Катастрофа в Mercedes: Хэмилтон разнёс команду за беспонтонную машину
В Брэкли заплатят высокую цену за своё упрямство...
Всего одного Гран При в сезоне-2023 команде Mercedes хватило, чтобы понять: машина W14 никуда не годится. Недовольны все – гонщики, инженеры, руководство коллектива. Как так вышло и что им делать дальше?
Всё плохо
Настроение в команде Mercedes после Гран При Бахрейна хуже некуда. Восьмикратные победители Кубка конструкторов заехали в первую пятёрку лишь чудом – благодаря сходу пилота Ferrari Шарля Леклера. Скорости не было от слова «совсем»: в квалификации подопечные Тото Вольфа проиграли 0,6 секунды обладателю поула Максу Ферстаппену, а на следующий день в гонке отстали от лидера Red Bull Racing на 50 секунд без проколов, разворотов и внеплановых пит-стопов, просто по чистому темпу!
Мало того, обоих пилотов Тото Вольфа в прямой борьбе уложил на лопатки новичок Aston Martin Фернандо Алонсо. А второй гонщик клиентской команды Mercedes Лэнс Стролл отстал всего на четыре секунды от Льюиса Хэмилтона, при том что ехал с травмами и впервые за руль AMR23 сел только двумя днями ранее.
«У нас всё плохо, мы слишком далеко от лидеров. Гонка в Бахрейне вообще стала одной из самых худших для нас за все годы», – констатировал глава команды.
Ещё дальше в интервью после гонки в Сахире пошёл Хэмилтон, открыто заявив, что Mercedes не послушалась его при проектировании W14, а зря.
«В прошлом году я говорил команде о том, что именно не так с машиной. За свою карьеру я пилотировал много разной техники, поэтому знаю, что хорошо, а что плохо. Я считаю, что команда должна признать и сказать: «Да, мы тебя не послушались и сделали не то, что надо».
Концепция Mercedes не работает, и точка!
Что же не так с командой, которая ещё два с половиной года назад, в 2020-м, выиграла 13 из 17-ти гонок?
После перехода Формулы 1 на новые аэродинамические правила в 2022-м Mercedes избрала уникальную философию машины с узкими боковыми понтонами. Инженеры рассчитывали, что при меньшем лобовом сопротивлении машины граунд-эффект будет сильнее. По идее, без лишнего воздействия верхняя часть днища в районе понтонов действительно должна была больше генерировать прижимную силу. При моделировании в аэротрубе концепция работала нормально, но на практике всё оказалось иначе.
Уже на тестах команда выяснила, что без понтонов по бокам кромка днище стало излишне гибкой, и это добавило массу проблем, в том числе усилило раскачку машины на прямых. Плюс, оказалось, что без широких понтонов не получается нормально отводить воздух от задних колёс, потому лобовое сопротивление не уменьшилось, а, наоборот, стало только больше.
К слову о претензиях Льюиса Хэмилтона. По ходу сезона-2022 команда оценила разные концепции, провела сравнительные испытания на компьютерах CFD и решила, что действующий подход – всё-таки самый многообещающий.
«Многие ожидали, что мы порвём в клочья все чертежи и всё начнём с нуля, но это не так. У W13 при всех её минусах было много достоинств», – заявил на презентации WE14 технический директор Марк Эллиотт.
Что же, к новому сезону в Mercedes устранили один из главных минусов – избавились от «дельфинирования». Вот только выяснилось, что с раскачкой, что без раскачки прижимной силы не хватает!
«W14 не хватает прижима по сравнению с другими машинами, особенно в скоростных поворотах. Она скользит, и это в свою очередь, приводит к повышенному износу шин», – рассказал источник в инженерном штабе Mercedes.
Как говорится, занавес. Просто так понтоны не увеличишь в размере, это надо переделывать машину от и до, чтобы аэродинамика работала.
«Это работа не на один вечер. Нужны прогоны в аэротрубе, чтобы отыскать лучшие решения. Это большая исследовательская работа, итогом которой станут масштабные изменения в геометрии шасси», – рассказал гоночный инженер Mercedes Эндрю Шовлин.
