Откуда Себастьян Феттель черпает желание побеждать?

Эд Стро
8 ноября 2013 в 12:04

На минувшем этапе чемпионата в Абу-Даби Себастьян Феттель одержал одну из самых убедительных побед в сезоне. Эд Стро пытается разобраться в секрете успеха немца и его неумолимой воли к победе

Хотите знать, почему Себастьян Феттель, уже обеспечивший себе четвертый подряд титул чемпиона мира и в одиночку заработавший столько очков, что с запасом
хватило бы на победу в Кубке конструкторов, продолжает выигрывать гонку за гонкой?

Ответ прост: он понимает, сколь скоротечным и мимолетным может быть успех - вне зависимости от его гоночного мастерства. Этот урок усвоить бывает очень непросто, в особенности молодому 26-летнему парню, но все говорит о том, что Себ это все понимает.

На данный момент в активе Феттеля есть 37 побед на Гран При. Вероятно, он сможет выиграть и две заключительные гонки сезона, и тогда выигранных гонок у него станет 39.

А вот дальше… Кто знает? Наверняка Себ еще получит шансы выигрывать в гонках и претендовать на новые титулы, но не факт - никто не знает, что готовит нам будущее…

Если бы вас спросили в конце 2007 года, сколько титулов на двоих завоюют в ближайшие шесть сезонов Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо, что бы вы ответили? Могли ли вы себе представить, что это случится всего единожды? Меж тем, в 2008 году Льюис завоевал титул, выступая за McLaren - и всё.

Думал ли Жак Вильнёв, пропуская вперед двух пилотов McLaren на Гран При Европы 1997 года (тогда, в Хересе, ему хватало и третьего места для победы в чемпионате), что никогда больше в своей карьере не займет второго места в гонке, не говоря уже о победах? Да и на подиум-то поднимется еще всего четыре раза…

В Бразилия-2012 Феттель едва не упустил титул на первом круге © LAT
В Бразилия-2012 Феттель едва не упустил титул на первом кругеФото: LAT

В карьере Феттеля было несколько моментов, когда все могло пойти совсем иначе. Да, сейчас на его кепке красуются четыре чемпионские звезды, но что было бы, не намудри в Ferrari с тактикой на Гран При Абу-Даби в 2010-м? Конечно, чемпионом тогда стал бы Фернандо Алонсо.

Или если бы на Гран При Бразилии прошлого года последствия столкновения, в которое немец угодил на первом круге, оказались чуть более серьезными… Чемпионских титулов сейчас было бы уже на два меньше.

Такие успехи, достигнутые в упорнейшей борьбе с минимальным перевесом, не проходят даром - вы начинаете осознавать, что успех мимолетен, а песчинки побед могут с легкостью утекать сквозь пальцы.

Это, в частности, может объяснять, почему Себастьян был вновь полон желания уверенно победить на прошедшем в минувший уик-энд Гран При Абу-Даби. Он не допустил ни малейшей ошибки, в очередной раз продемонстрировав свое полное превосходство. С того момента, как немец поравнялся на стартовой прямой с Марком Уэббером, и до самого клетчатого флага ни у кого не возникало сомнений в исходе гонки, о чем свидетельствуют и цифры.

ПЕРВЫЙ КРУГ

Первый круг Себастьян закончил, выигрывая 1,985 секунды у идущего вторым Нико Росберга, тогда как Марк Уэббер проигрывал паре немцев еще 2,699 секунды. Но поскольку первый круг гонки обычно не раскрывает полной картины, оставим его за скобками.

ПЕРВЫЙ ОТРЕЗОК

Поскольку Уэббер заехал в боксы уже на восьмом круге дистанции, их с Феттелем темп по ходу первого отрезка можно сравнивать лишь на протяжении шести кругов (со второго по седьмой). Оба пилота были на более мягком составе резины, но перед Себастьяном простиралась свободная трасса, а Марк находился позади Росберга. Вероятно, это помешало австралийцу показать свою истинную скорость.

Как бы то ни было, на момент заезда Уэббера в боксы его отставание от напарника составляло 9,771 секунды, что равносильно 1,179 секундам проигрыша на каждом круге.

Феттель объехал Уэббера на старте – и исчез из виду © LAT
Феттель объехал Уэббера на старте – и исчез из видуФото: LAT

Кроме того, Себастьян смог проехать на изначальном комплекте шин на шесть кругов больше австралийца. За это время он еще увеличил отрыв от напарника. После своего первого пит-стопа чемпион вернулся на трассу в 18,381 секунды впереди Уэббера, несмотря на то, что провел в боксах на 1,1 секунды больше.

После пятнадцати кругов дистанции (27,2% всей гонки) Себастьян, по сути, обеспечил себе уже почти две трети (59,6%, если быть точными) итогового преимущества на финише.

К тому же, он также добился преимущества по резине, поскольку смог продержаться на трассе на шесть кругов дольше напарника.

ВТОРОЙ ОТРЕЗОК

Из-за тех же "лишних" шести кругов, что Феттель смог проехать до визита в боксы, протяженность участка, на котором вновь можно сравнивать скорость двух пилотов Red Bull Racing во второй части гонки, оказалась ограничена семнадцатью кругами - с 16-го по 32-й.

На этом промежутке немец увеличил свой отрыв от Уэббера еще на 12,264 секунды, что в среднем составляет 0,724 секунды преимущества с круга.

Однако эти цифры не вполне точно отражают действительность. Во-первых, с 16-го по 20-й круги Марк атаковал и в итоге обогнал Росберга, что не могло не сказаться на его темпе. Если исключить этот отрезок, остаются круги с 21-го по 32-й. Здесь преимущество Феттеля составило 4,086 секунды, что соответствует 0,341 секунды с круга.

Даже с поправкой на трафик Себ был намного быстрее Марка © LAT
Даже с поправкой на трафик Себ был намного быстрее МаркаФото: LAT

Можно говорить, что эта величина довольно точно отражает истинное положение вещей, поскольку и топлива на тот момент времени у обоих пилотов было примерно поровну. А учитывая невысокую степень износа на этой трассе сликов Medium, можно пренебречь тем фактом, что шины Уэббера прошли на шесть кругов больше.

Если даже списать на этот фактор пять сотых с круга, что довольно щедро, все равно разница между двумя гонщиками составит порядка 0,3 секунды.

Стоит помнить и о том, что на этой стадии гонки Себастьян, похоже, немного сбавил темп. У Марка было гораздо меньше поводов для того, чтобы расслабиться - Нико Росберг был не так далеко позади.

ТРЕТИЙ ОТРЕЗОК

Неудивительно, что Уэббер вновь первым заехал в боксы, где ему поставили более жесткую резину - на этот раз пит-стоп состоялся на четыре круга раньше, чем у Феттеля.

На тот момент превосходство Себастьяна составляло уже больше полуминуты, а после выезда с пит-лейна, где он провел на 0,6 секунды меньше, немец опережал напарника на 31,348 секунды.

Весь третий отрезок Феттель провел в спокойном режиме, о чем однозначно свидетельствовали его переговоры со своим гоночным инженером Гийомом Рокленом - по радио Рокки сообщил пилоту о том, чтобы тот не гнался за быстрыми кругами и аккуратнее действовал в трафике (в итоге Феттель нарушил оба предписания).

В действительности, на последнем отрезке дистанции, если считать круги с 39-го по 55-й, Уэббер отыграл у партнёра по команде 0,591 секунды. Однако попытка Себастьяна установить лучшее время на 51-м круге (1.43,893) явно даёт понять, что у немца был большой запас – в то время как Уэббер, которого по-прежнему весьма активно преследовал Росберг, свой наивысший результат показал за шесть кругов до конца гонки – и составил он 1.44,364.

В воскресенье Феттель не оставил соперникам шансов, заставив забыть о неудачах квалификации © LAT
В воскресенье Феттель не оставил соперникам шансов, заставив забыть о неудачах квалификацииФото: LAT

Износ резины на машинах обоих пилотов к тому моменту был сопоставим - Феттель на своём комплекте проехал 14 кругов, а Уэббер - 16. Так что потенциалом шин можно пренебречь, ну или допустить, что более свежий комплект немца мог дать ему преимущество порядка 0,017 секунды с круга.

Кроме того, у Уэббера, по всей видимости, было топлива на два лишних круга - с учетом всех перечисленных факторов, можно в итоге сделать вывод, что Себастьян и на этом отрезке имел возможность ехать в среднем на 0,3 секунды быстрее напарника.

Звучит не слишком солидно, но по меркам Формулы 1 три десятых - это целая пропасть. Что впечатляет еще больше - Феттель, как и всегда, не просто имел перевес, но и смог по максимуму использовать его.

Непосредственно со старта, который удался ему лучше, чем Уэбберу, немец начал наращивать свой отрыв на свободной трассе, одновременно экономя резину. Даже несмотря на то, что почти весь третий отрезок Себастьян провел в прогулочном темпе, его преимущество под клетчатым флагом составило более полуминуты.

В этом и состоит секрет его превосходства. Несмотря на небольшую оплошность в квалификации, в гонке Себастьян выложился полностью, почти удвоив свое расчетное преимущество (55 кругов * 0,3 секунды = 16,5 секунд) к концу дистанции.

И, поверьте, он мог ехать еще быстрее.

Прошедшая гонка лишний раз доказала, что итоговое преимущество складывается не только из чистой скорости пилота на трассе - для этого необходимо собрать воедино множество факторов.

Постойте, но ведь чемпионский титул у него уже в кармане - так зачем же он все это делает?! Просто Себ понимает, что каков бы ни был его уровень, в следующем году - со всеми грядущими изменениями - все это может закончиться. Никто не может быть уверен, что его удачная полоса будет длиться до бесконечности..

Феттель наверняка сможет выиграть еще не одну гонку и не один титул. Он слишком хорош, чтобы не сделать этого.

Но не стоит забывать, что в спорте, где даже лучшим из лучших необходимо уметь оказываться в нужное время и в нужном месте, никому ничего не гарантировано.

Себастьян Феттель
Себастьян Феттель

  • Поделиться: