Есть ли истина в очках?

Эд Стро
10 октября 2013 в 16:51

Фернандо Алонсо вот-вот станет абсолютным лидером по количеству очков, заработанных за всю карьеру в Формуле 1. Эд Стро анализирует, сколь значимо это достижение

На Гран При Кореи Фернандо Алонсо имел шанс стать самым результативным пилотом в истории гонок Гран При. И пусть даже в Йонаме испанец не добился этой цели, он непременно сделает это до конца нынешнего сезона.

Согласно статистике, Фернандо давно входит в когорту самых успешных гонщиков всех времен: в его активе два чемпионских титула, 32 победы, а число подиумов близится к сотне. Но также Алонсо находится в шаге от того, чтобы стать самым результативным пилотом за 64 года, что разыгрывается чемпионат мира.

Если в Японии он финиширует в первой шестёрке, то оставит позади последнего соперника – самого Михаэля Шумахера. Сейчас их разделяют всего семь зачетных баллов.

Но первая реакция, которая возникает при упоминании этого достижения – не принимать его всерьёз. И впрямь, изменения системы начисления очков – в особенности, начиная с сезона-2010, когда победителя стали награждать 25-ю баллами – обесценивает новый рекорд, ведь проводить сравнения с гонщиками прошлых лет становится просто бессмысленно.

Новая система начисления, продолжительная карьера современных пилотов, количество гонок в сезоне и надежность нынешней техники с точки зрения статистических достижений всячески благоволят гонщикам Формулы 1, выступающим в наши дни.

Восемь из 15-и самых результативных пилотов всех времен и сейчас продолжают карьеру, тогда как еще двое застали нынешнюю систему начисления. Более того, из приведенного списка гонщиков сразу восемь человек также входят в топ-15 по количеству стартов в Гран При - а реже остальных участвовал в гонках 26-летний Себастьян Феттель – 115 раз.

Список самых результативных пилотов Формулы 1:
1.Михаэль Шумахер1566
2.Фернандо Алонсо1559
3.Себастьян Феттель1326
4.Льюис Хэмилтон1074
5.Дженсон Баттон1057
6.Марк Уэббер978,5
7.Кими Райкконен953
8.Ален Прост798,5
9.Фелипе Масса793
10.Рубенс Баррикелло658
11.Айртон Сенна614
12.Дэвид Култард535
13.Нико Росберг521,5
14.Нельсон Пике485,5
15.Найджел Мэнселл482

 

Алонсо вскоре должен стать самым результативным пилотом, опередив Шумахера
Алонсо вскоре должен стать самым результативным пилотом, опередив Шумахера

Несомненно, изменения в системе начисления очков серьезно повлияли на эти статистические выкладки. Восемь зачетных баллов, которые в свое время заработал Хуан-Мануэль Фанхио за каждую их своих 24-х побед (да и то, если не менялся по ходу дистанции с кем-то из напарников), нельзя сопоставить с полновесными 25 очками, что приносит Феттелю каждая новая виктория – а их у немца насчиталось уже 34.

Но до 2010 года в системах начисления не было радикальных изменений, так что на протяжении добрых шести десятилетий показатели оставались сравнительно репрезентативными.

С 1950 по 1959 годы баллы начислялись только пятерке лучших по принципу 8-6-4-3-2, еще одно очко присуждалось за лучший круг в гонке – но, начиная с 1960-го, его стали вместо этого давать за шестое место. Годом позже победитель гонки стал вознаграждаться девятью баллами, а с 1991-го – десятью.

В этот период использовались самые разные варианты определения чемпиона, какие-то из них оказались лучше, какие-то – хуже, а начиная с 1991-го в Ф1 утвердили привычную сейчас схему, когда обладатель титула определяется по общей сумме результатов всех Гран При. Но статистика знает все.

В 2003-м было принято решение начислять очки чуть более щедро – теперь они полагались первой восьмёрке по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. А начиная с 2010-го результативной стала считаться первая десятка, именно тогда вступил в силу регламент, сохраняющийся и поныне, когда пилоты получают 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1 очков соответственно. И хотя со стороны может показаться, что зарабатывать зачетные баллы теперь легче, на самом деле это не совсем так, ведь и надежность техники стала куда выше.

Но насколько серьезные изменения претерпит этот список, если пересчитать достижения самых результативных пилотов на «новые очки»? Имея в распоряжении базу данных FORIX, это оказалось совсем не сложно. И перед нами предстала интересная картина. Несомненно, в этом рейтинге осталось множество современных пилотов, ведь техника наших дней отличается завидной надежностью, но все же, результаты стали более показательными.

Список самых результативных пилотов Формулы 1 по нынешней системе начисления очков:
1.Михаэль Шумахер3890
2.Ален Прост2470,5
3.Фернандо Алонсо2402
4.Рубенс Баррикелло1892
5.Кими Райкконен1872
6.Айртон Сенна1859,5
7.Дэвид Култард1726
8.Нельсон Пике1672
9.Дженсон Баттон1668,5
10.Себастьян Феттель1516
11.Найджел Мэнселл1500
12.Льюис Хэмилтон1449
13.Герхард Бергер1409,5
14.Мика Хаккинен1382
15.Ники Лауда1337

 

По нынешней системе Таки Иноуэ тоже имел бы в активе заработанные очки © LAT
По нынешней системе Таки Иноуэ тоже имел бы в активе заработанные очкиФото: LAT

И хотя Алонсо все равно остался в рейтинге на первых позициях, расширение очковой группы позволило некоторым интересным личностям пополнить список гонщиков, зарабатывавших очки в гонках Гран При. Ведь для этого достаточно было хотя бы раз финишировать в первой десятке, что еще два десятилетия назад имел шансы сделать любой пилот, вышедший на старт.

Так, последний настоящий джентльмен-драйвер – небыстрый, но очень богатый итальянец Джованни Лаваджи, который выступал в составе Minardi и Pacific – получил бы одно очко за десятое место на Хунгароринге-1996, а ставший культовой фигурой интернетов Таки Иноуэ имел бы в своем активе целых шесть зачетных баллов (четыре из которых японцу принесло бы восьмое место в Монце-1995).

Не стоит забывать, что на протяжении многих десятилетий обычным делом были гонки, в которых до финиша добрались меньше десяти пилотов!

Потому главный фактор, который здесь надо принимать во внимание – это надежность. Составив рейтинг, где учитывается среднее количество "новых" очков за гонку – и исключив при этом те Гран При, в которых пилоты не смогли добраться до финиша – мы получаем совершенно другую картину. И хотя, тут тоже можно говорить, что неучтённые сходы одних пилотов с дистанции сыграли на руку другим, результаты получились крайне интересными.

Список лучших пилотов Формулы 1 по среднему количеству очков на финише по нынешней системе начисления*:
1.Альберто Аскари19,23
2.Хуан-Мануэль Фанхио18,55
3.Джеки Стюарт17,6
4.Ален Прост17,28
5.Айртон Сенна17,22
6.Джим Кларк17,06
7.Михаэль Шумахер16,14
8.Себастьян Феттель15,61
9.Стирлинг Мосс15,55
10.Джузеппе Фарина15,46
11.Найджел Мэнселл15,31
12.Ники Лауда15,02
13.Йохен Риндт14,32
14.Дэймон Хилл14,17
15.Майк Хоторн13,83

* – учтены пилоты, "заработавшие" минимум 100 очков

В отличие от рейтинга по общему количеству очков, приведенный выше список дает нам более точное представление, кого же можно назвать действительно сильнейшими пилотами в истории Ф1. В конечном счете, в числе 15 лучших здесь есть всего один гонщик, который не имеет звания чемпиона мира. Нетрудно догадаться, что это Стирлинг Мосс, которого вполне заслуженно считают сильнейшим пилотом сред всех, кто так и не добрался до заветного титула.

Аскари лидирует по среднему количеству очков на финише © LAT
Аскари лидирует по среднему количеству очков на финишеФото: LAT

Алонсо в этом списке откатился назад и занимает лишь 18-е место, имея в своем активе в среднем 13,50 очков на финише. Но на его показателе сказался дебютный сезон, который испанец провел в составе откровенно слабой Minardi. И хотя в 2001-м талант молодого дебютанта был заметен невооруженным глазом, по нынешней системе начисления он завоевал только одно очко. Помимо прочего, не самый результативный сезон-2009 в составе Renault также не прошел для испанца бесследно.

Хэмилтон, оказавшийся четвертым по общей результативности пилотом, откатился на 22-ю строчку со средним показателем 13,43 балла. Та же участь постигла Райкконена, который и вовсе расположился на 26-й позиции с результатом 12,74 очка.

В рейтинге, где вычисляется средний показатель на финише, серьезно пошатнулись позиции тех, кто добивался своего в первую очередь стабильностью. Култард, занимающий в общем очковом списке 12-е место, стал лишь 59-м со средним показателем 10,21. Уэббер (6-й) и Баррикелло (10-й) оказались лишь в самом конце первой сотни, где бразилец с результатом 8,26 балла лишь немного превосходит нынешнего пилота RBR (8,24).

Надо признать, они многого достигли, но все же не могут тягаться с сильнейшими пилотами всех времен.

Наибольшее же внимание в этом списке привлекает к себе фамилия Аскари. Итальянец выиграл два титула подряд в 1952-53 годах, когда в гонках Гран При использовались машины, построенные по регламенту Формулы 2 – и в чемпионате безоговорочно доминировала Ferrari. За следующие два сезона Альберто, получивший травму в аварии, стартовал всего в шести гонках и ни в одной из них не смог добраться до финиша, записав в свой актив только одно очко за быстрый круг – а свой последний Гран При Аскари и вовсе закончил купанием в гавани Монако.

Четырьмя днями позже он погиб, разбившись во время тестов в Монце в скоростном повороте – теперь там располагается знаменитая быстрая связка, которая теперь носит его имя.

Как и в любой статистике, при оценке пилотов, подсчете очков и даже анализе представленного выше рейтинга всегда есть множество допущений. Но лидерство Аскари в нашем списке предполагает, что, возможно, из когорты великих чемпионов Альберто повезло меньше всего, когда дело доходит до "классической" статистики по абсолютным показателям.

Что до Алонсо, то хотя по среднему показателю на финише он оказался позади многих других пилотов, общий список достижений испанца позволяет нам заключить, что он вполне заслуженно станет в скором времени самым результативным пилотом в истории Формулы 1. И не стоит заострять внимание на том, что на пути к новому рекорду Фернандо немало помогла новая система начисления.

Фернандо Алонсо
Фернандо Алонсо

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle