За что освистывают Феттеля?

Дитер Ренкен
16 октября 2013 в 2:03

Этого не было в Корее и Японии, но до того победы Себастьяна Феттеля часто встречал дружный свист болельщиков. Дитер Ренкен задался вопросом, виноваты ли в этом сам пилот и его команда Red Bull Racing, а также решил порассуждать о последствиях таких действий для спорта в целом

Первые четыре года нового столетия прошли в Формуле 1 под знаком всецелого превосходства Михаэля Шумахера и Ferrari – немец бил рекорд за рекордом, а "красный каток" не оставлял от соперников камня на камне, расправляясь с ними снова и снова. Гегемония Скудерии была настолько полной, что Шумахер и его напарник Рубенс Барикелло могли спокойно меняться позициями на последнем круге, на финишной прямой или даже стоя на подиуме.

Безоговорочное превосходство итальянской команды могло навредить телевизионным рейтингам Формулы 1 – источнику её жизненной силы, – но не самим Гарцующим жеребцам: Михаэль и его команда величественно шествовали от Мельбурна до Монако и от Монреаля до Монцы, а тем временем "красные шапочки" продавались по всему миру миллионными тиражами.

Вероятно, дорожные машины Ferrari болельщикам были не по карману, но на куртку с капюшоном, бейсболку или набор средств после бритья денег хватало всегда. В сумме прибыль от продажи всех этих сувениров превысила доходы от продажи основной продукции компании. Сам Шумахер тоже прилично зарабатывал - за один только 2003 год было продано более 30 миллионов его кепок.

Спустя двенадцать лет в Формулу 1 пришел еще один молодой и амбициозный немецкий гонщик с потрясающим умением пилотировать машину и безобидными выходками во время празднования своих побед на подиуме. Речь идет о Себастьяне Феттеле, трехкратном (пока) чемпионе, также побившем массу рекордов и поднявшем Red Bull Racing на небывалую высоту, затмив даже достижения Ferrari в ее лучшие годы.

Забудьте о том, что в 1995 году Шумахер в свои 26 лет стал самым молодым двукратным чемпионом мира за всю историю Больших Призов - к концу нынешнего сезона Феттель в том же возрасте успеет собрать уже четыре титула, причем подряд.

Традиционный прыжок Шумахера на подиуме - Имола-2004 © LAT
Традиционный прыжок Шумахера на подиуме - Имола-2004Фото: LAT

Тем не менее, Себ не только не испытывает того же обожания и преклонения публики, которое в свое время ощущал на себе Михаэль, но и регулярно подвергается обструкции со стороны болельщиков – и это в спорте, для которого очень нехарактерны барьеры и преграды национального свойства.

Ранее по ходу нынешнего сезона Себастьяна не раз освистывали с трибун во время празднования побед, апогеем стало недовольство публики в сердце Ferrari - на трассе в Монце. Что касается выкриков со стороны публики в Спа, пока остается загадкой, кому они главным образом были обращены - Феттелю, праздновавшему свою очередную победу, или активистам Гринпис, пытавшимся сорвать бельгийский этап чемпионата.

На этапе в Сингапуре ситуация повторилась - Себастьян провел потрясающую гонку по ночному городу, дважды легко оторвавшись от всего пелотона, но на финише был вновь встречен неодобрительным гулом публики.

Немец, стартовав с поула, несмотря ни на что выиграл заезд с 32-секундным опережением Фернандо Алонсо. Кроме того, он не давал усомниться в своем абсолютном превосходстве на протяжении всего уик-энда, возглавив протоколы также в пятницу и субботу – и все это на трассе, не прощающей ошибок, и в безжалостных климатических условиях. В Спа и Монце с этими показателям все было несколько иначе, но и там Себастьян оставил за спиной испанца. Что касается остальных соперников… а каких соперников? Их у немца просто не было.

Подобное превосходство в спорте, будь то заслуга гонщика, машины или их сочетания, должно приводить зрителей в восторг, а не заставлять их встречать победителя, проявляя негатив. Это просто неприемлемо и должно быть пресечено властями спорта как можно быстрее.

Да, Шумахера и Барикелло громко освистывали в Австрии в 2002 году, когда они цинично разменялись позициями перед самым финишем гонки, но затем Ferrari быстро вернула себе расположение болельщиков. И вновь – ничего общего с историей Феттеля, отказавшегося следовать командному приказу на весеннем Гран При Малайзии…

Несмотря на то, что Себастьян был несколько озадачен таким приемом публики, он попытался огрызнуться, сказав: «Пока они нас будут освистывать, это будет означать, что мы отлично делаем свою работу».

Затем Феттель "набросился" на армию обеспеченных болельщиков Скудерии: «Это не очень приятно, но если внимательно посмотреть на трибуны, легко заметить, что большинство присутствующих болельщиков одеты в красное. Они слишком эмоционально относятся к успехам соперников, им это не нравится. Полагаю, эти фанаты достаточно состоятельные, раз могут посещать так много этапов...»

Палец Феттеля - не самый популярный жест победителей в Ф1 © LAT
Палец Феттеля - не самый популярный жест победителей в Ф1Фото: LAT

Возможно, это и так. А, может, и нет. В любом случае, это не столь важно и не дает ответ на главный вопрос - почему публика столь по-разному встречает двух немцев, добившихся в спорте явного и безоговорочного превосходства? Может, это касается личностных качеств самого Феттеля? Или имиджа компании Red Bull? Или всему виной совокупность этих факторов? А, может, изменились демографические соотношения в среде болельщиков? Или это еще одна причуда Формулы 1, какой когда-то были раскрашенные парики?

В конце концов, оба пилота практически земляки, так что вряд ли здесь можно говорить о каком-то "антитевтонском заговоре".

Также маловероятно, что традиционно поднимаемый Феттелем после своих побед указательный палец, символизирующий единицу, так уж сильно раздражает болельщиков остальных команд и подливает масла в огонь критики немца. В конце концов, у Шумахера тоже были подобные привычки - достаточно вспомнить его прыжки на подиуме и поступки, совершаемые с притворной невинностью.

Личностные качества Себастьяна также не вызывают вопросов - это очень вежливый и доступный в общении парень. Да, он беспощаден к своим соперникам на трассе, но это вполне объяснимо с учетом безжалостных законов спорта. Можно вспомнить его выходку на Гран При Малайзии, где он "перехитрил" своего партнёра по команде Марка Уэббера, ослушавшись приказа с мостика. Да, это негативно сказалось на его имидже – но будем откровенны: это просто детский лепет по сравнению с теми сомнительными выходками, которые время от времени позволял себе Михаэль.

Даже в самых страшных снах Феттелю не приснится, что можно припарковать свою машину на гоночной траектории в заключительной фазе в квалификации, чтобы помешать соперникам проехать быстрый круг - а именно в этом Шумахера признали виновным в 2006 году в Монако.

Несмотря на бескомпромиссный стиль пилотирования, коллеги по пелотону никогда не жаловались на действия Себа на трассе. Все его поступки, вместе взятые, не сравняться с единственным эпизодом, когда Михаэль буквально вжал в стену своего бывшего напарника Рубенса Барикелло на скорости под 300 км/ч. Что уж говорить уже о родном брате Ральфе…

Инцидент в квалификации Монако-2006 - неприятный эпизод в карьере Михаэля © LAT
Инцидент в квалификации Монако-2006 - неприятный эпизод в карьере МихаэляФото: LAT

Не зря именем Михаэля в ряде языков называют неспортивные маневры на трассе - достаточно вспомнить знаменитую среди британцев "отбивную Шуми" (англ. Chop Schuey, измененный аналог Chop Suey - китайское рагу). Вряд ли когда появятся подобные эквиваленты с использованием имени Феттеля, а если такое и случится, то уж точно не из-за его сомнительного поведения на трассе.

Таким образом, мы приходим к мысли, что освистывание не связано напрямую с личностью Себастьяна, а, скорее, с комбинацией гонщика и Red Bull Racing - команды недружелюбно настроенной к клиентам конторы, наживающейся на продаже приторной шипучки по заоблачным ценам. А может, настоящие болельщики спорта просто начали уставать от компании, производящей газировку, и ее рекламы, использующей спортсменов в качестве маркетингового материала?

Тогда как Ferrari источает страсть к гонкам, ей пропитан каждый сантиметр исторической базы в Маранелло, и её компания переносит на всю серийную продукцию с изображением гарцующего жеребца, база Red Bull Racing располагается в клинически чистом помещении, расположенном в промышленной зоне Милтон-Кинса - безвкусного города-"новодела", построенного в 60-е годы. Его главной достопримечательностью является статуя коровы, которая призвана показать детям, откуда берется молоко…

В истории Формулы 1 уже был похожий прецедент, и связан он был, по иронии судьбы, с тем же Михаэлем Шумахером, но не в Ferrari, а еще раньше, в Benetton. Немец выиграл первые два титула в команде, принадлежавшей итальянскому семейному бренду, производящему одежду. Но успех Benetton F1 был недолговечным. Спустя три года после успеха Шумахера команда спустилась на пятое место в чемпионате, а еще через столько же и вовсе была продана Renault. [Сейчас это Lotus]

Во время пребывания в Benetton Михаэля никто не боготворил и не носил на руках, как это было позже в Ferrari, хотя он провел немало блестящих гонок составе своей первой полноценной команды. Безусловно, он вошел в историю именно как гонщик Ferrari, и о временах его молодости в Benetton вспоминают не так часто.

Есть и еще одна параллель - McLaren времен соперничества Айртона Сенны и Алена Проста. Это была пара величайших гонщиков в лучшей команде того времени, машины которой приводились в движение первоклассными турбированными двигателями Honda.

Превосходство коллектива из Уокинга в 1988 году (пилоты команды выиграли на двоих 15 гонок из 16) было даже большим, чем гегемония Ferrari в ее лучшие годы (2002/2004), когда гонщики Скудерии выиграли по 15 гонок в сезоне из 17 и 18 соответственно. И никакого недовольства со стороны болельщиков. Почему? Видимо, причиной было то, что команда McLaren ассоциировалась лишь с гонками и занимала свое место в спорте по праву.

Таким образом, можно сделать вывод, что Михаэля болельщики носили на руках из-за его причастности к Ferrari, тогда как негодование по поводу побед "славного малого" Себастьяна Феттеля преимущественно связано с тем, что он пилотирует самоходную четырехколесную жестянку команды, производящей "летающую шипучку" - преданным болельщикам спорта просто не с чем ассоциировать Red Bull Racing в Формуле 1. О красной машине можно мечтать, ее можно любить, в конце концов, ее можно потрогать. То же самое и с кепками. А что делать с жестяными банками Red Bull? К тому же, многие не могут простить этой команде циничное выставление в чемпионат своей второй команды и кузницы кадров - Toro Rosso…

В конечном счете, все это недовольство отрицательно сказывается на бизнесе Формулы 1 и на телевизионных болельщиках, которые вынуждены смотреть, как освистывают тех, кто выигрывает. Интересно другое - как долго будет терпеть насмешки и оскорбления в адрес своей команды владелец концерна Red Bull Дитрих Матешиц, вливающий в спорт по 200 миллионов фунтов стерлингов в год? Быть может, Red Bull Racing ждет участь Benetton?

Михаэль Шумахер за рулем Benetton, 1994 год - за что освистывают Феттеля?
Михаэль Шумахер за рулем Benetton, 1994 год - за что освистывают Феттеля?

  • Поделиться: