Не так страшен Red Bull, как его малюют. Что скрывается за доминированием чемпионов в Бахрейне?

Марк Хьюз
6 марта 2023 в 17:38
Фото: Getty Images / Red Bull Content Pool

Не в каждой гонке сезона-2023 Макс Ферстаппен и его команда будут такими непобедимыми, как в Сахире. Почему? Объясняет Марк Хьюз...

Двукратный чемпион мира Формулы 1 Макс Ферстаппен начал сезон-2023 с убедительной 36-й победы в карьере. Гонщик Red Bull Racing стартовал с поул-позиции и уже к десятому кругу оторвался от всех на 6,5 секунды, а к финишу довёл своё преимущество до 11,9 секунды над напарником Серхио Пересом. Обладателю третьего места Фернандо Алонсо на Aston Martin он привёз 38 секунд. Просто пугающее доминирование. Но есть надежда, что Гран При Бахрейна был исключением из правил.

Спасибо специфичности Сахира

Макс Ферстаппен лидирует после первого круга Гран При Бахрейна © Getty Images / Red Bull Content Pool
Макс Ферстаппен лидирует после первого круга Гран При БахрейнаФото: Getty Images / Red Bull Content Pool

Трасса Сахир достаточно хитрая и сложная с точки зрения настроек. Регулировки, которые превосходно работают в квалификации, не подходят для гонки, и наоборот. Потому выборе уровне прижимной силы, поиске баланс, настройке развал-схождения колёс, и.т.д. здесь всегда нужен компромисс.

«Хотя мне и не нравилось поведение машины на одном быстром круге в пятницу, на длинных отрезках всё с самого начала было в порядке», – отметил Макс Ферстаппен.

Квалификацию действующий чемпион мира выиграл с отрывом 0,138 секунды, хотя и по-прежнему был недоволен балансом, а в гонке на следующий день он доминировал от старта до финиша.

Как в Милтон-Кинсе нашли компромисс? Дело не в находчивости инженеров, а в более широком диапазоне настроек, чем у конкурентов, потому что у RB19 больше прижима. По идее, на трассах с меньшим разбросом по настройкам для квалификации и гонки, преимущество Red Bull Racing должно быть меньше.

Soft/Soft/Hard

Макс Ферстаппен на пит-стопе © Getty Images / Red Bull Content Pool
Макс Ферстаппен на пит-стопеФото: Getty Images / Red Bull Content Pool

По тактике Red Bull Racing провернула ход, к которому не прибег никто из остальных топ-команд. Да и вообще во всём пелотоне, кроме чемпионов, только Williams выбрала схему Soft-Soft-Hard, однако совсем по другим причинам. Если аутсайдеры ничего не теряли и могли рискнуть, то лидеры выбрали такое сочетание, просто потому что могли себе это позволить.

Главная головная боль для шинников на бахрейнской трассе – высокая термическая деградация задних колёс. Нагрузка в средней части круга практически непрерывная: скоростная связка 5/6/7 поворотов, шпилька с 8 и 10 повороты и ещё одна быстрая дуга 11/12/13 поворотов. При таком постоянном и интенсивном воздействии структура шины ослабевает, протектор перестаёт работать, и колёса теряют сцепление с асфальтом. Не путайте с износом: к концу отрезка на шинах остаётся достаточно рабочего слоя, но из-за постоянного перегрева они не работают. Это называется термическая деградация.

Жёсткие шины, естественно, менее подвержены нагрузкам и, следовательно, перегреву, но в начале отрезка медленнее мягких на 1,7 секунды. Чем ближе к пит-стопу, тем меньше это преимущество и больше перевес в сторону Hard. И вот тут на помощь приходит эффективная аэродинамика машины.

При высокой прижимной силе машина не скользит в поворотах и, следовательно, нагрузка на резину меньше. А у кого лучшая машина в плане аэродинамики, как не у Red Bull Racing? Потому действующие чемпионы и проехали два отрезка на мягком типе, в отличие от Aston Martin, Ferrari и Mercedes, выбравших схему Soft/Hard/Hard.

«Мы не смогли бы провести гонку с двумя отрезками», – признал руководитель Скудерии Фредерик Вассёр.

Другими словами, Red Bull Racing проехала на более быстрых шинах больше кругов, чем другие топ-команды. Но так будет не всегда в 2023 году, ведь не каждой трассе покрышки так страдают от термической деградации, как в Сахире.

Алонсо и Aston Martin ближе, чем кажется

Макс Ферстаппен и Фернандо Алонсо на подиуме © Getty Images / Red Bull Content Pool
Макс Ферстаппен и Фернандо Алонсо на подиумеФото: Getty Images / Red Bull Content Pool

Не Ferrari была второй командой пелотона на Гран При Бахрейна, а Aston Martin. Несмотря на неудачный старт, контакт с напарником Лэнсом Строллом и потерю времени за более медленными гонщиками Mercedes и Карлосом Сайнсом, Фернандо Алонсо всё равно добрался до подиума.

Машина AMR23 не только быстра, но и намного бережнее Ferrari и Mercedes расходует шины. Лучшее тому доказательство – Алонсо не испытал каких-либо проблем с износом, хотя и атаковал почти всю дистанцию При более ровной и спокойной гонке двукратный чемпион уступил бы Ферстаппену меньше, чем проиграл в итоге, и был бы намного дальше ближайших преследователей.

Маловероятно, что Фернандо навязал бы борьбу Максу и второму пилоту Red Bull Racing. Но обольщаться отрыву в 38 секунд чемпионской команде не стоит.

Макс Ферстаппен в закрытом парке после финиша © Getty Images / Red Bull Content Pool
Макс Ферстаппен в закрытом парке после финишаФото: Getty Images / Red Bull Content Pool

Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источники: motorsportmagazine.com, formula1.com, the-race.com.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle