«Им бы тренировки взять и отменить». Основные претензии к инициативе Доменикали
Реальна ли полная отмена свободных заездов в Ф1?
Генеральный директор Формулы 1 Стефано Доменикали наделал немало шуму, заявив, что в обозримом будущем свободные заезды могут исчезнуть из расписания гоночного уик-энда. Высказывание интересное, но спорное и практически нереализуемое. Почему? Объясняем.
Что делать со свободным временем по ходу гоночного уик-энда?
Ну хорошо, представим, Формула 1 исключила свободные заезды из расписания. Что дальше-то? Куда девать бесхозные три часа? Ведь Ф1 – не чемпионат мира по ралли, где в четверг утром провели шейкдаун, в пятницу утром стартовали и гоняются до обеда воскресенья. В Больших Призах такого объёма соревновательной программы не может быть по определению, потому что ключевое событие уик-энда – гонка в воскресенье, как ни крути.
Даже если на каждом этапе проводить спринт, всё равно с отменой свободных заездов будет минус два часа активности на трассе. А проводить по две гонки за уик-энд, как Формула E на отдельных этапах, в Ф1 не собираются.
По сути, пятницу можно будет вычеркнуть из расписания и сократить гоночный уик-энд до двух дней. Промоутеры этапов потеряют часть доходов от продажи билетов, Ф1 лишится эфирного времени и средств от ТВ-компаний, команды не досчитаются спонсорских выплат, ведь их машины, а следовательно, логотипы спонсоров, будут показывать меньше. Так что нет, полная отмена свободных заездов – это выстрел себе в ногу, причём коллективный.
А про безопасность вы подумали?
Как бы банально ни звучало, но Формула 1 – это вершина автоспорта, самая высокотехнологичный гоночный чемпионат в мире. Потому пусть даже 30-60-минутная рулёжка всё равно будет нужна и командам, и пилотам, чтобы проверить машину, двигатель, шины, «пристреляться» к трассе. Ни один самый навороченный симулятор не заменит реальной трассы. Наконец, пожалейте новичков!
Кто-то скажет «ну, чем меньше времени на подготовку у участников, тем зрелищнее гонки и неожиданнее результаты». Да, но не на скоростях под 350 км/ч! Простой пример: помните, как на тренировке Гран При Китая-2011 от машины Себастьяна Буэми отлетели передние колеса? Подвеска разлетелась из-за дефекта в передней правой стойке. Вот и представьте, если бы не свободные заезды, то этот дефект проявился бы в квалификации, а то и вовсе в гонке, когда Буэми кого-нибудь обгонял бы на торможении.
Так что, нет, проводить Гран При без тренировок или шейкдауна просто небезопасно.
Вы уверены, что тренировки не нужны публике?
«Болельщикам не нравятся тренировки», – сказал Стефано Доменикали в своём интервью. Хм, можно поспорить!
Возможно, три часа свободных заездов – перебор, и можно сократить их до двух, а в оставшийся час проводить, скажем, спринт. Да, ритм и «напряжённость» оставляют желать лучшего, но в то же время это своего рода затравка, превью главных событий уик-энда. Пример: Фернандо Алонсо на Aston Martin показал лучшее время по итогам пятницы в Бахрейне! Вполне себе повод ещё больше ждать квалификацию и гонку? Да и просто всегда интересно взглянуть на время круга и попытаться понять, каким будет расклад сил в предстоящие выходные.
В конце концов, господин Доменикали, а не ваша ли это работа сделать так, чтобы болельщикам нравились тренировки?
Не лучше ли взять пример с MotoGP?
Иронично, что об идее отменить свободные заезды босс Формулы 1 высказался во время визита на этап MotoGP, где тренировки были, есть и будут. Во-первых, мотогонщикам без практики перед квалификацией и гонкой просто опасно выходить на трассу – нехватка наката и плохо настроенный мотоцикл чреваты падением и травмой, а то и вовсе фатальными последствиями.
Во-вторых, тренировки весьма органично встроены в формат уик-энда главного мотоциклетного первенства мира. С 2023 года по итогам пятничных свободных заездов в MotoGP формируется состав второго сегмента квалификации – 10 из 12-ти участников. А в предыдущие 10 лет учитывались времена и в третьей сессии в субботу утром, хотя лидеры в основном быстрейшие времена именно в первый день. Так что какая-никакая интрига. Чем не пример для Формулы 1?
В конце концов, можно начислять за свободные заезды какие-нибудь баллы в чемпионате, денежные призовые деньги командам, хоть бонусы по штрафам за замену силовой установки, чтобы мотивировать участников к борьбе на тренировках. Так что куда-то не туда понесло Доменикали...