Гран При Сингапура: обзор гонки от Марка Хьюза
В Сингапуре Себастьян Феттель и его команда не просто одержали победу – они наголову разбили своих соперников. Марк Хьюз считает, что именно в этой гонке Себ наконец показал свою истинную скорость
Возможно, именно на трассе Марина Бэй впервые за весь сезон тандем RB9 и Феттеля продемонстрировал 100% своего потенциала.
Техническое превосходство машины сполна проявилось там, где при невысоких скоростях необходима значительная прижимная сила, а медленные повороты, в которых происходит стремительное изменение направления, подчеркнули мастерство пилота – Феттель прекрасно умеет перекладывать нагрузку и перераспределять вес машины в повороте, за счет чего раньше других переходит от торможения к разгону.
В итоге команда Red Bull Racing продемонстрировала безусловное, уничижительное для соперников превосходство, с которым тем еще не приходилось сталкиваться ранее по ходу нынешнего сезона.
Когда этого требовала ситуация, Себастьян мог проезжать круги на две с лишним секунды быстрее лучших из лучших пилотов пелотона за рулем сильнейших машин. Похоже, более «плотная» конструкция шин сезона 2012 года также сыграла на руку Red Bull Racing, позволив сполна использовать преимущество в прижимной силе. Некстати появившийся на трассе автомобиль безопасности отобрал у чемпиона более чем 10-секундное преимущество, но и это не помешало ему финишировать на полминуты раньше ближайшего конкурента.
Казалось, что Алонсо выжал из Ferrari все, чтобы закончить дистанцию вторым, в то время как Кими Райкконен на классе – терпеливо и уверенно – привел свою Lotus с 13-го места на старте на третью ступень подиума. Именно эти три пилота занимают верхние строки в общем зачете чемпионата, и там отрыв Феттеля столь же убедителен, как его преимущество в скорости в сингапурской гонке.
Самой серьезной угрозой превосходству Себастьяна от старта до финиша стал стартовый маневр Росберга, который еще на решетке агрессивно направил свою Mercedes в сторону обладателя поула, Нико быстрее сорвался с места, когда погасли огни светофора, а потому смог поравняться с Red Bull и даже в какой-то момент немного вышел вперед на подходе к первому повороту.
Но передние шины еще недостаточно прогрелись, пилот Mercedes не смог на такой скорости удержать машину на траектории и слишком широко зашел на сплюснутый поребрик на выходе из поворота. Феттель сместился левее Росберга и проехал мимо. Собственно, больше чемпиона никто и не видел – лишь изредка кому-то удавалось разглядеть далеко впереди блики света на его заднем антикрыле.
Алонсо тем временем сполна воспользовался отличным стартом, сместился к внешнему краю трассы и еще на третьей передаче обошел подзастрявшего Хэмилтона. Затем он оставил позади Lotus Ромена Грожана и протиснулся мимо Red Bull Марка Уэббера, пробившись на третью позицию.
Грожан воспользовался моментом и также опередил было Марка в третьем повороте, но тот не отстал, бок о бок с французом промчался до пятого поворота, выводящего на бульвар Раффлс, сместился правее в скоростном изломе, продолжая разгон газ в пол, и оказался на внутреннем радиусе перед тесным левым седьмым поворотом, вновь отодвинув соперника из Lotus на пятое место.
Фелипе Массы также быстро рванул в бой, но бразильца из Ferrari заблокировали пилоты, медленно стартовавшие перед ним по внутренней стороне трассы. На скоростном отрезке шоссе Николл, ведущем к восьмому повороту, его обогнал еще и Льюис Хэмилтон на Mercedes, но так как британец вышел вперед, сумев лучше разогнаться благодаря выезду за поребрики в предыдущем повороте, ему пришлось вернуть позицию.
Соперники промчались дальше мимо Рекреационного клуба в девятом повороте и вдоль длинной прямой на улице Сент-Эндрюс, мимо здания суда к Парламенту в перепрофилированном десятом повороте, который вывел их к шикане и мосту Андерсона, пересекающему реку Сингапур. На каждом торможении перед входом в очередной поворот Феттель отыгрывал у Росберга как минимум один корпус автомобиля.
Пелетон промчался вдоль Эспланада Драйв, мимо мерцающих неоном башен, отражающихся в водах бухты. Урбанистический пейзаж дополнял рев двадцати двух двигателей Формулы 1, работающих на 18000 оборотах в минуту. Крутой правый 14-й поворот, вновь выводящий на авеню Раффлс – и Феттель еще более увеличил отрыв от соперников, продолжая наращивать его в каждом из последующих поворотов финального сектора трассы.
Закончив первый круг и пролетев под расположенной далеко вверху эстакадой автострады Восточного побережья, он уже отъехал от Росберга на две секунды. Второй круг немец преодолел за 1.52,866. Все, на что оказался способен шедший вторым Нико – 1. 55,031, то есть на 2,2 секунды медленнее лидера!
Уже очень скоро Себ окончательно оторвался от преследователей и оказался предоставлен сам себе. Росберг отстал на шесть секунд, за его Mercedes плотной группой следовали Алонсо, Уэббер, Грожан и Масса, но никому из них было не под силу соперничать с временами Феттеля, который уезжал все дальше и дальше. Может это и не было особенно зрелищно, но возникало ощущение, что мы присутствуем при особенном событии.
Ведь дело не только в машине. И Уэббер тому доказательством – он уже на 11-м круге почувствовал, что износ задних шин достиг такой степени, что держаться в темпе Алонсо больше не получается. Австралиец поехал в боксы на 13-м круге, дав повод думать о том, что у него по ходу гонки будет три пит-стопа, а не два.
В отличие от прошлого года, три визита в боксы на этот раз давали преимущество по сравнению с двумя, но в реальности картину, как водится, мог скорректировать трафик. Потому при возможности создать хороший отрыв – такой, к примеру, как у Феттеля – вариант с двумя пит-стопами выглядел более предпочтительно.
Резина SuperSoft, на которой стартовали все, кроме Адрина Сутиля из Force India, зарекомендовала себя лучше более жесткого состава – она хоть и изнашивалась быстрее, но зато давала преимущество в скорости и все же позволяла проезжать достаточно длинные отрезки. Дольше всего шины продержались на Red Bull Феттеля – а вот у его напарника пришли в негодность ощутимо раньше.
Секрет в том, как Себ проходит медленные повороты – находя тонкую грань между моментами торможения и разгона, он не подвергал резину излишней нагрузке на выходе из виражей. В плавных поворотах второго сектора Уэббер еще мог отрабатывать так же, как Феттель но в более медленных и затяжных он уже сильно уступал партнеру по Red Bull Racing.
Пит-стоп Уэббера вынудил Ferrari действовать: Алонсо также поехал в боксы. Испанец вернулся на трассу, сохранив позицию впереди Марка, при этом оба они перешли на более жесткий состав резины – и вдвоем оказались позади Пола ди Ресты на Force India, который планировал продержаться до пит-стопа как можно дольше, совершенно точно рассчитывая добраться до финиша с двумя заездами на пит-лейн.
Росберг и следовавший за ним с приличным отрывом Грожан, занимавшие второе и третье место соответственно, поехали в боксы на 15-м круге. Они также планировали останавливаться лишь дважды. Хэмилтон остановился на том же круге, заставив механиков Mercedes немало попотеть, обслуживая машины одну за другой. Грожан продолжил гонку на SuperSoft, в то время как оба пилота Росса Брауна перешли на более жесткий Medium. Росберг вернулся на трассу впереди группы ди Ресты, Алонсо и Уэббера, тогда как Грожан и Хэмилтон оказались немного позади этой тройки.
Феттель спокойно продержался до 17-го круга, получил комплект Medium и вернулся на трассу, даже не упустив лидерства. Ди Реста остановился на 20-ом круге, позволив, наконец, Алонсо начать погоню за Росбергом, уехавшим к тому моменту вперед уже на восемь секунд.
Феттель только начал 25-й круг в тот момент, когда Риккардо, квалифицировавшийся девятым, но растерявший множество позиций из-за заминки на старте, потерял контроль над машиной в 18-м повороте.
Всё выглядело безобидной блокировкой колес в левом 90-градусном повороте перед главной трибуной – лишь в нескольких сотнях метрах дальше того места, где в памятном 2008 году разбил машину Нельсиньо Пике. Но вот момент нынешней аварии оказался совершенно не на руку Red Bull Racing. На трассе появилась машина безопасности.
«Это был самый неудачный для нас момент, – отмечал позже Кристиан Хорнер, – мы лишь недавно поменяли Себу шины, до окна второго пит-стопа было еще далеко – если бы он остановился вновь, то не смог бы доехать до финиша на одном комплекте».
До клетчатого флага оставалось еще 36 кругов, казалось невозможным продержаться столь долго даже на более жестком составе. Стратеги Mercedes в этом вопросе проявили солидарность с Red Bull Racing, а вот в Ferrari и Lotus думали иначе. Представители Скудерии решили рискнуть.
«Мы знали, что недостаточно быстры, – объяснял позже Алонсо, – поэтому было необходимо что-то выдумывать. Риск был оправдан, и мы перешли на другую тактику. Наше отставание по очкам столь ощутимо, что терять нам было нечего. Так что мы попытались хоть что-то предпринять». На машину испанца поставили очередной комплект сликов Medium.
Массе было гораздо сложнее поддерживать работоспособность задних, так что для него пит-стоп и вовсе стал спасением: комплект более жесткой резины на Ferrari Фелипе пришел в негодность всего по истечении десяти кругов. Было понятно, что еще одного комплекта ему до финиша все равно не хватит, и придется останавливаться вновь, так что на машину поставили SuperSoft – в надежде, что на нем он хотя бы сможет ехать быстрее и обойдет нескольких соперников. Как и в случае с Феттелем и Уэббером, в паре Алонсо/Масса было очевидно, что скорость и темпы износа резины во многом зависят именно от пилота.
Гонщики Lotus также остановились и получили более жесткие шины, надеясь добраться на них до финиша. Medium поставили также на McLaren Баттона и Переса.
«Машина безопасности сломала нашу тактику, – позже вспоминал с сожалением Дженсон, – мы собирались преодолеть большую часть дистанции на SuperSoft: так как этот состав лучше подходил нашей машине, мы планировали три пит-стопа. В итоге же пришлось перейти на Medium, который подходил нам гораздо меньше».
Десятисекундный отрыв Феттеля от Росберга остался в прошлом, и теперь они вновь оказались вплотную друг за другом, опережая Уэббера, Хэмилтона, Алонсо, Грожана, ди Ресту (шотландец только недавно перешел на мягкие слики, но и ему пришлось остановиться вновь), Массу, Баттона и Райкконена. Для Кими фазы атаки и терпеливого ожидания чередовались друг за другом, а адреналин помогал не думать о боли в спине.
Потребовалось какое-то время, чтобы убрать с трассы разбитую машину Toro Rosso, а затем пропустить вперед круговых и дождаться, пока они займут место в конце пелетона. Все это играло на руку тем, кто собирался ехать до финиша без остановки.
После 30-го круга гонка возобновилась – позади была половина дистанции. Феттель вновь выглядел безупречно – и еще раз попросту растворился в ночи, уехав от своих соперников едва ли не более стремительно, чем в дебюте гонки. Его первый круг после рестарта оказался на 2,2 секунды быстрее, чем у Росберга – а следующий на 2,3. На самом деле, наибольшую угрозу для Себа в тот момент представлял Алонсо, который больше не планировал останавливаться в боксах, а от лидера его отделяли Росберг, Уэббер и Хэмилтон, то есть те, у кому еще предстояло провести финальный пит-стоп.
Феттелю требовалось за то время, пока резина будет оставаться в рабочей кондиции, оторваться от Алонсо на 30 секунд – чтобы после необходимого посещения боксов вернуться на трассу впереди пилота Ferrari. «Мы поставили перед Себом цель, предоставив ему для её выполнения 15 кругов, – рассказывал потом Хорнер, – и попросили его сделать все возможное. На этом отрезке он выдал просто феноменальный темп. Опережая Фернандо на 30 секунд, он мог спокойно ехать в боксы. Себ был недосягаем для соперников и просто выступал в своем собственном классе».
Да, это было превосходно, но все же, преимущество в две секунды с круга не было «чистым». Феттель выжимал на пустой трассе все, что мог, остальные же застряли за Росбергом. Скорость Mercedes лишила Алонсо каких-либо надежд оказаться впереди Феттеля после пит-стопа немца. Переднее антикрыло Mercedes, состоящее из множества элементов, было частично заблокировано из-за попавших в него остатков резины, разбросанной по трассе, так что машине ощутимо не хватало прижимной силы.
Команда по радио подбадривала Росберга и просила его ехать быстрее, но Нико отвечал, что это невозможно, и куда важнее добраться до финиша. Он был уверен, что если бы начал в этот момент атаковать, то пришлось бы раньше останавливаться на пит-стоп, и тактика была бы окончательно разрушена. Потому гонщик проявил впечатляющую сдержанность в пилотаже.
Уэббер с Хэмилтоном держались неподалёку, опережая Алонсо и Грожана. Шансы пилота Lotus выглядели неплохо, но удача явно отвернулась от него. Через три круга после рестарта мотор его машины издал предсмертный вздох. Француз был вынужден сойти из-за протечки гидравлического блока, приводящего пневматику клапанного механизма.
Умеренный темп Росберга способствовал нарастающему преимуществу Феттеля, так как среди восьми пилотов, застрявших за немцем, по-прежнему терял время и Алонсо.
Уже после гонки Нико размышлял о том, что возможно, ему все же стоило остановиться за машиной безопасности, тогда он вернулся бы на трассу впереди Алонсо – и на новом комплекте шин. Но в Mercedes не поверили, что их машина позволит преодолеть отрезок в 36 кругов на одном комплекте. В итоге Нико поехал в боксы на 41-м круге, реагируя на пит-стоп Уэббера, остановившегося кругом ранее.
В Red Bull Racing обслужили своего пилота идеально, а вот для Росберга все сложилось не так удачно. Он ощутимо промахнулся мимо отметок у своих боксов, и механикам пришлось смещаться, чтобы начать работу, какое-то время также потребовалось, чтобы вытащить остатки резины из переднего антикрыла. Все это заняло 3,6 секунды, то есть на 0,7 секунды дольше, чем пит-стоп Марка. Этого оказалось достаточно – Росберг потерял позицию относительно австралийца.
Хэмилтон остановился спустя два круга и тоже затормозил перед гаражом команды позже, чем стоило бы. На трассу он вернулся сразу за напарником.
А за полминуты до этого остановился лидировавший Себастьян Феттель. Его пит-стоп длился 2,8 секунды, на RВ9 поставили новый комплект SuperSoft – тот самый, что пилот рискнул сберечь днем ранее в финале квалификации. И это лишь еще более способствовало его преимуществу.
Вопрос о победителе был снят. Но вот за вторую ступень пьедестала еще могла развернуться битва – Алонсо, Баттон, Райкконен и Перес занимали места со второго по пятое, но их резина была уже порядком изношена.
В аналогичной ситуации находились и Нико Хюлькенберг с Эстебаном Гутьеррасом, а вот за ними по трассе шли те, у кого в распоряжении были свежие шины – Уэббер, Росберг и Хэмилтон. Они стремительно приближались к паре пилотов Sauber, хоть и были вынуждены параллельно выяснять отношения между собой.
Ощущая за спиной дыхание пилотов Mercedes, Марку пришлось быстро разобраться с Эстебаном Гутьерресом – самый опытный (если судить по возрасту) пилот чемпионата прошел дебютанта в седьмом повороте за 11 кругов до финиша. Вскоре Sauber мексиканца стал лёгкой добычей и для пары гонщиков Mercedes.
Шедший третьим Баттон тем временем почувствовал, что уходит сцепление задних шин с трассой – и на него тут же насел Райкконен. «Я видел, что у него проблемы, – объяснил Кими, – и знал, что меня преследуют соперники на новой резине. Так что я атаковал».
В итоге ему удалось пройти McLaren на 54-м круге - со стороны обгон по внешней траектории в среднескоростном 14-м повороте перед авеню Раффлс выглядел очень впечатляюще. Райкконен же не счел его чем-то сверхъестественным: «В принципе, это не так и сложно, если ты снаружи, а соперник внутри, и у тебя больше сцепления».
Как только гонщик Lotus оказался впереди своего визави из McLaren, он начал стремительно отъезжать, отыгрывая у недавнего соперника по три секунды на круге. У Баттона проблем становилось все больше. Кими же отделяло от Фернадо 15 секунд, при том, что испанец был не особо медленнее. Теперь с распределением позиций на подиуме все было ясно, но оставалось еще досмотреть борьбу между теми, кто шел на разных тактиках позади тройки лидеров.
Уэббер нагнал и обошел в седьмом повороте Хюлькенберга. Sauber уже еле держала трассу, так что вскоре героя Монцы оставила позади и слетанная пара на серебристых машинах. Следующей жертвой троицы на свежей резине должен был стать Перес. Но чтобы жизнь не казалась возглавляющему «группу прорыва» Марку мёдом, из боксов ему сообщили, что двигатель Red Bull начал стремительно терять охлаждающую жидкость – и попросили быть аккуратнее, раньше переключая передачи.
После того, как Росберг и Хэмилтон обошли Sauber, шедший за ними Пол ди Реста въехал в защитный барьер в седьмом повороте. «Мне до сих пор не понятно, что произошло, – заявил шотландец впоследствии, – я проходил поворот точно также, как и за круг до этого, но машина почему-то поехала по прямой, и я не смог остановить её. Команда разберётся, в чем дело».
Несмотря на проблемы с двигателем, Уэббер был быстрее Переса, который все больше терял из-за изношенных покрышек, находясь на пятой позиции. На 55-м круге Марк опередил мексиканца, до Баттона ему оставалось всего ничего, и кругом позже австралиец прошел очередного соперника в первом повороте, использовав DRS.
Еще через круг пилоты Mercedes также опередили безоружных гонщиков Мартина Уитмарша. За ними последовал и Масса, который остановился в третий раз и теперь вновь отыгрывал позиции.
Тем временем двигатель на машине Уэббера терял все больше воды и нагревался – ситуация становилась всё хуже. Сначала потерявшего скорость пилота Red Bull обогнали Росберг, Хэмилтон и Масса, а вскоре двигатель исторг язык яркого пламени и приказал долго жить.
Феттель пересек финишную черту. Алосно финишировал спустя 32,6 секунды, когда красочный фейерверк в честь победителя гонки уже вовсю озарял ночное небо Сингапура.
Следом клетчатый флаг увидели Райкконен, Росберг, Хэмилтон, Масса, Баттон, Перес, Хюлькенберг и Сутиль. Но по-настоящему зажигал в этой гонке только Себастьян Феттель. Теперь у трёхкратного чемпиона мира 33 победы на этапах Гран При – и выступление на трассе Марина-Бэй в этот раз получилось у него особенно убедительным, что заслуживает всяческого поощрения и уж точно не освистывания.