «дельфинирование», при котором от позднего торможения больше вреда, чем пользы, ведь у машины остаётся меньше времени на стабилизацию перед входом в поворот. Второй момент: McLaren избавилась от вертикальной раскачки, но ценой потери прижимной силы, что Риккардо тоже не принесло ничего хорошего, поскольку в поворотах колёса не хватает держака. Особенно тяжело ему приходится в медленных поворотах как на трассе в Монте-Карло, где победитель Гран При Монако-2018 второй год подряд стартовал и финишировал за пределами Топ-10. Так что прошло 12 месяцев, а прогресса ноль.
Замкнутый круг
Безусловно, остаётся надежда на то, что австралийская звезда найдёт ключик к «оранжевой» машине. Вот только проблема в том, чем дольше тянется этот кризис, тем меньше шансов остаётся на положительный исход. И дело даже не том, что не найдутся варианты решения. Просто сам Дэн всё больше теряет уверенность в себе, оттого едет всё хуже и одновременно с этим теряет доверие команды. Станут ли в Уокинге переделывать под него машину? Конечно, нет, ведь Ландо Норрис прекрасно ладит с MCL36 и время от времени борется за подиумы.
«Команда при доработке машины будет ориентироваться на Ландо, поскольку большему доверяет ему. Так что у Даниэля один выход – адаптировать свой стиль пилотирования», – сказал эксперт Sky Sports F1 Пол ди Реста.
Точь-в-точь в такой ситуации пару лет назад находились Пьер Гасли в Red Bull Racing и трёхкратный чемпион мира MotoGP Хорхе Лоренсо в заводской Honda. Чемпионаты разные, техника разная, а сценарий как под копирку. Оба пилота не адаптировались к технике и провалились на фоне напарников Макса Ферстаппена и Марка Маркеса и призвали свои команды прислушаться к ним при доработке, но получили одинаковые ответы от своих работодателей: сначала добейся чего-то, а затем диктуй условия. Ни тот, ни другой выйти из этого замкнутого круга не смогли и ушли с низко опущенной головой.
Насколько высока вероятность, что такая же учесть ждёт и улыбчивого австралийца? Судите сами, проблемы фундаментальные, команда допиливать машину под отстающего пилота не собирается, а сам он не намерен ломать через колено свой стиль пилотажа. Хэппи-энда в этой истории не будет.