В чём сила, Чеко? Секрет скорости Переса на городских трассах
Два поула, три победы и ещё один подиум – урожай Чеко на уличных треках за последние 12 месяцев. Откуда у мексиканца такая прыть? Слово Эдду Стро...
Статистика никогда не врёт
За 13 лет участия в Формуле 1 Серхио Перес провёл 41 Гран При на городских трассах, включая этап в Саудовской Аравии в прошлые выходные. Городские трассы в классическом понимании – временные сооружения со стенами, прилегающими непосредственно к полотну трека, как Монако, Валенсия, Сингапур, Баку, Сочи [ по поводу Сочи Автодрома позволим не согласиться с Эддом Стро – прим. AUTOSPORT.com] Майами и Джидде. Вы скажете: «А как же Мельбурн, Монреаль?» Всё-таки это полугородские трассы с абсолютно иными характеристиками и требованиями к пилотажу.
Итак, обратимся к цифрам. 100% своих поулов (2 из 2), 80% побед (4 из 5) и 28% своих подиумов (8 из 28) Чеко завоевал на городских трассах. Солидно, учитывая, что лишь около 17% гонок он провёл на подобном типе трасс.
Не менее впечатляет и статистика Переса относительно напарников. 23 раза в 41-й городской гонке он переквалифицировал партнёров по команде, то есть в 57,5% случаев. При том, что его средний показатель за всю карьеру – 46%! Здорово всё и в гонках – 17 раз в 29-ти совместных финишах мексиканец опередил однокомандников. Опять же, это 57% против общих 43%.
Сильнее Ферстаппена?
Силён Чеко даже на фоне Макса Ферстаппена. В шести из десяти совместных за Red Bull городских гонках он переквалифицировал голландца, хотя на обычных треках был впереди всего-навсего один раз – в Имоле-2021. Правда, тут стоит оговориться.
В Сингапуре в прошлом году Ферстаппен шёл с улучшением на последнем круге в квалификации, но в конце свернул в боксы – не хватило топлива. В Монако он тоже мог превзойти напарника, но Перес разбил машину перед туннелем и спровоцировал появление красных флагов. А в Джидде в прошлую субботу их дуэль не состоялась из-за поломки машины Макса во втором сегменте.
Хотя бывали случаи, когда Перес по чистой скорости превосходил лидера «Красных быков» – например, в Джидде и Баку в 2021-м, где стартовал с поула и второго места соответственно.
Что касается гонок, то четыре из шести успехов Серхио во внутрикомандных дуэлях пришлись на городские трассы: Баку-2021, Монако-2022, Сингапур-2022 и Джидда-2023. Да, победа на Гран При Азербайджана была обусловлена сходом Ферстаппена из-за прокола колёса. Но можно вспомнить и обратные случаи: в Саудовской Аравии Перес вполне мог выиграть, если бы аккурат после его первого пит-стопа не выехал бы автомобиль безопасности.
Не стоит, конечно, говорить о том, что в городских условиях Перес сильнее титулованного партнёра по команде. Но это однозначно среда, в которой он чувствует себя как рыба в воде. В конце концов ещё даже в молодёжке GP2 он был хорош: в 2009-м в Валенсии завоевал свой первый подиум в серии, а в 2010-м победил в Монако.
Пара фишек в арсенале
Так в чём же секрет скорости Переса? Есть у мексиканца в арсенале несколько умений, которые полезны именно на городских трассах.
В отличие от Макса Ферстаппена, Перес предпочитает машины с недостаточной поворачиваемостью. Да, такие машины менее резкие в управлении и, возможно, более медленные, но зато они стабильнее и точнее в поворотах. А точность и стабильность – как раз то, что нужно на городских трассах, ведь пилотировать приходится в считанных миллиметрах от стенах. Кроме того, чем точнее и чище ты прошёл поворот, тем раньше можешь встать на газ на выходе.
Плюс, Перес отлично чувствует и контролирует пробуксовку задних колёс на разгоне. А чем стабильнее задняя ось, тем меньше риск уйти в занос и «поцеловать» стену.
Так что с точностью действий, спокойствием и уверенностью у Чеко полный порядок на городских трассах, и это один из главных залогов его успеха. Не значит, что он принципиально сильнее Макса. Вообще только на этапе Джидде год назад он был заметно быстрее напарника. Но, безусловно, мексиканского гонщика можно смело назвать одним из главных специалистов по городским трассам в современной Формуле 1.
Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источник: the-race.com/formula-1/f1s-modern-street-circuit-master-perezs-reputation-assessed