«Год впустую»
Как же в Mercedes так просчитались? Дело в том, что при обдувке новой машины инженеры получили неплохие цифры, да и корреляция данных в аэротрубе и на трассе была точной. Но чего команда не ожидала, так это того, что с понтонной концепцией соперники добьются гораздо большего прогресса, в том числе по уровню прижимной силы.
Вдумайтесь, Aston Martin, которая использует заднюю подвеску, трансмиссию и двигатель Mercedes, но придерживается иной аэродинамической философии, за одну зиму вырвалась вперёд, прыгнув с седьмого на второе место в Кубке конструкторов, пусть и пока позади всего одна гонка сезона-2023. Иронично, что команда обдувала новую машину в аэротрубе… в Брэкли.
Хозяева же этой аэродинамической трубы топчутся на месте. За последние 12 месяцев они не только не сократили отставание от фаворитов Red Bull Racing, но проиграли им ещё одну десятую секунды в квалификации в Бахрейне, а Aston Martin их обогнала на 1,5 секунды по сравнению с этапом в Сахире год назад.
Хотя казалось бы, потенциал для улучшения огромный, учитывая все проблемы, сдержавшие команду год назад. На этом фоне прибавка на 0,8 секунды – ничто. Даже Williams, вторая клиентская команда Mercedes после Aston Martin, отыграла за 12 месяцев гораздо больше – 1,2 секунды.
«В плане развития мы впустую потратили год», – признал Вольф.
Сравнение времени круга в квалификации Гран При Бахрейна в 2022-м и 2023-м:
Поз. | Команда | Прогресс по времени на круге, сек. |
---|---|---|
1. | Aston Martin | -2,441 |
2. | Alpine | -1,211 |
3. | Williams | -1,203 |
4. | Haas | -0,999 |
5. | Red Bull Racing | -0,973 |
6. | Mercedes | -0,898 |
7. | McLaren | -0,627 |
8. | Ferrari | -0,558 |
9. | Alfa Romeo | -0,117 |
10. | AlphaTauri | +0,172 |
«Я говорю не о прибавке 0,3 секунды на круге и нескольких очках прижимной силой. Чтобы вернуться в борьбу за победы в гонках и титул, Mercedes должна решиться на радикальные меры.
Наша нынешняя машина вряд ли когда-нибудь будет конкурентоспособна. Не ждите, что, как в прошлом году, мы будем регулярно бороться за подиумы и в конечном итоге выиграем гонку», – подытожил руководитель коллектива, открыто намекнув на смену концепции.
Поспешишь – конкурентов насмешишь?
На шестой этапе сезона-2023 в Имоле во второй половине мая Mercedes привезет большой пакет обновлений. Но не стоит говорить об изменении концепции. Во-первых, к работе над новинками для Гран При Эмилии-Романьи команда приступила ещё до провала на в Бахрейне. А во-вторых, две альтернативные аэродинамические философии команда пока только изучает в аэротрубе.
Так что говорить о машине W14B преждевременно. Но опять же, просто так боковые понтоны Red Bull Racing RB19, генерирующие прижимную силу благодаря туннелю в нижней части, не скопируешь.
«Главное для нас сейчас – определиться с концепцией и убедиться, что выбран правильный путь», – говорит Вольф.
Ну и не стоит забывать про лимит расходов, а также про ограничения по работе в аэродинамической трубе и на CFD. Если сейчас снова просчитаться, то можно просто на ветер выкинуть деньги и технические ресурсы и остаться к концу года вообще ни с чем и поставить под угрозу шансы на возвращение в лидеры в сезоне-2024.
Так что быстрого решения ждать точно не стоит. Да и спешить некуда, поскольку про борьбу за титул в этом году всё равно можно забыть. Может, есть смысл к середине года действительно построить с нуля новую машину уже с прицелом на следующий год и оставшиеся гонок провести в режиме боевых тестов.