В Формуле 1 полный бардак с судейством. Скандал со штрафом Алонсо – это просто ужас
Стюарды нарушили регламент, чтобы наказать испанского гонщика, а теперь признали, что были неправы
Казалось бы, с приходом нового президента FIA Мохаммеда бен Сулайема и после скандала с самодеятельностью Майкла Маси в финале сезона-2021 в Абу-Даби гоночная дирекция наконец-то начнёт принимать последовательные решения. Но куда там?! Скандал с наказанием Фернандо Алонсо на Гран При США показал, что, наоборот, стало только хуже.
Проблема №1: Гоночная дирекция проигнорировала нарушение
Никто не спорит, что ненормально, когда по трассе едет машина со сломанным зеркалом заднего вида, которое вот-вот отлетит. Собственно, зеркало вскоре и отлетело, и, к счастью, ни в кого не прилетело. Но куда смотрела гоночная дирекция по ходу гонки? Почему не показали Фернандо Алонсо черно-оранжевый флаг, чтобы испанец заехал на пит-стоп для ремонта? А ведь Haas ещё по ходу гонки призвала снять испанца с дистанции, но судьи проигнорировали призыв.
Получается, претензий не было. Да и техническую инспекцию после финиша машина Alpine прошла без проблем.
Проблема №2: Опомнились только после протеста Haas
Стюарды вдруг поняли, что Алонсо ехал на машине в небезопасном состоянии только после того как получили протест от Haas от финиша. То есть по ходу дистанции те же самые жалобы американской команды их ничуть не волновали. А когда гонка закончилась и инцидент с зеркалом был исчерпан, обращение конкурентов Alpine было услышано, и Фернандо приплюсовали ни много ни мало полминуты, отбросившие его с 7-го на 15-е место. Специально приглашенные эксперты FIA и судьи постановили, что правое зеркало представляло собой опасность для других участников.
Проблема №3: Нарушили собственные правила
Стюардам внезапно так приспичило наказать Алонсо, что они поступились регламентом. И если на Гран При Абу-Даби-2021 Майкл Маси хотя бы действовал в интересах шоу, то его последователь Нильс Виттих взял и проигнорировал дедлайн по протесту, разрешив Haas подать протест через 54 минуты после публикации результатов гонки, хотя по регламенту на это есть всего 30 минут. Оправданием стали одни известные им внешние факторы. Непонятно, зачем и почему, особенно если вы буквально час назад проигнорировали обращение этой же команды по той же самой причине.
Проблема №4: Запутались с процедурой пересмотра штрафа
Забавно, что и Alpine опоздала с протестом. Обжаловать обращение Haas они могли в течение часа после вердикта, а подали документ через 1 час и 8 минут. Но если в ситуации с Haas стюарды закрыли глаза на лишние 24 минуты, то защищающейся стороне не простили опоздание даже на 8 минут. Вдобавок ещё Alpine с их протестом отправили в Международный апелляционный суд FIA – мол, не в нашей компетенции рассматривать протест, поданный на протест.
Тут с одной стороны, вопросы к команде Алонсо: странно, что они просчитали ситуацию и были не в курсе того, что метод протест на протест не работает. С другой стороны, а разве стюарды не знали, что им на рассмотрение представят встречный протест, а не просьбу обжаловать решение из-за наличия новых фактов и сведений? Спрашивается, как вообще тогда было согласовано внеплановое заседание?
Проблема №5: Отыграли назад после убойного аргумента
Ну и самое смешное – судьи отменили штраф Алонсо из-за одного единственного слова. Воспользовавшись правом потребовать повторное рассмотрение дела в течение 14 дней после гонки, в Alpine в тот же вечер добилась ещё одного заседания. И на этом заседании спортивный директор команд Алан Пермейн прямо из оксфордского словаря зачитал значение слова «невозможно» – невыполнимость чего-то либо в указанные сроки. А действительно ли у Haas не было возможности подать протест в отведенные 30 минут, спросил Пермейн? Такая возможность была – нужно лишь написать протест от руки. Как говорится, бинго!
Стюардам ничего не оставалось, как признать правоту Alpine и признать протест Haas незаконным, а вместе с ним и штраф Алонсо. Смешно, если бы не было так грустно. Как в FIA допустили такой бардак, причём на всех ступенях? Честно говоря, удивительно и непонятно.