Red Bull Racing: заговор ради победы

Джонатан Нобл
26 октября 2013 в 18:03

Проигравший Гран При Японии Марк Уэббер после финиша сам остался озадачен выбранной для него тактикой – после чего вновь поползли слухи о фаворитизме Red Bull Racing в пользу своего лидера. Джонатан Нобл разбирается, что же в действительности произошло на Сузуке

Людям нравятся теории заговора. Так говорил Нил Армстронг - человек, который не раз на себе испытал, что это такое.

Желание разузнать о тайных силах, которые повлияли на итог событий, найти секретное объяснение событиям, которые не вписываются в общепринятое мировоззрение – обычное дело в Формуле 1.

Воскресный вечер на Сузуке не стал исключением. После гонки Марк Уэббер выразил удивление тем, что его перевели на тактику с тремя пит-стопами - которая помогла Себастьяну Феттелю, остановившемуся в боксах на один раз меньше, одержать победу. В итоге разговоры о заговоре в стане Red Bull Racing с новой силой начали циркулировать в паддоке.

Приверженцы такой точки зрения уверяли, что команда намеренно подпортила гонку Уэбберу, чтобы услужить своему "золотому мальчику" Феттелю.

Тактика с тремя остановками в боксах по определению проигрывает варианту с двумя (по вычислениям разных команд, от пяти до восемь секунд), потому на командном мостике Red Bull Racing решили просто убрать австралийца с дороги чемпиона, который находится в шаге от своего четвертого титула.

И красиво все разыграли: когда Уэббер поехал в боксы во второй раз, Феттелю уже никто не мог помешать начать атаки на лидера гонки Ромена Грожана.

Уэбберу на Сузуке оставалось лишь поздравить Феттеля с победой © LAT
Уэбберу на Сузуке оставалось лишь поздравить Феттеля с победойФото: LAT

А после того, как немец смог продлить на несколько важнейших кругов свой предпоследний отрезок, ему оставалось лишь спокойно довести гонку до победы – и теперь уже одной рукой держит свой четвертый чемпионский кубок.

Впрочем, в Red Bull Racing излагают немного иную версию событий, предполагая, что три пит-стопа для Уэббера стали неизбежностью уже после самых первых кругов в исполнении австралийца.

Перед гонкой в команде думали, что реализовать тактику с двумя остановками будет непросто, но все же возможно – в особенности если пилоты, стартовав с первого ряда, сохранят свои позиции и окажутся на свободном пространстве.

Этот план провалился, когда оба гонщика очень неважно начали движение и застряли позади Ромена Грожана в начальной фазе дистанции.

Широко известно, что в наши дни, когда резина изнашивается крайне быстро, один из лучших способов напрочь стереть свои шины – это ехать непосредственно позади соперника: из-за турбулентных завихрений, создаваемых другой машиной, вы начинаете сильнее скользить в поворотах, из-за чего слики Pirelli быстро приходят в негодность.

Уэббер настроил свой автомобиль на больший уровень прижимной силы, нежели Феттель, что еще больше усугубило его ситуацию: шины у австралийца потеряли эффективность уже к 11-му кругу, потому пилот вынужден был ехать в боксы за новым комплектом.

Марк стер свои шины, преследуя Грожана на первых кругах © LAT
Марк стер свои шины, преследуя Грожана на первых кругахФото: LAT

После этого стало очевидно, что шансов преодолеть дистанцию с двумя пит-стопами, на что команда надеялась перед гонкой, уже не осталось – и если бы RBR и дальше придерживалась своего первоначального плана, то лишила бы Марка всех шансов опередить Грожана.

Но столь амбициозная команда не может позволить себе пустить все на самотек.

Сиди её спецы по тактике сложа руки, Уэббер финишировал бы позади Ромена, так как в Lotus изменили свои первоначальные планы и оперативно реагировали на действия австралийца, у которого не было достаточного преимущества в скорости, чтобы опередить соперника на трассе.

Имея, к тому же, менее свежие шины, Марк ни за что не нашел бы способ вскрыть оборону соперника.

Но в RBR отлично понимали, что надо пойти по другому, более агрессивному пути, каким и стал перевод одного из пилотов команды на тактику с тремя пит-стопами.

Принимая во внимание, что Уэббер, в тот момент опережавший Феттеля, в первый раз поехал в боксы на три круга раньше напарника, потому рискует в финальной фазе дистанции оказаться на полностью изношенных шинах и без борьбы пропустить немца, переход на схему с тремя остановками выглядел для Марка разумным решением.

Эти предположения еще сильнее укрепил тот факт, что Даниэль Риккардо – который выбрал отличную от всех тактику и стартовал на жестких шинах – продолжительное время сдерживал большую группу пилотов. Благодаря этому Уэббер серьезно оторвался своих преследователей и едва ли откатился бы далеко назад, даже проведи он лишний пит-стоп.

Сначала казалось, что эти парни будут стоять на подиуме в другом порядке
Сначала казалось, что эти парни будут стоять на подиуме в другом порядке

Как позднее объяснил босс RBR Кристиан Хорнер, этот факт позволял Марку без всяких опасений совершить дополнительную остановку, ведь теперь ему не пришлось бы бороться с соперниками на трассе и терять на этом драгоценное время. В той ситуации было бы глупо поступить иначе.

