«У тебя есть 19 кругов, чтобы…» 25 лет гениальной победе Михаэля Шумахера на Хунгароринге

16 августа 2023 в 17:02
Фото: F1

16 августа 1998 года на Гран При Венгрии Михаэль Шумахер и тактический штаб Ferrari преподали конкурентам мастер-класс. Вспоминаем события того без преувеличения исторического дня...

«У тебя есть 19 кругов, чтобы оторваться на 25 секунд. Нужно проехать эти круги в квалификационном режиме».
«Отлично, спасибо».

Четверть века назад на Гран При Венгрии-1998 с этого радиообмена технического директора Ferrari Росса Брауна и на тот момент ещё двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера началась история одной из самых удивительных побед в Формуле 1.

Стартовал Шумми позади двух пилотов McLaren Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда. На первом круге диспозиция между ними не изменилась, что на узкой необгонной венгерской трассе было предсказуемо, особенно при отсутствии дождя. Михаэль застрял на третьем месте, и переиграть конкурентов можно было лишь за счёт необычного тактического хода.

© F1
Фото: F1

Наиболее предпочтительной в тот день была тактика двух пит-стопов. Но учитывая большой отрыв от четвертого места, терять немцу из Ferrari было нечего, поэтому на командном мостике рискнули и перевели его на три остановки, надеясь, что на более легкой быстрой машине он переиграет соперников.

На первый пит-стоп Михаэль отправился в конце 25-го круга, когда вплотную преследовал Култхарда. Было важно, чтобы в McLaren не раскрыли план соперников раньше времени и не отреагировали, поэтому длину второго стинта Ferrari оставила точно такой же, как и при стандартной тактике двух пит-стопов – с 42-го 44-й круг.

На трассу Шумахер вернулся позади медленного Жака Вильнёва на Williams и провёл за ним следующие шесть кругов. Култхарду с трафиком повезло больше: шотландец после пит-стопа на 25-м круге вернулся аккурат впереди Жака, благодаря чему оторвался от Михаэля, терявшего по две секунды с круга. Именно в тот момент Браун окончательно убедился в том, что три остановки – единственный шанс Ferrari на победу.

После того как Вильнёв наконец-то ушёл с его дороги, Шумахер уступал 7,4 секунды лидеру гонки Хаккинену, который остановился в боксах на три круга позже. Он тут же прибавил и выдал серию быстрых кругов, которые проехал в среднем на 0,6 секунды быстрее пары McLaren. К 35-му кругу гандикап между ним и Хаккиненом сократился до 3,6 секунды, а напарник финна вновь оказался на расстоянии атаки. Но самое главное, что в британской команде так и не поняли замысла конкурентов. В противном случае Хаккинен, наверное, воспользовался бы тем, что Шумахер застрял за его партнером, и оторвался бы снова, но разрыв так и замер на отметке 3 секунды.

В конце 43-го круга Михаэль второй раз заехал на пит-лейн. Дозаправка и смена шин заняли небольшие 6,8 секунды, и только тут в McLaren поняли, что немец идёт на тактике трёх пит-стопов. К слову, в этот момент Браун и сказал по радио про 19 кругов, за которые нужно отыграть 25 секунд.

В принципе, в Уокинге могли отреагировать и перевести Хаккинена на три пит-стопа – ситуация на трассе позволяла. Но они просто-напросто не поверили, что Шумахер сможет компенсировать время, затраченное на дополнительный пит-стоп, и останется впереди их пилотов. Так что они не увидели ничего страшного в том, что Култхард и Хаккинен после своих пит-стопов на 44-м и 46-м кругах соответственно оказались позади Михаэля.

© F1
Фото: F1

Справедливости ради надо отметить, что просчитались в McLaren не без помощи обстоятельств. Вскоре после второго пит-стопа Хаккинен столкнулся с проблемами: в передней подвеске отсоединился стабилизатор поперечной устойчивости, из-за чего заметно ухудшилось поведение машины. С каждым кругом Мика терял скорость всё больше и больше, и в конце концов Култхард уперся в напарника. Шесть кругов на капитанском мостике британской команды разбирались, что делать и как быть, пока на 52-м круге наконец не отдали Хаккинену приказ пустить Дэвида вперёд.

Шумахер к моменту размена позициями в McLaren уехал уже на 11 секунд, несмотря потерю 5 секунд при вылете на 52-м круге. До третьего пит-стопа ему оставалось ещё 10 кругов. Следовательно, пилот Ferrari должен был отыграть ещё 14 секунд, чтобы остаться на лидирующей позиции, и у него получилось! Но какими такими усилиями Шумахер отыграл 14 секунд за 10 кругов, как он умудрился промчаться в среднем на 1,8 секунды быстрее своего главного соперника? Причин было несколько.

© F1
Фото: F1

Во-первых, на борту машины Ferrari было на 30 кг топлива меньше, чем в баке машины его основного преследователя. А каждые 10 кг на Хунгароринге это примерно 0,365 секунды, итого получаем 1,1 секунды преимущества с круга.

Во-вторых, Култхард столкнулся с повышенным износом мягких шин в жарких условиях, тогда как у Шумахера на жёсткой резине, наоборот, был полный порядок. Это ещё пару десятых секунды преимущества.

«После второго пит-стопа я не мог ехать так же быстр, как на предыдущем стинте. Шины перестали работать, я словно упёрся в невидимую стену. Мне не хватало скорости даже на чистой трассе», – посетовал Дэвид после финиша.

Ну и наконец, не менее важную роль сыграл великолепный пилотаж Михаэля. В квалификации накануне немецкий гонщик проехал с результатом 1.17,366. Если уравнять с количеством топлива в баках и состоянием шин перед третьим пит-стопом, то в гоночном эквиваленте получим 1.19,9. Именно в таком среднем темпе Михаэль провел этот решающий отрезок гонки с 52-го по 61-й круг. Мало того, на предпоследнем круге он проехал на 0,6 секунды быстрее – 1.19,3! Да, топлива в баках было мало, но ведь и резина к концу стинта оставляла желать лучшего. Добавьте к этому тот факт, что Михаэль ещё и терял время при обгоне круговых.

КругШумахерКултхардОтрыв
521.25,8 1.23,611 сек.
531.20,71.23,714
541.19,91.21,916
551.21,01.21,216,2
561.20,21.21,517,6
571.20,11.21,418,8
581.19,61.22,221,4
591.20,01.21,723,1
601.19,31.21,125
611.19,51.20,526,9

Так что Шумахер выдал серию из двух десятков квалификационных кругов, как и просил Браун, и сполна реализовав авантюрную задумку технического директора Ferrari...

Источник: https://www.formula1.com/en/latest/article.hungary-1998-how-a-classic-schumacher-brawn-gamble-snatched-victory-from

© F1
Фото: F1

Комментарии для сайта Cackle