Паранойя Переса и секрет скорости Red Bull. Что на самом деле произошло в Мельбурне?

Марк Хьюз
10 апреля 2023 в 10:08
Фото: Getty Images / Red Bull Content Pool

Все беды из-за… быстрой машины

Интересные дела развернулись в Red Bull Racing на Гран При Австралии. Серхио Перес обвинил машину и команду в вылете с трассы в квалификации и намекнул чуть ли не на саботаж, а команда заявила, что он сам виноват в вылете. Кто прав? Разбирается авторитетный журналист Формулы 1 Марк Хьюз.

Что за проблема была у Чеко в тренировках?

Итак, с чего всё началось. Всю пятницу на Гран При Австралии команду Red Bull Racing преследовали технические проблемы. Из-за неправильных настроек торможение двигателем работало с опозданием: проще говоря, гонщик убирал ногу с педали газа, но мощность ещё какое-то время передавалась колёсам. Из-за этого Макс Ферстаппен и Серхио Перес с трудом удерживались на скользкой трассе, особенно в медленных 1-м, 3-м и 13-м поворотах. По той же самой причине Чеко совершил ещё пару экскурсий по обочине в финальной тренировке в субботу утром.

К старту квалификации чемпионский коллектив устранил проблему, но всё равно Перес опять оказался в гравии. Он заблокировал передние колеса на торможении в третьем повороте, вылетел и закопался в гравий.

«Опять эта чёртова проблема!» – выругался гонщик по радио.

Как так? Команда же устранила проблемы с программным обеспечением силовой установки? Тут мексиканского гонщика кое-что сбило с толку.

Из-за вылета с трассы в квалификации Серхио Перес стартовал последним © Red Bull Content Pool
Из-за вылета с трассы в квалификации Серхио Перес стартовал последнимФото: Red Bull Content Pool

Специфичность RB19 – причина ошибки в квалификации?

Как при неизменном техническом регламенте и внешне точь-в-точь такой же машине, что и в прошлом году, Red Bull Racing умудрилась ещё дальше оторваться от конкурентов? Один из рецептов успеха – подвеска.

Особенность нового поколения машин Формулы 1 с граунд-эффектом заключается в том, что центр давления воздуха под днищем сильно смещается вперёд при торможении машины и далеко назад при разгоне. В результате автомобилю не хватает стабильности на торможении и точности в повороте – с точки зрения баланса это сущий кошмар для пилота.

Уменьшить движение центра давления можно, поработав над геометрией подвески, чтобы машина меньше кивала носом на торможении и на разгоне реже приседала сзади. К слову, на современных машинах этот диапазон в среднем составляет 15 градусов. Тогда улучшится не только баланс на торможении, в начальной и средней фазах поворотах. Крен в поворотах и колебания дорожного просвета станут меньше. Это значит, и прижимной силы будет больше, причём потенциально в геометрической прогрессии. Будет выше и скорость на прямых, в том числе с DRS, просто потому что аэродинамическая эффективность больше.

Но есть и минус при подобной конфигурации подвески: передние шины слабо загружаются в повороте, и тут возникают разом две проблемы. Во-первых, колеса легко заблокировать на торможении. А во-вторых, невозможно быстро прогреть шины. В результате машина оказывается намного быстрее на длинной дистанции, чем на одном быстром круге. Это мы, собственно, и видим на примере Red Bull Racing, среднее преимущество которой в квалификациях в этом году 0,172 секунды, а в гонках – 0,7 секунды. На неабразивной скоростной трассе в Альберт-Парке эти недостатки должны были проявиться наиболее отчётливо.

Выходит, что именно эта особенность RB19 и стала причиной вылета Переса в квалификации? Похоже на то. Тем более в гонке машина работала нормально, хотя команда ничего не трогала в настройках.

Серхио Перес с Максом Ферстаппеном и руководителем Red Bull Racing Кристианом Хорнером © Red Bull Content Pool
Серхио Перес с Максом Ферстаппеном и руководителем Red Bull Racing Кристианом ХорнеромФото: Red Bull Content Pool

Переса тоже можно понять

Без сомнений, что с такой доминирующей машиной Red Bull Racing в конце 2023 года выиграет чемпионат. Кто из кто двух пилотов быстрее и станет чемпионом, тоже очевидно. Но фактор надёжности может спутать все карты все внутрикомандные расклады.

Просто представим: если бы Макс сошёл в двух последних гонках, а его мексиканский напарник оба раза выиграл бы. Двукратному чемпиону потребовалось бы семь этапов, чтобы наверстать упущенное и восстановить паритет в личном зачёте. Он всё это прекрасно понимает, потому и устроил команде такую взбучку после поломки машины в квалификации в Джидде.

Наверняка осознает ситуацию и Чеко. И если он склонен к паранойе, а это в общем-то типично для любого ведущего пилота, то тут и до подозрений рукой подать. Он вполне может надумать себе, что команда помогает своему первому пилоту создать «подушку» в чемпионате на случай поломок и сходов в дальнейшем. Потому после вылета на первом круге в квалификации мексиканский гонщик Red Bull Racing первым делом и сказал по радио, что с машиной опять что-то не так, и возложил на команду ответственность за произошедшее.

«Команда должна устранить эту проблему в гонке», – заявил он на встрече с прессой.

Паранойя? Да. Стоит ли Пересу так накручивать? Наверное, нет, хотя кто знает. В конце концов, за один этап он отстал от партнёра по команде с 1 до 15 очков…

Источник: motorsportmagazine.com/articles/single-seaters/f1/red-bulls-big-f1-advantage-was-likely-downfall-of-paranoid-perez-mph

После старта последним Серхио Перес финишировал пятым на Гран При Австралии © Red Bull Content Pool
После старта последним Серхио Перес финишировал пятым на Гран При АвстралииФото: Red Bull Content Pool

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle