Урок для толпы
Социальные медиа стали в последнее время серьезной силой. Однако Эд Стро считает, что пример Ромена Грожана отлично демонстрирует, что Формуле 1 не всегда следует прислушиваться к мнению толпы
Ни в одной спортивной дисциплине невозможно достичь настоящего успеха, используя консервативный подход. В Формуле 1, где разница между победой и провалом измеряется тысячными долями секунды, это утверждение верно вдвойне.
Менталитет группы по своей природе консервативен: именно поэтому те, чьими делами занимаются большие компании, редко становятся звёздами спорта. Эта мысль плавно подводит нас к социальным медиа – своего рода онлайн-версии толпы в XXI веке.
Легче всего оплакивать "старые добрые времена" – такая привычка свойственна природе человека. На самом деле, социальные медиа-платформы, вроде Twitter сами по себе являются хорошей придумкой, но там неизбежно превалируют те, кто кричит громче всех.
Безусловно, немало и тех, кто участвует в обсуждениях и не попадается в эту ловушку, однако проблема в том, что культура мгновенных комментариев поощряет поспешные выводы одних при ленивом соглашательстве других.
Слишком часто данные процессы губят на корню важные дискуссии. Иногда это правильно, иногда нет, но преобладающее мнение редко меняется из-за сомнений со стороны.
Ну а теперь, наконец, о Ромене Грожане… Двенадцать месяцев назад все дружно сходились во мнении, что он идиот, не способный просто вести машину по прямой, и что его следует раз и навсегда выдворить из Формулы 1, заменив стабильными гонщиками, пусть даже с меньшим потенциалом.
Однако его перерождение в пилота не просто хорошего надёжного, но в первоклассного мастера, безусловно способного бороться за победы, свидетельствует обо всех слабостях мнения толпы.
Конечно, в прошлом году Грожан допустил несколько ужасающих ошибок. Он справедливо получил наказание в виде отстранения от участия в одном этапе после того, как спровоцировал аварию в первом повороте Гран При Бельгии.
Кроме того, его необдуманная попытка обойти HRT Педро де ля Росы в первом сегменте квалификации на Интерлагосе демонстрирует не столько неумение ориентироваться в пространстве, сколько неспособность правильно оценивать степень риска.
Неизбежно так называемый "коллективный здравый смысл" взваливал вину за каждый инцидент на плечи самого Грожана, даже, если француз не делал ничего неправильного – как, например, в столкновении с Пастором Мальдонадо во время Гран При Австралии 2012 года.
Излишняя "тяга" Ромена к разного рода инцидентам поставила продолжение его карьеры под большое сомнение. Однако перед лицом всё нарастающей критики в Lotus поверили в природный талант своего пилота и попытались сделать так, что если уж пилоту не удастся раскрыть свой потенциал, то вовсе не потому, что ему не дали такого шанса.
Такой подход принес свои плоды – теперь у Lotus есть пилот, который во второй половине минувшего сезона был одним из лучших исполнителей в пелотоне. Энстоунцы оказались в выигрыше, распознав серьезный потенциал пилота и дав ему время для самореализации. В мире поспешных суждений этого бы никогда не произошло.
В Формуле 1 по-настоящему выдающийся пилот в состоянии обеспечить команде нужный результат – лишь взгляните на стремление McLaren вновь заполучить Алонсо несмотря на всё, что произошло в 2007-м году. Вот и в Lotus увидели в Грожане нечто большее, нежели просто хорошие навыки. Команда дала своему пилоту возможность раскрыться вместо того, чтобы его увольнять.
Этот подход едва не привёл к провалу в Монако, когда Грожан разбивал свою машину о барьеры в пятницу и в субботу, квалифицировался в итоге гораздо ниже, чем должен был и подлил масло в огонь, "догнав" Даниэля Риккардо в гонке.
Всем было понятно, что терпение вот-вот лопнет, но в Lotus – в том числе и руководитель команды Эрик Булье – посчитали, что ставить на Грожане крест все же рано.
После такого этапа в Монако гонщик просто обязан был собраться. И после Гран При Канады, который был испорчен стратегической ошибкой в первом сегменте и штрафным проездом по пит-лейн по ходу гонки, уровень его выступлений пошёл вверх.
В этот момент, когда даже те, кто верил обещаниям Грожана исправиться, начали сомневаться в его словах. Мы в AUTOSPORT пристально следили за его карьерой и видели потенциал француза даже во время непростой кампании 2012-го года – в особенности после того, как он смог вернуться в Большие Призы после крайне неудачных выступлений за Renault во второй половине сезона-2009. Однако на экваторе прошедшего чемпионата даже у нас возникли сомнения.
В преддверии Гран-При Германии мы опубликовали статью, озаглавленную "Не пора ли самородку раскрыть свой талант?" В ней звучало мнение, что часы для Грожана уже тикают – на тот момент француз не раз имел возможность оказаться на подиуме, но никак не мог всё сделать правильно.
Булье тогда заявил: «Ромену просто необходимо раскрыть собственный талант и выкинуть из головы все свои страхи». Именно это Грожану удалось сделать наилучшим образом во второй половине сезона.
Если бы мнение толпы всё же взяло в какой-то момент верх, он никогда бы не получил шанс стать тем, кем является сейчас: пилотом, способным регулярно бороться за победы в самом ближайшем будущем.
Эта ситуация должна стать ярким уроком для тех, кто привык делать поспешные выводы. Подумайте о современных реалиях Формулы 1, где практически нет тестов: два с половиной года в Больших Призах за спиной Ромена лишь чуть более 6000 испытательных километров. Это меньше той дистанции, что проехал Льюис Хэмилтон еще до своего дебюта в Гран При, и даже рядом не стоит с 92-мя тестовыми днями Хейкки Ковалайнена, проведенными перед тем, как в 2007-м году выйти за рулем Renault на старт своей первой гонки.
Так что, любители социальных медиа-ресурсов – продолжайте, пожалуйста, обсуждать наш великолепный вид спорта, который существует как раз благодаря болельщикам. Прежде у вас не было такой славной платформы для выражения своего мнения – но помните, что подобное общение накладывает и определённый уровень ответственности за свои слова.
Критикуйте ошибки, но старайтесь избегать "ленивого соглашательства", которому по силам разрушить карьеру потенциально блестящих пилотов и оставить в Формуле 1 лишь консервативных и стабильных исполнителей, которые превратят захватывающее зрелище в рутину.
Конечно, это отнюдь не означает, что Ф1 будет бесконечно терпеть диких и необузданных пилотов – но, по крайней мере, у них будет шанс обрести себя и немного остыть. Достаточно вспомнить Жиля Вильнёва в первые дни его карьеры – это прекрасный пример пилота, которого осуждали, но которому дали время созреть.
Короче говоря, цените потенциал, а не посредственность. Именно это позволяет рождаться настоящим триумфаторам.