Изменение тактики Уэббера позволило Феттелю сесть на хвост Грожану и вынудило Lotus – где боялись, что немец попросту обгонит их пилота – остановиться раньше в надежде остаться впереди на заключительном отрезке.

При этом к началу финальных пит-стопов еще не было полной ясности, тактика какого из пилотов RBR окажется предпочтительнее.

Если бы Феттель надолго застрял позади Грожана в начале своего третьего отрезка – а не прошел бы пилота Lotus при первой возможности, - то потерял бы несколько ценных секунд, которых как раз хватило бы Уэбберу, чтобы догнать напарника на последних кругах.

Кроме того, если бы Марк на свежем комплекте шин Medium сразу сломил бы сопротивление Грожана – в начале их сражения он упустил отличный шанс обогнать француза на прямой с использованием DRS, нажав кнопку слишком рано, из-за чего крыло не сработало, - то затем обязательно подобрался к Себу на дистанцию атаки.

В действительности, Феттель всерьез чувствовал угрозу со стороны Уэббера и ясно обозначил это по радио, когда пожаловался на трафик, который мог стоить ему потери нескольких важных секунд.

В конечном итоге Марк, как известно, не смог навязать партнёру борьбу – и Себ сохранил за собой лидирующую позицию.

Уэббер преследует Грожана © LAT
Уэббер преследует ГрожанаФото: LAT

Впрочем, при составлении теории заговора никогда не учитываются рациональные объяснения событий и факты, доказывающее обратное.

Хорошо известно: чем активнее убеждать, что никакого заговора в команде нет, тем больше будет оснований говорить, что все в точности наоборот. По логике вещей, чем больше аргументов в Red Bull Racing приводят в оправдание своих действий, тем больше это должно свидетельствовать о фаворитизме в стане команды.

Сам факт отрицания является главной движущей силой в теории заговора.

Еще один фактор, который также надо принимать во внимание – о тактических решениях очень часто судят по итоговому результату. Когда пилот побеждает, то это автоматически предполагает, что он выбрал правильную тактику – а тот парень, который финиширует вторым, наверняка действовал неверно.

На сегодняшний день детально анализировать события гонки, не имея всей полноты информации, невероятно сложно. И когда пилот располагает быстрейшей машиной и все делает верно за её рулём - итоговый результат легко может оказаться успешным, независимо от того, какую тактику выбрать. Таким образом, действия победителя автоматическими становятся верными – даже если в действительности это далеко не так.

Если бы Феттель на какое-то время застрял позади Грожана - а Уэббер прошел пилота Lotus быстрее, - то тактика трех пит-стопов могла бы отлично сработать.

На Сузуке все сразу заговорили об ошибочной тактике Марка просто потому, что он не выиграл. Но представьте себе на секунду, что при контакте Себастьяна с Льюисом Хэмилтоном на стартовой прямой в самом начале первого круга на машине немца сломалось бы переднее антикрыло – и он автоматически выбыл бы из борьбы за победу.

В иной ситуации захватывающая борьба на предпоследнем круге шла бы за победу © LAT
В иной ситуации захватывающая борьба на предпоследнем круге шла бы за победуФото: LAT

В этом случае гонка для Уэббера, скорее всего, прошла бы по прежнему сценарию: он провел бы три пит-стопа и обогнал Грожана в споре за лидерство на предпоследнем круге.

Австралиец добыл бы сенсационную победу, которой был бы обязан своей команде за превосходные тактические действия, ведь именно они дали ему возможность пройти француза.

Несомненно, за последние годы имели место эпизоды, когда Red Bull Racing благоволила Феттелю – но в остальном оба гонщика получали равные возможности: команда смотрит на ситуацию шире и работает в первую очередь на себя, а не на одного из парней в кокпите.

На Сузуке был как раз один из таких дней. Подопечные Хорнера завоевали в гонке дубль именно потому, что руководствовались интересами команды – хотя в иной ситуации легко могли пропустить Грожана вперед.

В конечном счете, если бы в RBR намерено хотели бы осложнить жизнь Уэбберу, то ничего не стоило организовать ему небольшие проблемы с KERS. Но эта участь постигла Феттеля – днем раньше, в квалификации…

В действительности, в команде могли попросту – зная, что австралиец не лучшим образом бережет резину – оставить его на тактике с двумя пит-стопами, прекрасно понимая, что в финальной фазе дистанции Марк будет безоружен в споре с соперниками, и в первую очередь с напарником.

Некоторые люди ищут заговор там, где его нет. На самом деле, о многом говорит тот факт, что воскресным вечером – когда большая часть паддока выразила уверенность в том, что Феттель должен выиграть финальные четыре гонки сезона – был только лишь один человек, который предположил иное развитие событий.

«Сегодня Марк был очень близко к успеху, - сказал Кристиан Хорнер. – Было бы здорово, если бы до конца года ему удалось выиграть…»

После этих слов ни о каких заговорах речи быть не может.

Марк Уэббер
Марк Уэббер

  • Поделиться: